Первая Международная строительно-художественная выставка в России

1 стр. из 1

Почти столетие назад

Идея устройства Международной строительной выставки родилась в недрах Общества гражданских инженеров, основанного в 1894 году. Организация бывших выпускников Института гражданских инженеров (ранее — Строительного училища) создавалась как общество взаимопомощи. Только что закончившим учебное заведение оказывалось содействие в поиске работы, тем, кто уже трудился на благо Отечества, – помощь в решении насущных технических и инженерных вопросов. Всем нуждающимся членам, вдовам и сиротам предлагалась материальная поддержка. С 1899 года все текущие дела отражались в собственном ежемесячном печатном органе – «Известиях Общества гражданских инженеров». На заседаниях Общества разрабатывались «проекты постановлений по строительной части», проводились ежегодные конкурсы на лучшие архитектурные и инженерные проекты, присуждались медали. К 1908 году Общество обладало довольно крупным основным капиталом, а в его состав входило 900 человек. Замысел создания Международной строительной выставки вынашивался более двух лет. По первоначальному проекту она должна была состояться еще в 1906 году. Уже начал действовать организационный комитет, но события революции 1905 года заставили пересмотреть сроки проведения. Иностранцы категорически отказывались от участия в выставке, не рискуя что-либо экспонировать в стране, «организм которой чуть ли не ежедневно и ежечасно колебали политические потрясения». Выставку решено было отложить ровно на один год, но сменился состав правления Общества, и долгое время работа почти не велась. Деятельность по организации выставки была возобновлена лишь к осени 1907 года.

Начало

Получив санкцию от Чрезвычайного общего собрания, организаторы начали поиски места размещения экспозиции. Обширных помещений, пригодных для проведения выставок, за исключением Михайловского манежа, в Петербурге в то время не было. Последний же был задействован на два года вперед под проведение других мероприятий. После недолгих колебаний было принято решение устроить выставку на открытой площадке, выстроив специальное здание для экспонатов, боящихся непогоды. Поиски увенчались успехом, и в декабре 1907 года был арендован участок в Новой Деревне на берегу Большой Невки, известный под названием «Ливадия», площадью 3 500 квадратных саженей. Почти в то же время были «выпущены и поступили в продажу учредительские билеты ценою в 10 рублей по устройству Строительно-художественной выставки, организованной Обществом гражданских инженеров». Комитет определил сроки работы выставки: с 15 мая по 15 августа 1908 года, а также избрал архитектора выставки, которым стал А. А. Алексеев. Следующей, самой существенной задачей комитета было привлечение на выставку экспонентов. На приглашение откликнулось множество фирм, и к 7 апреля 1908 года число участников уже достигало 200. В связи со все возраставшим интересом стал сказываться недостаток места в Новой Деревне, поэтому оргкомитет принял решение о расширении выставочной площади и выбрал для этой цели участок на противоположном берегу Большой Невки, сообщение с которым планировалось осуществлять паромами и пароходами. По замыслу архитектора А. А. Алексеева, внешнему виду выставки решено было придать характер петровской эпохи и создать своеобразный городок по обеим сторонам реки. Организаторы планировали создать грандиозный проект, который должен был стать гвоздем сезона и привлечь массу публики. Для этой цели был запланирован целый ряд увеселений для посетителей. Наконец, начались работы по составлению проектов и строительству: концертного зала на 1 500 мест, двух общих павильонов, ресторанов, музыкальной эстрады, крытого виадука от реки на участок и машинного отделения. Смета расходов неимоверно росла и вскоре достигла 270 тыс. руб. Такая огромная сумма позволяла сделать выставку богатой, пышной и интересной, однако почти не было надежды на покрытие расходов, так как для экспонентов была установлена сравнительно низкая плата за участие: 30 руб. за кв. м в крытом павильоне и 7 руб. 50 коп. на выставочной площади для устройства собственных павильонов и киосков. (Для сравнения: стоимость обеда в ресторане в тот период составляла 2 руб. 50 коп.) Поэтому главной статьей доходов должна была стать входная плата. С невероятными усилиями комитет старался закончить оборудование выставки к намеченному сроку. За удивительно короткий срок — всего за 29 дней — удалось осуществить постройку весьма живописного концертного зала с громадным куполом и лепными украшениями по проекту архитектора выставки А. А. Алексеева. Многие крупные компании и государственные учреждения, арендующие места на выставочной площади, привлекали к работе над сооружением своих павильонов и киосков известных зодчих. Достаточно назвать такие имена, как Л. Н. Бенуа (павильон Министерства Императорского Двора), А. А. Бернаддани (павильон Министерства торговли и промышленности), К. И. Розенштейн (павильон русско-шведского завода бетонных труб «Андрей Б. Эллер»).

Свершилось!

Официальное открытие выставки состоялось 15 мая 1908 г. В 16 часов начался торжественный молебен, после которого посетители и участники (из России, Финляндии, Англии, Германии и Австро-Венгрии) были приглашены на территорию выставки, знакомство с которой происходило под стук топоров, звуки пил, звон стекла и запах краски. «Биржевые ведомости» с иронией писали о небывалом зрелище, которое представляла собой выставка в первый день: «Она открывается, чтобы петербуржцы могли увидеть, как строится… строительная выставка… Ко дню открытия выставки множество зданий — а их на тот момент было около 50 — не вполне готовы и экспонатов здесь немного, однако это было в порядке вещей — чуть ранее в Марселе была открыта электро-техническая выставка — при наличии всего одного экспоната». Впоследствии устроители выставки сетовали: «То, что на заграничных выставках бывает всякий раз и принимается как заграничное зло (выставки больших размеров никогда не бывают готовы ко дню открытия), встречается обществом и прессой с добродушным весельем, то у нас было принято со злобным недовольством. Были закрыты глаза и на цели выставки, и на ее значение, и на бескорыстность устроителей. К сожалению, приходится отметить, что и наши административные круги Петербурга отнеслись к выставке если не с такой точки зрения, то с еще более худшей и тем окончательно подорвали материальный успех выставки».

Смотреть подано!

Одной из основных задач организаторов выставки было «привлечение внимания широкой общественности и специалистов к современным техническим достижениям в области строительства и архитектуры, а также в других областях науки и техники применительно к строительному делу». Выставка 1908 года состояла из восьми разделов (или «отделов» по терминологии того времени): — строительные материалы и их применение; — санитарное зодчество; — произведения различных ремесел и заводской промышленности по строительному делу; — механические и электрические двигатели в применении к строительному делу; — противопожарные технические устройства; — художественное убранство жилищ и отдельных зданий внутри и снаружи; — специальная литература и учебные пособия; — отдел ретроспективы. Для успешной работы выставки был создан ряд комиссий: строительная, контрольная, комиссия по устройству развлечений и бюро печати. Другой немаловажной задачей было привлечение на выставку широкой публики. Для петербургского обывателя главной приманкой, по мнению устроителей выставки, могла послужить возможность, не тратя слишком много времени и денег, провести вечер на воздухе, слушая хорошую музыку. Здесь организаторы постарались на славу: были приглашены четыре симфонических оркестра. Один из них — прекрасный оркестр графа А. Д. Шереметева под управлением М. В. Владимирова — уже в первый день привлек на выставку тонких ценителей музыки и пения. Концерты давались ежедневно, несколько раз дирижировал сам А. К. Глазунов. В программу выставки были также включены дневные представления берлинского театра «Урания», прославившегося в Европе своими световыми панорамами. Старые бревенчатые руины, оказавшиеся на территории выставки, были превращены в читальный зал, куда бюро газетных вырезок организовало доставку около 200 русских и иностранных газет. Там же продавались книги, в том числе коммерческая литература. Следуя примеру американцев «after serious to shoch a little» (после серьезного хорошо немножко пошутить), любители острых ощущений могли «за небольшую плату» отправиться в путешествие по воздуху на привязном воздушном шаре, дабы обозревать выставку и прилегающие к ней окрестности с высоты птичьего полета.

Экспонаты: дорогие и не очень

Настоящим гвоздем программы стала «Выставочная труба» инженера-технолога И. К. Русвурма. Ее возведение началось уже во время выставки — к всеобщему удовольствию публики, имевшей возможность наблюдать за ходом строительства и оборудования самого дорогого экспоната (сооружение обошлось автору в 16 тыс. руб.). Сорокаметровая труба привлекала к себе всеобщее внимание и позднее. На высоте 12 м на ней была оборудована площадка и спущен вниз «Веселый желоб», по которому на салазках без полозьев мог бесплатно спуститься вниз любой желающий. Этот вид развлечения пользовался на выставке шумным успехом. На высоте 35 м была установлена вторая смотровая площадка, подняться на которую (уже — за небольшую плату) можно было при помощи электрогидравлического лифта, установленного прямо в трубе. Другие экспонаты, представленные на выставке, были также необычайно интересны. Отличался оригинальностью павильон русско-шведского завода «Андрей Б. Эллер», весь составленный из разного калибра и величины труб. Обращал на себя внимание павильон Первой столярной фабрики «Буман» — типичная финляндская дачка с полной мебельной обстановкой и убранством. Гранитный павильон Восточно-Финляндского гранитного общества был сооружен из семи различных по цвету и строению сортов гранита. Внутри этого павильона мебельщик Буман экспонировал несколько комнат, причем их убранство и декор менялись каждый день. Витражи, стекло всех сортов и расцветок были представлены в павильоне стекольного завода М. Л. Франка. Продукция этого общества уже завоевала международное признание, чему свидетельством были Гран-при и Большая Золотая медаль на Всемирной парижской художественно-промышленной выставке 1900 г. Целый ряд иностранных фирм, таких как Otto Deutz (Кельн), Moritz Hille (Дрезден), Hietz et weiss (Нью-Йорк), De-Dion, Bouton et Co, представили на выставке в общем электромеханическом павильоне газовые, нефтяные и бензиновые двигатели. В павильоне Северо-Американских Соединенных Штатов были размещены бурильные машины для исследования почвы, бурения колодцев и скважин. Товариществом завода пневматических машин была продемонстрирована в работе буровая вышка. В павильоне К. Винклера были представлены литейная продукция и образцы из кованого железа, в павильоне Зиггеля — приборы для отопления и вентиляции, паровые кухни, прачечные. Большое внимание выставка уделила очистке воды. Ряд фирм представили аппараты для стерилизации, опреснения, озонирования и фильтрации воды. Здесь даже был размещен бассейн для биологической очистки сточных и канализационных вод (прообраз современного аэротенка). В центре внимания специалистов и широкой публики были и работы из новых и модных в то время материалов – бетона и железобетона. Кстати, и сегодня, почти столетие спустя, один из экспонатов выставки 1908 г. петербуржцы могут наблюдать на Каменном острове — это железнодорожный навес на двух опорах, чем-то напоминающий современную автобусную остановку. Товарищество «Железобетон» инженера И. Гиршсона сотоварищи строило на века. Из противопожарных технических устройств на выставке были представлены: коллекция огнетушителей фирмы Minimax (Берлин), автоматические огнетушители системы Линцера фирмы «Рудзкий и Ко», а также пенный огнетушитель «Эврика», изобретенный нашим соотечественником А. Г. Лораном и получивший на выставке высокую оценку. Журнал «Пожарное дело» по этому поводу писал: «Успех тушения превосходит, по крайней мере, в 10 раз способы тушения водой. Этими аппаратами снабжены все пожарные части Санкт-Петербурга, не говоря о казенных и частных заводах, правительственных учреждениях, театрах, железных дорогах...». Не только частники К нескольким сотням частных фирм, участвовавших в выставке, присоединились и многие правительственные и общественные учреждения: Министерство Императорского Двора, Министерство торговли и промышленности, Министерство путей сообщения, военно-инженерное ведомство, Петербургская уездная земская управа, городское общественное управление и пр. В частности, в павильоне Петербургского городского общественного управления посетители выставки могли получить представление о состоянии городского хозяйства. Министерство путей сообщения, помимо своей механической лаборатории, в которой посетителей знакомили со способами испытания и приемки строительных материалов, демонстрировало чертежи и модели гражданских сооружений. Особое внимание посетителей привлек проект переустройства места, занятого Петропавловской крепостью, для возведения на нем государственных учреждений. Автор этого абсурдного, с точки зрения современности, проекта полагал, что Петропавловская крепость давно утратила свое назначение в качестве защиты от внешнего врага, была местом заключения и суда и представляла полный анахронизм, занимающий одно из красивейших мест Петербурга. Сейчас подобные идеи могут вызвать лишь улыбку. Присутствие на выставке художественных работ из дерева, камня, образцов иконописи, картин, лепных статуй делало выставку еще более интересной и привлекательной.

Итоги

По итогам работы выставки Главный экспертный совет произвел награждения победителей и присудил 58 золотых, 60 серебряных и 59 бронзовых (больших и малых) медалей, а также 69 похвальных листов, учрежденных Министерством торговли и промышленности и Обществом охранения здоровья. Только больших золотых медалей было 29, так что перечислять лауреатов мы не станем. Однако сами формулировки наградных листов достойны цитирования. Так, Товарищество для производства глухоозерского портландцемента удостоилось высокой награды «за отличную постановку цементного производства», наследники графа Шувалова — «за отличное производство кровли из жести», Торговый дом «Андрей Б. Эллер» — «за усовершенствование цементных канализационных труб». Выставка не прошла бесследно и принесла большую пользу прежде всего производителям и потребителям рынка строительных услуг. Публика смогла ознакомиться с новейшими достижениями и изобретениями в стройиндустрии и смежных отраслях промышленности. Помимо всего прочего, на выставку были организованы бесплатные экскурсии учащейся молодежи, членов образовательных учреждений и различных рабочих обществ. Однако Общество гражданских инженеров, как главный устроитель выставки, получило в своем бюджете серьезную брешь — убытки на сумму 150 тыс. руб., что составляло примерно половину денег, затраченных на выставку. Так и не оправившись после подобного финансового потрясения, год спустя оно прекратило свое существование.

Послесловие

Сегодня и нам представилась возможность, посетив престижную выставку, окунуться в безграничный мир строительства и стать свидетелями действа, называемого Международный строительный форум «Интерстройэкспо», который продолжает самые лучшие традиции события вековой давности.

Дата: 12.11.2001
Татьяна ВОРОНИНА
"Петербургский строительный рынок" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!