Инвестиционный климат в Ленинградской области теплее, чем в Санкт-Петербурге

1 стр. из 1

Опрос крупных инвесторов позволил сделать вывод, что Ленинградская область сегодня является более привлекательной для иностранных инвесторов, нежели Санкт-Петербург. Основные причины подобной оценки таковы: l несовершенство нормативной базы в части налоговых льгот и гарантий для инвесторов; l высокие административные барьеры, существующие в Санкт-Петербурге, в особенности на этапе размещения предприятий; l ведомственная разобщенность и несогласованность комитетов администрации города и других ведомств в вопросах регулирования инвестиционной деятельности. Между нормативными актами регионов есть различия, на основании которых нельзя сделать вывод о том, что нормативная база Санкт-Петербурга существенно хуже. Тем не менее существует возможность по ее улучшению и доработке. Кроме того, в ходе анализа было установлено, что вступление в 2002 г. в действие новых норм федерального законодательства существенно ограничивает возможности регионов в области инвестиционной деятельности в таких сферах, как регистрация компаний или налоговое регулирование. В то же время другие федеральные акты, вступившие в силу, такие как, например, Земельный кодекс, создают правовой вакуум на местном уровне. Налог на прибыль Со вступлением в силу главы 25 НК РФ изменены ставка налога, возможность предоставления льгот, порядок распределения налога по бюджетам разного уровня, порядок определения доходов и расходов предприятия. Не оценивая в целом значение нововведений в регулировании налога на прибыль, можно уже сейчас констатировать следующее. Даже при снижении ставки налога до 24% и одновременной отмене всех льгот (и что особенно важно, так называемой инвестиционной льготы) отчисления предприятий по налогу на прибыль в 2002 г. будут значительно выше аналогичных показателей предыдущих лет. Особенно это касается предприятий, вкладывающих средства в развитие производства. Поэтому инвесторам необходимо компенсировать предстоящие потери, используя для этого возможности, предоставленные Налоговым кодексом РФ, который позволяет субъектам РФ снижать ставку налога на 4% в части сумм, зачисляемых в региональные бюджеты, для отдельных категорий налогоплательщиков. Было бы логично снизить ставку налога на прибыль в Санкт-Петербурге для инвесторов. Кроме того, целесообразным представляется введение льготы по налогу на прибыль для банков и иных кредитных организаций, выдающих кредиты на осуществление капитальных вложений. Для них условием снижения ставки налога на прибыль может быть определенное соотношение сумм кредитов, выданных на вышеуказанные цели, к общей сумме выданных кредитов (10–15%). Данная мера должна стимулировать банки к направлению денежных средств на инвестиционные цели, что также позволит улучшить инвестиционный климат в Санкт-Петербурге. Подобная практика уже существует в ряде субъектов РФ, в частности в Ленинградской и Новгородской областях, инвестиционное законодательство которых является одним из лучших на сегодняшний день в России. Налог на имущество В настоящее время в Санкт-Петербурге льгота по налогу на имущество действует фактически только для крупных предприятий, поскольку стоимость основных производственных фондов или подрядных работ по созданию указанных фондов, при введении в эксплуатацию которых предоставляется льгота, должна как минимум превышать 1 млн. руб. В большинстве же регионов России, где действует подобная льгота, она предоставляется независимо от стоимости имущества и на срок окупаемости инвестиционного проекта. В связи с этим аналитиками предлагается освободить от уплаты налога на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, организации всех отраслей народного хозяйства, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города, фактически осуществляющие финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (в том числе в порядке долевого участия) в части стоимости имущества, приобретенного за счет финансирования капитальных вложений. Это окажет эффективную поддержку малому и среднему бизнесу и для всех инвесторов увеличит срок, в течение которого они смогут пользоваться льготой по данному налогу. Земельный налог Действующая на сегодняшний момент льгота по земельному налогу в Санкт-Петербурге на практике, к сожалению, не нашла широкого применения. Поэтому предлагается использовать условия и сроки предоставления льгот, сформулированные выше, для налогов на прибыль и на имущество. Размещение предприятий, деятельность ИТК Вопросы, касающиеся размещения предприятий в Санкт-Петербурге, были названы иностранными компаниями в числе главных проблем, связанных с инвестиционной деятельностью в городе. При этом эти проблемы можно условно подразделить на две группы: l проблемы, связанные со сложностью и несогласованностью процедур получения земельных участков и согласования проектов; l проблемы выбора участков, подходящих для реализации инвестиционных проектов. В 2000 г. в Санкт-Петербурге было проведено «Исследование административных барьеров», в котором участвовали эксперты Консультативной службы по иностранным инвестициям Мирового банка (ФИАС) и Группы компаний «ИнвестИн». В ходе этого исследования были подробно проанализированы процедуры выделения земельных участков и сформулированы рекомендации по их оптимизации. Исследование, переданное в распоряжение всех основных комитетов Санкт-Петербурга, получило высокую оценку из многих источников, в том числе со стороны специалистов Проекта технического содействия Минфина США. Для получения права на застройку ИТК при предоставлении земли требует провести оценку ее рыночной стоимости. Эту сумму или ее часть (дело довольно туманное и зависит от переговоров) инвестор должен внести в три этапа: 20% сразу, 40% в ходе строительства и 40% по его окончании. Правовая сторона этого вопроса не очень ясна. Поэтому плата официально называется «взнос на развитие городской инфраструктуры», имея в виду, что любое новое строительство нагрузит все виды инфраструктуры, которую содержит городской бюджет (транспорт, загрязнения, дороги, регулирование, надзор, содержание территорий и сетей). В других странах существуют более оптимальные методики оценки земельных участков. Предоставление земельных участков (промышленных площадок) Многие инвесторы отмечают, что Ленинградская область располагает большими по сравнению с Санкт-Петербургом возможностями по размещению предприятий. Это вполне понятно, поскольку Петербург ограничен зонами в пределах городской черты. Однако на самом деле проблема гораздо глубже: инвесторы не располагают информацией относительно существующих промышленных площадок, потенциально пригодных для осуществления проектов, а если такие площадки находятся, то достаточно трудно получить информацию о существующей на них инфраструктуре и стоимости подключения к сетям. Тогда как доступность подобной информации является весьма важным фактором инвестиционной привлекательности региона. Проблему можно разделить на следующие составляющие: l возможность получения информации о существующих промышленных площадках; l собственно наличие удобных индустриальных площадок с соответствующей инфраструктурой; l возможность подготовки площадок для последующей передачи (продажи) инвесторам. Источники информации об объектах, доступных для инвестирования, среди которых есть земельные участки и объекты недвижимости, имеются в нескольких комитетах администрации Санкт-Петербурга. Комитет по строительству администрации города (КС) отвечает за работу с новыми инвестиционными проектами с городской собственностью. В составе комитета существует управление инвестиций, которое и ведет эту работу. Однако по крайней мере 4 других комитета администрации готовы работать с застройщиками, включая выставку инвестиционных проектов, КЭРППТ, Комитет по архитектуре и градостроительству (КГА) и Городской фонд имущества. Каждый из них имеет свою собственную базу объектов, которые не объединены между собой. Кроме адресного списка городских объектов, поддерживаемого Комитетом по строительству, город уже несколько лет создает земельный кадастр, в котором к настоящему моменту инвентаризовано приблизительно 30% городской территории. Этот кадастр поддерживает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для своих целей, и он, в общем, недоступен для инвесторов или широкой публики. Городской комитет по управлению государственным имуществом поддерживает относительно полную информацию о городских объектах недвижимости, предлагаемых в аренду, но эти данные доступны только для тех, кто работает непосредственно с этим комитетом. Таким образом, несмотря на изобилие баз данных об объектах недвижимости, инвесторам достаточно трудно получить информацию о доступных зданиях и участках. Город не имеет ни единой политики относительно информации о недвижимости, ни службы «единого окна» для работы с инвесторами и оценки для них всего диапазона возможных вариантов. Так называемый «адресный список» Комитета по строительству включает только небольшую часть объектов, которые могут быть потенциально доступны для инвесторов, и представляет точку зрения города на объекты, наиболее нуждающиеся в инвестициях. Некоторые местные инвесторы считают, что он содержит в основном жилые здания и большинство из наименее привлекательных объектов. Конечно, инвестор может самостоятельно найти объект, составить инвестиционный проект и попросить включить его в список объектов, доступных для предложений, но, согласитесь, это — слишком длинный путь. Выставка инвестиционных проектов почти полностью посвящена только крупным зданиям и земельным участкам, ранее уже представленным российским инвесторам, которые теперь ищут иностранных партнеров для совместных предприятий. Большинство этих проектов даже имеют детально разработанную проектно-сметную документацию. В каталоге выставки только одно из 16 предложений представляло собой земельный участок, до сих пор не контролируемый каким-либо инвестором. В результате выставка фактически занимается поиском партнеров для российских предпринимателей, нуждающихся в финансировании, а не продвижением свободных земельных участков и зданий для инвесторов, планирующих самостоятельно их использовать. Имеющейся на выставке базе данных на CD-ROM, содержащей описание множества других объектов, очевидно, уделяется меньше внимания, чем крупным проектам. По мнению одного местного профессионала, выставка предлагает инвесторам участие не в проектах, а в строительных «идеях» неопределенного происхождения и правового статуса. Городской земельный кадастр в настоящее время создан лишь частично, поэтому надежная информация об обременениях участков или зданий, предлагаемых инвесторам, часто недоступна, что увеличивает риск инвестиций. Это усугубляется тем фактом, что Комитет по земельным ресурсам, который владеет электронной кадастровой системой, испытывает нехватку ресурсов, чтобы сделать информацию доступной для инвесторов или их консультантов по недвижимости. Комитет утверждает, что, согласно законам и постановлениям, он не имеет права поставлять информацию частным лицам, но и не имеет возможности делать эту работу без соответствующего вознаграждения. Подобный подход противоречит международной практике, где кадастровые системы получают доходы от предоставления информации за плату частному сектору. Трудности с поиском и анализом информации по недвижимости благоприятствуют развитию достаточно большого числа квалифицированных профессионалов рынка недвижимости – брокеров, оценщиков и компаний по проектированию и строительству, – готовых содействовать потенциальному инвестору в поиске места для проекта и его согласовании. Координация действий Нами уже отмечалось, насколько децентрализована и разобщена в Санкт-Петербурге деятельность по привлечению и обслуживанию инвестиций. На сегодняшний день функциями по привлечению инвесторов и работе с ними наделены следующие Комитеты администрации Санкт-Петербурга: l Комитет по экономическому развитию, промышленности, политике и торговле; l Комитет по внешним связям; l Комитет по строительству; l Комитет по управлению городским имуществом; l Комитет по градостроительству и архитектуре; l Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. При этом многие из вышеперечисленных комитетов претендуют на исключительную роль в вопросах инвестиционной политики. Консалтинговые компании, обслуживающие инвесторов, нередко жалуются на то, что полномочия и сферы ответственности отдельных комитетов пересекаются, и потому сложно понять, куда следует обращаться для получения информации или решения вопросов. Естественно, что подобная децентрализация крайне негативно влияет на инвестиционный климат и состояние инвестиционных процедур. Инвестор никогда не может быть уверен, что, работая с одним из комитетов, он будет обладать всей полнотой информации относительно инвестиционного процесса. В ходе проведенного опроса инвесторы отмечали, что основная характеристика, которая напрашивается при оценке административных органов Санкт-Петербурга, — «чрезмерная забюрократизованность». Именно ситуация в сфере координации инвестиционной политики является основным негативным фактором, определяющим недостатки инвестиционного климата. Таким образом, ключом к его улучшению является упорядочение координации инвестиционной политики. В последнее время существует устоявшееся убеждение, что панацеей от административных барьеров является создание «одного окна». При этом нет четкого понимания того, что это такое и каким образом оно может быть создано в российских условиях. Крайней точкой зрения является то, что организации, осуществляющей обслуживание бизнеса по принципу «одного окна», должны быть переданы все функции по организации инвестиционного процесса. Это нереально, однако оптимизация обслуживания инвесторов вполне возможна. Кто ответственный? Первым необходимым шагом является выбор органа, который будет осуществлять координацию инвестиционной деятельности. В Петербурге это может быть Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. В регионах Северо-Запада, хорошо зарекомендовавших себя у инвесторов (Ленинградская и Новгородская области), функции по координации инвестиционной деятельности возложены именно на «экономических» вице-губернаторов и подчиненные им комитеты. Информационная поддержка Начальным этапом координации инвестиционной деятельности должен стать сбор информации относительно инвестиционных возможностей и процедур, ее обработка и создание системы распространения. Если использовать терминологию «одного окна», то, прежде всего, подобное окно должно быть создано в сфере информационного обеспечения. Инвестор должен обладать следующей информацией: l существующие возможности для инвестирования (площадки, объекты недвижимости, их статус); l основные процедуры инвестиционного процесса (органы, осуществляющие процедуру, включая имена и адреса работников, стоимость процедур); l возможности получения поддержки инвестиционных проектов (льготы, гарантии). Консультации Создание инвестиционного банка может состояться только при сотрудничестве всех участников инвестиционного процесса: административных органов с одной стороны и инвесторов – с другой. Для этого необходимо развивать консультативные органы. Прежде всего, следует разработать регламенты взаимодействия с существующими ассоциациями и объединениями предпринимателей. Эти организации собирают мнение своих членов, часто проводят обсуждения различных проблем, а также разнообразные исследования. Сотрудничество с бизнес-ассоциациями может и должно стать одним из важнейших источников актуализации информации об инвестиционных процедурах. В нашем городе существует и достаточно неплохо действует Совет по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга. На взгляд специалистов, его деятельность следует оптимизировать, образовав в Совете постоянные комиссии по следующему признаку: l иностранные инвесторы, действующие на территории города (цель – получение информации об условиях деятельности существующих иностранных компаний); l консалтинговые компании (цель – получение информации о бизнес-процедурах, о компаниях, которые планируют или осуществляют инвестиции на территории Санкт-Петербурга); l партнерские организации, торгово-промышленные палаты, дипломатические коммерческие представительства (получение информации о потребностях компаний, планирующих инвестиции). Кроме того, стоит образовать временные комиссии для решения отдельных вопросов (например разработка концепции технопарков). Такая система позволит наладить «обратную связь» с инвесторами, что обеспечит быстрое реагирование на их нужды. «Одно окно» Создание постоянно действующей информационной системы является важным шагом. Но еще важнее оптимизировать систему сопровождения и обслуживания инвесторов. Консалтинговые компании, получив доступ к собранной информации, конечно, повысят эффективность обслуживания клиентов, однако этого недостаточно. Необходимо внедрять «одно окно» для инвесторов. То есть упростить процедуры там, где это возможно. Обратимся к опыту других регионов. В Великом Новгороде существенно упрощены процедуры получения землеотвода и получения технических условий на проекты строительства (реконструкции). Достигнуто это созданием межведомственных комиссий, в которые входят представители всех служб, ведомств и организаций, задействованных в обоих процессах. Инвестор подает свои документы (проект) в комиссию, и все службы в течение месяца предоставляют свои согласования или технические условия. Таким образом, инвестор полностью избавлен от необходимости обходить все эти службы и сталкиваться с ними лично. Естественно, что создание таких комиссий потребует большой предварительной согласовательной работы. Но в Санкт-Петербурге уже есть удачные примеры создания «одного окна», например в Лицензионной палате. Следует упомянуть еще один важный момент — вопрос децентрализации. Создание «одного окна» на уровне городской администрации в виде межведомственных комиссий не выправит положения, поскольку комиссия может утонуть в потоке обращений. Поэтому логичным будет организовать подобные комиссии на уровне районов. В будущем полномочия по выделению участков должны быть перераспределены на местный уровень.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!