Инвестиционная политика в энергетике Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга Алексей Делюкин. — Алексей Семенович, каково сегодняшнее состояние системы теплоснабжения ТЭКа? — В Санкт-Петербурге используется зависимая по отоплению и открытая по ГВС схема теплоснабжения, в которой системы горячего водоснабжения потребителей присоединяются непосредственно к тепловым сетям. Вода для них готовится в котельных. Данная схема теплоснабжения развивалась фактически без изменений с 1924 г. В 70 гг. появились ЦТП, которые незначительно изменили систему, решив лишь вопрос повышения надежности функционирования систем централизованного отопления зданий при авариях и на магистральных сетях. Около 80% теплового оборудования районных и квартальных котельных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Петербурга» находится в эксплуатации более 25 лет. Оно физически и морально изношено и требует коренной реконструкции. Большинство котлов имеют возраст 30–40 лет. 50% теплопроводов требует капитального ремонта, в том числе около 20% полностью самортизированы. Существующая система имеет и технико-экономические, и социальные, и экологические недостатки. В нашей системе повреждаемость тепловых сетей в 10–20 раз выше, чем при независимой (закрытой) схеме. Наблюдаются значительные потери тепла (до 30%), высокие удельные расходы топлива на производство и транспортировку тепла, большие затраты на эксплуатацию котельных и тепловых сетей, на восстановление дорог и благоустройство территорий после аварий. Потребители получают излишнее тепло в осенний и летний периоды. Из-за больших потерь тепла и количества повреждений на тепловых сетях потребители сталкиваются с низким качеством теплоснабжения. В летний период в квартирах горожан горячая вода (ГВС) отсутствует до 1 месяца. Потребитель получает тепла не столько, сколько нужно, а сколько дают. Одновременно стоимость услуг по теплоснабжению нельзя назвать низкой. — В последнее время растет интерес к проблемам энергоресурсосбережения. Какие мероприятия в этом направлении ведутся в нашем городе? — Опыт показывает, что вложение денежных средств в энергосберегающие технологии в 4–5 раз эффективнее их инвестирования в развитие новых энергетических мощностей. Несмотря на то что действующий федеральный закон «Об энергосбережении» содержит комплекс мер (в том числе и экономических), направленных на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, он носит скорее декларативный характер. Его корректировка привела к тому, что в нашем городе задержано принятие закона Санкт-Петербурга «Об энергосбережении». Как следствие, у нас отсутствует реальный фонд энергосбережения. Поэтому, как начальный этап механизма экономического стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий, в 1999 г. по заданию городской администрации Академическим центром энергоэффективных технологий были разработаны Региональные нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов и воды для предприятий бюджетной сферы. Сегодня на их основе совместно с территориальными управлениями составляется электронная база данных «Энергетический баланс потребления топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями, финансируемыми из городского бюджета». Установление лимитов потребления ТЭР и воды способствует более рациональному использованию ресурсов, снижению объемов потребления и, в конечном счете, экономии бюджетных средств. Однако имеющихся финансовых ресурсов в самом топливно-энергетическом комплексе явно недостаточно для устойчивого функционирования. Создавшееся положение настоятельно требует структурной и экономической реформы энергетических служб и государственного регулирования. В нашем городе разработаны и реализуются три схемы привлечения инвестиций на реконструкцию объектов инженерно-энергетического комплекса. В основе их лежит общая идея – временная задержка снижения тарифа на продукцию при внедрении энергоэффективных технологий. По первой схеме возврат инвестиций осуществляется за счет проводимой администрацией Санкт-Петербурга тарифной политики, предусматривающей снижение издержек инвестиционной компании путем возмещения разницы тарифов на тепловую энергию в течение установленного срока. Так, по инициативе администрации Петербурга в 1998 г. на базе Пушкинского филиала ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» была создана первая инвестиционная компания ЗАО «Лентеплоснаб». При этом из состава ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» был выведен подлежащий модернизации имущественный комплекс с передачей прав пользования им юридически самостоятельному предприятию. Основной задачей являлось привлечение инвестиций на реконструкцию существующей системы теплоснабжения. В результате проведения комплекса мероприятий в течение 3 лет себестоимость выработки тепловой энергии должна будет снизиться на 15%. За истекшие 3 года выполнен большой объем работ. Впервые на Северо-Западе был осуществлен пуск паротурбогенератора ПТГ-1500 для покрытия нужд в электроэнергии муниципальной котельной и выработки электроэнергии во внешнюю сеть. 5 котельных были переоборудованы, переведены в холодный резерв и преобразованы в станции смешения и ЦТП. Была проведена диспетчеризация 9 ЦТП на 2 диспетчерских пунктах с аварийной бригадой. Штат сотрудников сокращен на 43 человека. 7 коммерческих узлов учета газа были заменены на автоматические высокоточные приборы с модемной передачей информации. Установлено 6 частотных приводов насосных агрегатов на котельных и ЦТП. С целью определения потенциала энергосбережения основных квартальных котельных было обследовано более 75% тепловырабатывающих мощностей. На своем выездном заседании в феврале этого года Региональная энергетическая комиссия зафиксировала достигнутое снижение себестоимости на 15%. Вторая схема предусматривает возврат инвестиций за счет специальной транспортной надбавки к тарифу на природный газ. Так, с 1999 г. начал осуществляться российско-итальянский проект по газификации пос. Парголово. Работы ведутся без привлечения средств из бюджета города, только за счет инвестиций ряда итальянских фирм. По окончании возврата инвестиций система газоснабжения Парголово будет передана в собственность Петербурга. В настоящее время завершается строительство второй очереди. В следующем году поселок будет полностью газифицирован. В дальнейшем возвратный механизм предусматривает реинвестирование средств в другие проекты по газификации пригородов Санкт-Петербурга. Третья схема посвящена реализации быстроокупаемых энергоэффективных пилотных проектов с последующим тиражированием отработанных механизмов. Администрацией города утверждено положение № 1336-р от 17.12.01 «Об использовании бюджетных средств, полученных в результате экономии топливно-энергетических ресурсов и воды от внедрения энергоэффективных мероприятий». Этот документ разрешает хозяйствующему субъекту в течение 2 лет использовать средства, полученные в результате внедрения энергосберегающих технологий. Фактически положение позволило материализовать тот виртуальный экономический эффект, который образуется при проведении энергосберегающих мероприятий. Таким образом, на каждом предприятии может быть создан собственный фонд энергосбережения для последующего совершенствования механизмов и технологий, а также для привлечения инвесторов и получения так называемого револьверного эффекта. — Специалистами возглавляемого вами комитета была разработана концепция реконструкции системы теплоснабжения Приморского района. Каковы ее основные положения и почему ваш выбор пал именно на этот район? — В настоящее время там наблюдается увеличение объема жилых площадей как в абсолютном исчислении, так и в расчете на одного человека. Темп промышленного роста в этом районе соответствует экономическим показателям Санкт-Петербурга в целом (он существенно выше российского). Эти факторы обеспечивают постоянное увеличение нагрузки на систему теплоснабжения района. На ближайшие годы сохранение этой тенденции прогнозируется как официальными службами, так и большинством независимых аналитиков. В сентябре 2000 г. правительством нашего города были одобрены «Основные направления развития энергетики Санкт-Петербурга до 2010 г.», а в апреле — Концепция реформирования топливно-энергетического комплекса Петербурга, которые предусматривают необходимость скорейшей реконструкции системы теплоснабжения Санкт-Петербурга с переводом ее на более энергоэффективный путь развития. Целесообразность выбора зоны теплоснабжения Приморского района была обусловлена следующими факторами. Ей присущи те же недостатки, что и для всей системы теплоснабжения топливно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. В то же время там ведется активное строительство жилья. Реконструкция зоны теплоснабжения Приморского района позволит подключать потребителей по новой схеме. В результате в дальнейшем не потребуется средств на реконструкцию создаваемых теплоэнергетических мощностей. Анализ баланса подключенных тепловых нагрузок и установленных мощностей котельных показывает, что в системе теплоснабжения Приморского района имеется суммарный избыток тепловой мощности в сравнении с подключенными нагрузками в размере 273 Гкал/час. Однако исходя из фактического назначения котельных, а также их технического состояния и выданных разрешений, ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» вынужден отказывать в подключении жилых домов в новых жилых массивах, т. к. сегодня имеется дефицит более 200 Гкал/час. Разрешить это противоречие можно путем проведения частичной реконструкции теплоисточников этого района города и оптимизации их нагрузок. Наряду с подключенными и согласованными нагрузками для прогнозирования ситуации с теплоснабжением в Приморском районе необходимо учитывать перспективные нагрузки. В 2002–2003 гг. будет исчерпан имеющийся избыток установленной мощности районных котельных. Дальнейший рост тепловых нагрузок должен быть обеспечен соответствующим расширением действующих котельных, передачей тепла от Северо-Западной ТЭЦ, строительством новых источников теплоснабжения и, главное, переходом на закрытую по ГВС схему. Реконструкция будет производиться поэтапно. Первоначально планируется перевести котельные на комбинированную выработку тепловой и электрической энергии, провести реконструкцию тепловых сетей, перейти на закрытую схему присоединения ГВС части потребителей, осуществить закольцовку теплоисточников и тепловых сетей, закрыть ЦТП и внедрить АСУ производства и распределения энергии. На втором, завершающем этапе нашего проекта к выполнению будут подготовлены мероприятия, которые обеспечат дальнейший рост перспективных нагрузок, вывод из эксплуатации и возможную реконструкцию Чернореченской котельной, полный переход на закрытую схему теплоснабжения по ГВС, прокладку магистральных теплопроводов между Северо-Западной ТЭЦ и котельными Приморского района. Внедрение в жизнь наших решений позволит добиться уменьшения себестоимости реализуемого тепла на 25–30%, снижения удельного потребления тепла (25–30%), удельного расхода условного топлива (3–4%), расхода тепла на собственных нужды котельных, затрат на приобретение электроэнергии. Будут исключены случаи «перетопа» в осенне-весенний периоды. Появится возможность подключения дополнительной нагрузки. — Какие схемы финансирования будут использованы для реализации проекта? — Мероприятия первого этапа потребуют капитальных затрат в размере 1,884 млрд. руб. Суммарный экономический эффект по всем мероприятиям составит 326,5 млн. руб. в год. Мы рассматриваем четыре варианта бюджета денежных потоков для возврата инвестиций. По первому погашение кредита и обслуживание долга будет производиться за счет чистой прибыли ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», полученной от реализации тепловой энергии в зоне инвестиционного проекта. Второй вариант предполагает прибавку в размере 25% от чистой прибыли всего предприятия к первой схеме. Использование третьего пути позволит пользоваться прибылью ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» и всего предприятия при условии погашения кредита равными частями в течение 5 лет с момента окончания работ. И, наконец, в последнем, четвертом варианте предлагается на 5 лет увеличить уровень тарифа на тепловую энергию ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в зоне инвестиционного проекта. На сегодняшний день в качестве наиболее эффективного метода привлечения финансирования предлагается организация облигационного займа по одной из двух альтернативных систем (Санкт-Петербурга или ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга»). По первой схеме эмитентом облигаций будет выступать администрация Санкт-Петербурга. В этом случае город будет нести полную ответственность за выплату процентов основной суммы долга. Во втором случае эмитентом выступит ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Применение этой схемы потребует предоставления инвесторам дополнительных гарантий города по возврату вложенных средств. В заключение хочу сказать, что в области реализации программы энергоресурсосбережения администрацией города накоплен позитивный опыт. Дальнейшая работа предусматривает комплексный подход, состоящий из разработки и издания соответствующих правовых актов, последовательного проведения намеченных мероприятий и четкого контроля над их осуществлением на всех уровнях.

Дата: 12.11.2002
Софья АППОЛОНОВА
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!