Воскресение Воскресенского монастыря

1 стр. из 1

В южных пределах Санкт-Петербурга, на Московском проспекте, недалеко от въезда в город всех прибывающих в северную столицу встречает Воскресенский Новодевичий монастырь. Когда-то, в дореволюционные времена, это был один из крупнейших центров церковной жизни и красивейших архитектурных ансамблей. В наше время, к сожалению, это пока не так, но хочется надеяться, что с Божьей помощью обитель возродится и вновь будет радовать глаз и согревать сердце каждого человека. Точкой отсчета можно считать 1741 г., когда по воле императрицы Елизаветы Петровны был основан Смольный (по месту расположения) Девичий монастырь. Обитель эта была небольшая, и новая эпоха в ее истории началась в 1848 г., когда Николай I выделил под монастырские нужды обширный участок земли на Царскосельской дороге, близ Московских Триумфальных ворот. В том же году был освящен первый, еще деревянный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. После этого обитель начала расти и активно развиваться. Уже в 1849 г. был заложен каменный собор в честь Воскресения Христова, по имени которого и стал называться весь монастырь. Этот храм с пятью пределами (Воскресения Христова, Успения Божьей Матери, Архистратига Михаила, Святителя Николая и Всех Святых), строительство которого завершилось в 1861 г., был одним из крупнейших в Петербурге. Его архитектором, как и создателем проектов всех основных монастырских построек, стал прославленный русский зодчий Н. Е. Ефимов. Помимо монастырского корпуса и Воскресенского собора, в комплекс входил еще ряд строений. Церковь во имя Афонской иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» была освящена в 1854 г. В больничном корпусе в 1855 г. начал действовать Храм Трех Святителей Вселенских (св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Две церкви — во имя Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (1856 г.) и в честь св. пророка Илии (1888 г.) — были возведены на кладбище. В 1895 г. монастырь украсила четырехярусная колокольня, построенная по проекту Л. М. Бенуа. Наконец, в 1908 г. был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Проект этого собора, выполненного в нововизантийском стиле, создал известный архитектор В. Косяков. Эта церковь стала последним в Петербурге храмом, освященнsм до революции. Затем, к сожалению, пришли совсем другие времена. В 1925 г. новые власти упразднили обитель и конфисковали земли и имущество. Были разграблены церкви монастыря. В 30 гг. была взорвана колокольня Воскресенского собора, которую называли «Второй Иван Великий» (ее высота была более 40 м), снесены купола всех храмов, «ликвидирована» монастырская ограда, разрушены кладбищенские церкви. Одно из живописнейших кладбищ северной столицы подверглось осквернению и надругательству. Сильно пострадал некрополь, где были погребены многие выдающиеся деятели: Ф. Тютчев, М. Врубель, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, Э. Направник, М. Чигорин, князь П. Багратион, С. Боткин, Г. Невельской и др. В 60 гг. на смену «воинствующему» безбожию пришло безбожие «прагматическое». Уцелевшие от разгрома 30 гг. здания были «реконструированы» для нужд нового владельца — Института электромашиностроения. Весь монастырский комплекс был занят различными цехами, административными помещениями и пр. В храмовых зданиях расположились испытательные стенды. Воскресенский собор был поделен перекрытиями на 5—6 этажей со множеством помещений разного назначения. Помимо этого, были проведены различные переделки, возведены пристройки, необходимые для каких-либо технических нужд, но обезобразившие и без того изуродованные храмовые строения. Но теперь пришла новая эпоха, эпоха не разрушения, а созидания и возрождения. В 1990 г. Православной Церкви вернули собор во имя Казанской иконы Божьей Матери, который начал действовать в качестве приходского храма. В 1996 г. началось возрождение Воскресенского монастыря. Наконец, в конце прошлого года после многочисленных мытарств по различным государственным инстанциям (включая и судебные) обители была возвращена и большая часть уцелевших монастырских построек. Период государственного безбожия ударил не только по Православной Церкви и многим тысячам духовенства (от простых верующих мирян до известнейших архиереев), он жесточайшим образом изувечил шедевры церковной архитектуры (кстати, комплекс Воскресенского монастыря получил статус памятника истории только в начале 90 гг.). В итоге в 2001 г. насельницы монастыря получили в свое распоряжение не великолепный архитектурный ансамбль (каким он был в начале ХХ в.), а собрание изувеченных, варварски перестроенных, полуразрушенных помещений. Общая площадь монастырского комплекса составляет около 14 000 кв. м (10 000 кв. м из них отданы уже сейчас, а оставшиеся будут возвращены в 2003 г.). Обители предстоит колоссальный труд по приведению полученных зданий в подобающий вид. Работы в этом направлении уже идут. Восстановлена большая часть Казанского храма — единственного, в котором уже идут богослужения. В нем практически полностью были утрачены интерьер и отделка. В этом году Митрополит Петербургский Владимир должен освятить собор архиерейским чином. Началось возрождение церкви во имя Афонской иконы Божьей Матери. Были демонтированы перекрытия (здание было разделено на 2 этажа), заканчиваются внутренние штукатурные работы. Восстановление Воскресенского собора пока не начато, поскольку требуются большие предварительные проектно-изыскательские мероприятия. Проблем множество. Из самых острых настоятельница монастыря игуменья София (Силина) выделила вопросы инженерных коммуникаций. Микрорайон складывался фактически в качестве промзоны. У каждого предприятия были свои инженерные сети. Сейчас подключиться к централизованным системам фактически невозможно — они и без того перегружены. Выходом из положения было бы создание своих автономных сетей или хотя бы передача в ведение монастыря той инженерной инфраструктуры, которая находится в пользовании Института электромашиностроения и, кстати, в силу различных причин не может обслуживаться на должном уровне. Конечно же, определенные средства выделяет ГИОП, но у города средств, к сожалению, нет, и денег катастрофически не хватает. К счастью, попечением жертвователей и благотворителей многие работы все-таки удается выполнять. — Мне кажется, — говорит матушка София, — что именно строители — люди, в силу самой специфики своей работы творящие и созидающие, а не разрушающие и уничтожающие, особенно чутко могут понять нужды нашей обители и помочь конкретным делом. И у нас уже есть подобный опыт. Особенно теплые воспоминания остались от общения с В. А. Заренковым, генеральным директором «ЛенСпецСМУ», — компании, которая совершенно безвозмездно выполнила для нашего монастыря очень сложную и важную работу. Приближается 300-летие северной столицы. К сожалению, по ряду причин наш монастырь не успели включить в список памятников общегосударственного значения, подлежащих реставрации к этому юбилею, хотя губернатор города В. Яковлев и направил соответствующее письмо. А ведь фасад монастырского комплекса выходит на Московский пр. — «южные ворота» Петербурга и трассу федерального значения. Мне кажется, нельзя забывать, что наш монастырь не просто комплекс «культовых зданий», это — одна из жемчужин петербургской архитектуры. И возрождение его может стать хорошим подарком городу к его юбилею. Убеждена, что немалую роль в этом благородном деле сыграют и петербургские строители.

Дата: 12.11.2002
Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!