Batimat Mosbuild: цель — деловые взаимоотношения

1 стр. из 1

III Международная строительная конференция Batimat Mosbuild’2002 состоялась 10—11 апреля. Крупнейшая в России и СНГ инвестиционно-строительная конференция, в которой приняли участие около 200 руководителей отечественных и зарубежных строительных компаний и компаний-инвесторов, прошла при поддержке и содействии российских союзов и ассоциаций отрасли, Госстроя РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ. Основное внимание на конференции Batimat Mosbuild было сосредоточено на растущей инвестиционной активности в сфере строительства. Среди участников — крупнейшие российские и иностранные инвестиционно-строительные компании («Балтийская Строительная Компания», «Стройтрансгаз», ДСК-1, «Крост», «Скан-ска», «Социальная Инициатива», «Строймонтаж», НПП «Тема» и другие), а также ряд финансовых организаций — Европейский трастовый банк, «Гаранти Банк Москва», «Дельта Кредит». Выступление первого заместителя Председателя Госстроя России С. И. Круглика было посвящено состоянию строительной отрасли России. В целом прошедший год был охарактеризован как трудный, но успешный: об этом позволяют говорить рост экономических показателей отрасли, решение проблем подготовки ЖКХ к работе в зимний период, преодоление спада в строительстве жилья. Была разработана и утверждена ФЦП «Жилище» и комплекс входящих в нее подпрограмм. Появилась положительная тенденция увеличения экспорта некоторых строительных материалов — цемента, асбеста, листового стекла, линолеума и ряда других. В качестве проблем были отмечены недостаточно интенсивное внедрение высокоэффективных технологий в отрасли, вопросы повышения качества продукции: особенно актуальными эти вопросы становятся в аспекте вступления России в ВТО. Значительная часть выступления оказалась созвучна тезисам очередного послания Президента РФ Федеральному собранию, опубликованного в апреле 2002 г. Было отмечено, что работа по реформированию нормативной базы ведется все еще медленно и не всегда достаточно эффективно. Одним из главных препятствий для развития деловой активности были названы бюрократические препоны: необходимость дебюрократизации экономики в целом и строительного комплекса в частности становится очевидной. Это и упрощение согласовательных процедур, и сокращение числа лицензируемых видов деятельности, и приведение типовой контрактной документации в соответствие с деловой практикой. Доклад А. В. Кузьмина, председателя Комитета по артихектуре и градостроительству Москвы, был посвящен генплану развития Москвы — новому в методологии и практике градостроительного планирования. Период второй половины 80 — середины 90 гг. стал периодом интенсивного поиска альтернативных подходов к развитию города, к содержанию и назначению генерального плана. Итогом этого периода стала разработка нового генплана развития Москвы, основанного на нетрадиционной методологии и новом понимании функций, статуса, содержания, процедур разработки и механизмов реализации генплана. Исходными для осознания задач и содержания генплана стали принципы устойчивого развития, культурной идентичности, глобализации, демократии и социального партнерства, стратегического планирования. Важнейшее отличие нового генплана от предшествующих — изменение функции этого документа с декларативной на регулятивную. Выполнение регулятивной функции обеспечивается механизмом градостроительного зонирования, которое устанавливает рамки разрешенного использования территории: внутри этих рамок допускается широкий диапазон конкретных градостроительных решений, выход же за границы этих рамок недопустим. Второй фундаментальной особенностью нового генплана стало придание ему статуса нормоустанавливающего документа: в Москве создан не имеющий аналогов прецедент — принятие Московской городской думой закона города Москвы «О генеральном плане развития города Москвы». Тем самым генеральный план приобретает статус документа высшей юридической силы и становится основанием для принятия судом решений по вопросам градостроительной деятельности. Закон о генеральном плане станет важнейшим инструментом контроля градостроительной деятельности. Наконец, принципиально новый механизм реализации генплана — система его регулярной актуализации, благодаря которой обеспечивается непрерывный цикл стратегического градостроительного планирования города. Доклад вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова был посвящен строительным аспектам подготовки к празднованию предстоящего юбилея Санкт-Петербурга. В 2001 г., отметил докладчик, в городе было отремонтировано более 6 млн. кв. м дорожных покрытий, выполнено большинство поставленных задач в области дорожного строительства и благоустройства. Впервые за 300 лет можно проехать по левому берегу Невы от Обухово до набережной Лейтенанта Шмидта. Активно ведется реставрация и реконструкция объектов культурного наследия города. В рамках открытой политики администрации города, отметил докладчик, создана информационная справочная система по развитию территорий Петербурга. Уже сделано 5 выпусков этой системы, количество ее пользователей превышает 200 тыс. человек. Активизировалась работа Зала инвестиционных проектов. Завершая выступление, докладчик подчеркнул, что новой «визитной карточкой» города должен стать лозунг «Санкт-Петербург — европейская столица». Доклад Ларисы Николаевны Подгорной, генерального директора Московского центра ценообразования в строительстве «Мосстройцены», был посвящен опыту применения новой сметно-нормативной базы Москвы. Состояние сегодняшнего инвестиционного рынка Москвы, не прекращающийся в этой области строительный бум — лучшее доказательство правильности принятой городом системы управления в области ценообразования в строительстве, что позволило не только сохранить и расширить производственные мощности подрядчиков, но в то же время не разорить инвесторов, сохранить и преумножить городские капитальные вложения, в конечном итоге отстроив новый облик столицы. До 1998 г. в Москве поддерживалась путем постоянной индексации сметно-нормативная база 1984 г., что сыграло свою позитивную роль в момент обрушения цен и тарифов. Своевременно применяя передовые методики Госстроя РФ, с июля 1995 г. город получил возможность реальной экономии бюджетных средств. Выход в свет новой Московской территориальной сметно-нормативной базы (МТСН 81-98) в июле 1999 г. обеспечил возможность активного создания, развития и внедрения различных сметных программных комплексов, упрощающих работу сметчиков, делающих прозрачными процессы сметного нормирования на стадии составления рабочего проекта, прохождения согласования его в Мосгорэкспертизе, ускорения расчетов за выполненные работы между заказчиками. В настоящее время Центр участвует в создании электронной строительной торговой площадки, которая позволит в реальном режиме времени вести мониторинг цен, создавая надежные возможности индексации расходов при строительстве. Выступление Л. Н. Подгорной было органично дополнено докладом В. П. Горядчика, главы Регионального центра экономики в строительстве. Выступающий особо остановился на вопросах борьбы с коррупцией в строительстве. Докладчик отметил, что пришло время навести порядок в тендерных процедурах, ценообразовании и расчетах в строительстве, воссоздать банковский контроль, усилить работу казначейств на местах. Одним из ключевых факторов роста стоимости строительства (в особенности жилья) была названа необоснованно высокая доля в себестоимости «непроизводственных затрат застройщиков» — всевозможные сборы и платежи, взимаемые государственными и «полугосударственными» структурами за проведение экспертиз, разрешения, подключение к сетям. Доля таких затрат может доходить в регионах до 60%. Состав и стоимость затрат на получение ТУ, согласований, затрат, связанных с вводом объектов, должны быть унифицированы, согласованы с органами управления и гласно доведены до участников инвестиционного процесса на местах. Пришло время подумать и о создании резервных фондов защиты частных инвесторов, упорядочении заключения и исполнения инвестиционных договоров и договоров о долевом строительстве жилья. В настоящее же время инвестиционный процесс внебюджетного финансирования законодательно не защищен, а государство и органы управления самоустранились от работы с населением в деле защиты частных инвестиций от ненадежных застройщиков. Актуальность проведенной конференции была подтверждена многочисленными положительными отзывами ее участников, которые отметили, что подобные мероприятия способствуют созданию качественного информационного поля в сфере строительства, налаживанию деловых взаимоотношений между строительными, финансовыми организациями и органами власти.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!