Северным маршрутом в XXI век

1 стр. из 1

Прошедшие полтора года для государственной компании ОАО «АК «Транснефтепродукт» были знаменательными. В феврале 2001 года в компанию пришла новая команда менеджеров во главе с Сергеем Масловым. С этого момента заметно активизировалась деятельность компании. Улучшились ее производственные и финансово-экономические показатели. Так, объем транспортировки топлива за 2001 год достиг 24,9 млн. тонн, для отечественных потребителей он вырос на 12,5%, выручка по холдингу увеличилась на 27%, рост чистой прибыли составил 7,7%. Ведущие эксперты ТЭКа до сих пор удивляются тому, как удалось новому руководству поправить дела компании за сравнительно небольшой отрезок времени. Разумеется, что не все проблемы удалось решить. Из 19 300 км трубопроводов компании 7000 уже превышают срок амортизации. Многие трубопроводы были построены в 50-х годах, а «северо-кавказская труба» — еще в 30-х. Комнания несла убытки от хищений через криминальные врезки в трубопроводы... Ремонт, модернизация и развитие трубопроводного транспорта — вот неполная программа действий коллектива компании. В повседневной работе коллектив ОАО «АК «Транснефтепродукт» стал учитывать веление времени, а самое главное — руководство компании отдавало себе отчет, что без новых широкомасштабных проектов ее дальнейшее развитие в XXI веке будет невозможно. Одним из таких перспективных планов стал «Северный проект» — очень важный для страны новый экспортный нефтепродуктопровод «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск». Строительство этого трубопровода полностью отвечает основным положениям «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», принятой правительством РФ. К указанному сроку планируется увеличить объемы переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах до 220-225 млн. тонн в год, при этом предполагается значительное снижение экспорта сырой нефти и рост экспорта нефтепродуктов. Реализация эффективной энергетической политики, разумеется, требует улучшения функционирования всей трубопроводной системы страны, в том числе и ее нефтепродуктопроводов. Однако наращиванию объемов экспорта нефтепродуктов препятствует в настоящее время лимитированная пропускная способность трубопроводного транспорта на существующих маршрутах. Кроме того, после распада СССР Российская Федерация потеряла ряд стратегически важных портовых комплексов для перевалки нефтепродуктов (Вентспилс, Клайпеда, Таллин). В результате российская система магистрального трубопроводного транспорта оказалась без морских терминалов на российском участке побережья Балтийского моря. Сейчас весь экспорт нефтепродуктов трубопроводным транспортом осуществляется через территорию сопредельных государств. А это дорого обходится российским компаниям и государству. Решение непростой проблемы, по мнению ведущих экономических экспертов, возможно только за счет строительства нового экспортного магистрального нефтепродукто-провода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» и дополняющего его внутреннего продуктопровода «Андреевка — Альметьевск». При работе над «Северным проектом» специалисты ОАО «АК «Транснефтепродукт» принимали во внимание прежде всего планы российского правительства на увеличение доли нефтепродуктов в общем объеме экспорта энергоносителей и то, что к 2010 году потребность Европы в светлых нефтепродуктах возрастет на 30-40 процентов. Они учитывали и тот факт, что возможности увеличения пропускной способности единственной в настоящее время экспортной «трубы» в направлении Вентспилса ограничены. На состоявшейся недавно пресс-конференции свое мнение о своевременности проекта «Север» высказал журналистам директор департамента природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития Кевин Бортц. Он, в частности, заявил, что европейские потребители, а, следовательно, банки заинтересованы в наращивании объемов импорта светлых нефтепродуктов из России. Господин Бортц подчеркнул, что Европейское сообщество намерено максимально облегчить доставку российского топлива западному потребителю. Замечания некоторых скептиков, что новый экспортный «Северный маршрут» может испытывать проблемы с загрузкой, просто несостоятельны. Еще на стадии проектирования большинство российских нефтяных компаний гарантировало по нему прокачку необходимых объемов светлых нефтепродуктов. А предварительные расчеты специалистов компании показывают, что нефтепродуктопроводы «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» и «Андреевка-Альметьевск» окупят себя уже через 5 лет. У «Северного проекта» с каждым днем появляется все больше сторонников. Они понимают, что новый нефтепродуктопровод с выходом на российское побережье Балтики нужен и стране, и отечественным нефтяным компаниям. Ведь с вводом «трубы» в действие дизельное топливо, а также бензин, произведенные на заводах России, пойдут в Европу, минуя территории бывших советских прибалтийских республик. Следовательно, нефтяным компаниям России больше не придется платить за транзит по чужой территории и перевалку в иностранных портах. Крупные денежные суммы (более миллиарда долларов) будут оставаться в нашей стране и будут работать на российскую экономику. Объем перекачки светлых нефтепродуктов в направлении порта Приморск только за год, по планам специалистов компании, составит 10 млн. тонн. В дальнейшем пропускная способность «Северного маршрута» может быть увеличена в 1,5-2 раза. суммы (более миллиарда долларов) будут оставаться в нашей стране и будут работать на российскую экономику. Объем перекачки светлых нефтепродуктов в направлении порта Приморск только за год, по планам специалистов компании, составит 10 млн. тонн. В дальнейшем пропускная способность «Северного маршрута» может быть увеличена в 1,5-2 раза. Анализ существующих и планируемых грузопотоков и проектных мощностей нефтеперерабатывающих заводов страны показывает, что более 30 процентов объема продукции уральских и восточных НПЗ сможет попасть в магистральный нефтепродуктопровод «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск»только через новый МНПП «Андреевка — Альметьевск» (разработка проекта в заключительной фазе). Нефтепродуктопровод «Андреевка-Альметьевск» позволит обеспечить достаточно дешевую транспортировку нефтепродуктов с Омского, Пермского, Башкирского и Нижнекамского НПЗ, в том числе на экспорт. Если подвести итог всему вышесказанному, то получается, что реализация проектов строительства новых трубопроводов «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» и «Андреевка-Альметьевск» будет содействовать решению наиважнейших государственных задач, в том числе: — макроэкономических: бюджет Российской Федерации будет ежегодно пополняться за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых отчислений на сумму, эквивалентную $65 миллионам. За счет снижения стоимости транспорта нефтепродуктов и относительной экономии транспортной составляющей в затратах нефтяных компаний создаются более благоприятные условия для их предпринимательской деятельности и инвестиционной активности на территории России; — политических: значительно снижается возможность влияния на внешнюю и внутреннюю политику России факторов, связанных с необходимостью проведения экспортных операций через терминалы, расположенные за границей России; — оборонных: повышение надежности и устойчивости транспортной системы, имеющей стратегическое значение в особых условиях; — региональных: дополнительные бюджетные поступления, улучшение снабжения нефтепродуктами регионов России и снижение связанных с этим финансовых затрат; — социальных: реализация проектов позволит создать десятки тысяч рабочих мест на территории европейской части России, и это без учета выполнения заказов на трубы, оборудование, строительные материалы. Одним словом, трудно переоценить значение предложенных компанией проектов для развития экономики и благосостояния всей России. Это хорошо понимает и руководство страны. Перспективные проекты ОАО «АК «Транснефтепродукта» получили поддержку правительства России. В конце апреля этого года оба проекта были представлены на межведомственную правительственную комиссию по ТЭКу, возглавляемую вице-премьером Виктором Христенко, и были полностью одобрены. К моменту подготовки номера журнала в печать постановление правительства «О проектировании и строительстве нефтепродукто-проводов «Андреевка — Альметьевск» и «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» находилось на подписи у премьер-министра Михаила Касьянова. Это означает, что дан старт практической реализации «Северного проекта». Строительные работы на будущей трассе начнутся в ближайшее время. Справка: Основные технико-экономические показатели проектов. Магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» («Северный МНПП») предназначен для транспортировки светлых нефтепродуктов с НПЗ Башкирии, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Перми, Омска, Ярославля, Киришей до портового комплекса «Приморск» Ленинградской области. Объем перекачки в направлении порта составит 10 млн. тонн в год. Общая протяженность трассы — 1197 км. Планируемый объем инвестиций —$819 миллионов. МНПП «Андреевка-Алметьевск» предназначен для транспортировки светлых нефтепродуктов с НПЗ Перми, Омска, Уфы и Нижнекамска в центральные регионы России и на экспорт, в том числе и по намечаемому к строительству МНПП «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск». Объем перекачки составит 3,1 млн. тонн в год. Общая протяженность трассы — 200 км. Планируемый объем инвестиций — $ 124 миллиона. ОАО «AK «Транснефтепродукт» 113184 Москва, Вишняковский пер. 2, тел. (095) 915-94-11, факс (095) 915-44-37 Н.И.Рыжков: «...тысячу раз правы Маслов и его команда...» По просьбе редакции проект «Северного маршрута» прокомментировал депутат Госдумы РФ, президент Российского союза товаропроизводителей, член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Николай Иванович Рыжков — Зачем России строить нефтепродуктопровод в обход Прибалтики? — Сегодня для экспорта нефтепродуктов Россия использует трубопроводы, которые идут через Украину, Белоруссию, государства Балтии. Мы вполне могли бы и впредь продолжать перекачивать нефтепродукты через Вентспилс и другие, теперь уже заграничные порты. Но высокие цены за транзит, которые устанавливает Латвия, ненадежность других наших партнеров, их попытки использовать свое монопольное положение заставляют усомниться в надежности этих путей. Это поняли новый президент «Транснефтепродукта» Сергей Маслов и возглавляемая им команда. Они исходят из того, что Россия должна иметь свои прямые выходы для поставок на экспорт таких стратегических товаров, как бензин и прочие нефтепродукты. При их экспорте через территорию наших соседей мы, по некоторым данным, теряем до 1,5 млрд. долларов. Можем потерять и больше, если и впредь будем полагаться на бескорыстность своих соседей. Нужны новые трубопроводы. Да и техническое состояние старых трубопроводов оставляет желать лучшего. Все больше средств требуется на обеспечение безопасности их эксплуатации, ремонт и обслуживание. И тысячу раз правы Маслов и его команда, добиваясь строительства трубопровода Кстово — Приморск протяженностью 1200 км и Сызрань — Новороссийск протяженностью 1600 км. Их строительство — насущная необходимость. Да, это дорогое удовольствие: примерная стоимость прокладки трубы до Приморска — около 800 млн. долларов. Но не может страна, в которой ТЭК является основным кормильцем, становым хребтом экономики, быть зависимой от других государств. Беседовал Анатолий Альшиц

Дата: 12.11.2002
Александр Бахытов, Анатолий Князев
"Федеральный строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!