Чувство гордости за сопричастность к созданному

1 стр. из 1

— Евгений Александрович, про таких, как Вы, говорят «продолжатель династии». Как известно, Ваши родители были «пионерами» отечественного нефтегазового строительства. Ваш личный трудовой стаж в отрасли — почти сорок лет. Выбором профессии не разочарованы? — Нисколько! Мои родители действительно были одними из первых... В середине 30-х работали на строительстве Ярославского нефтеперерабатывающего завода, а в 1939 году отца перевели в Башкирию, где он участвовал — «с первого колышка» — в создании нефтеперерабатывающего комплекса республики. Там, кстати, я и родился. Поэтому о всех сложностях, испытаниях, которые «дарит» такая работа, знал с детства. Но при этом мне было знакомо и другое: великая значимость построенного и чувство гордости за сопричастность к созданному. Было глубокое убеждение: если ты — настоящий мужчина, сильный по духу человек, значит, иного пути просто быть не может. Хотя некоторый период сомнений в правильности выбора профессии все-таки в жизни был. В начале 90-х, когда вслед за советской империей канул в Лету Миннефтегазстрой СССР, а вместе с ним и многие строительные организации нефтяной и газовой промышленности, тысячи специалистов отрасли остались не у дел. Вот тогда появился классический русский вопрос: «Что делать?» Но были такие люди, которые не при каких обстоятельствах не желали изменять своей профессии, в их числе был А.Я. Беккер, человек, который почти всю свою сознательную жизнь отдал нефтегазовому строительству. Он тогда сказал: «Работа будет!». И сдержал свое обещание. Вместе с группой единомышленников создал акционерное общество «Стройтрансгаз». В России в те времена создавалось тысячи компаний, но выжили из них немногие. «Стройтрансаз» не только выжил — он вырос в крупную корпорацию и заслужил репутацию российского лидера нефтегазового строительства. — Что входит в основную сферу деятельности ОАО «Стройтрансгаз»? — Компания предоставляет полный спектр услуг в области нефтегазового строительства как в России, так и за рубежом: проектирование и сооружение трубопроводных систем, подземных хранилищ газа, линейных и дожимных компрессорных станций, обустройство и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Кроме того, «Стройтрансгаз» имеет собственное производство: выпускаем газовые счетчики нового поколения для промышленности и ЖКХ, а также самое различное оборудование для трубопроводного строительства – от роторных экскаваторных и сварочных комплексов до соединительных деталей. — Каковы основные задачи, которые решает сейчас компания по работе внутри страны? — Главной задачей для «Стройтрансгаза», как и в прошлом году, остается газоконденсатное месторождение Заполярное в Ямало-Ненецком автономном округе. Оно было открыто на Ямале одним из первых в 1950-е гг. и является уникальным по своим запасам углеводородов. Так, только запасы газа по сеноманской залежи составляют порядка 2,6 трлн кубометров. Обустройство Заполярного тормозили тяжелые инженерно-геологические и природно-климатические условия. Но сегодня Медвежье, Уренгойское и Ямбургское месторождения, которые расположены тоже в ЯНАО, переходят в стадию падающей добычи сырья, и без ввода в строй новых мощностей компенсировать добычу газа в стране будет невозможно. Осенью прошлого года «Стройтрансгаз» передал в эксплуатацию своему заказчику, Газпрому, первый комплекс по добыче и подготовке газа УКПГ-1С мощностью 35 млрд. кубометров голубого топлива в год. Однако, чтобы выйти на проектный уровень добычи — 105 млрд. кубометров газа в год, — должны быть построены еще два комплекса такой же мощности. Этим наша компания и занимается. Одновременно ведется строительство 2-й и 3-й нитки газопровода Заполярное – Уренгой. При этом «Стройтраснгаз» реализует строительство двух крупнейших магистральных систем: Ямал – Европа и Россия – Турция. Последняя более известна как «Голубой поток». К настоящему моменту на газопроводе «Ямал-Европа» нами фактически завершен белорусский участок (402-768 км): построено 5 компрессорных станций, комплекс объектов Управления магистральных газопроводов (УМГ) в г. Несвиж. Сейчас «Стройтрансгаз» завершает монтаж крановых узлов трубопровода. В декабре участок будет сдан в эксплуатацию вместе с комплексом телемеханики и связи. Российский участок трубопровода (335-402 км) от границы с Белоруссией до КС «Смоленская» сварен, уложен и засыпан. Теперь предстоит завершить участок газопровода от КС «Торжокская» до «Смоленской» (0-335км). Темп строительства, к сожалению, несколько замедлен из-за нестабильного финансирования заказчиком строительно-монтажных работ. Осенью, по плану – в сентябре, «Стройтрансгаз» завершает строительство трубопровода Россия — Турция. — Евгений Александрович, строительство «Голубого потока» по освещению в СМИ могло бы поспорить с «ударными стройками» прошлых лет: газопроводами «Уренгой-Ужгород», «Дружба», даже с кампанией по освоению целинных земель. Наш следующий вопрос — отчасти дань моде: чем так примечателен «Голубой поток»? — Ваша ирония насчет активного освещения этого проекта в СМИ, на мой взгляд, неправомерна. Если что-то и писали, то о задержке поставок труб и оборудования. Об успехах – почти ничего. А ведь магистраль Россия -Турция — это действительно уникальный объект в области нефтегазового строительства, которым наша страна вправе гордиться. Рассказывать о достижениях нужно, ведь тем самым повышается не только престиж отрасли или компаний в отдельности, а престиж государства в целом. «Стройтраснгаз» как генеральный подрядчик сухопутного участка «Голубого потока» ведет работы по графику. Строительство турецкой части было закончено еще в прошлом году с европейским рекордом производительности труда на автоматической сварке CRC-Evans: за смену, 12 рабочих часов, было сварено 10,7 стыка на одного оператора — каждый час газопровод уходил на 150 метров вперед. На российской территории объем работ компании по этому проекту включает линейную часть трубопровода протяжённостью 370 км диаметром 1400 мм; компрессорные станции «Ставропольская» и «Краснодарская» общей мощностью 120 МВт с установкой осушки газа, объекты инфраструктуры. «Стройтрансгаз» впервые в практике российских строительных организаций строит трубопровод, рассчитанный на давление 100 атмосфер вместо 75, как это было принято ранее. — Известно, что при строительстве «Голубого потока» компания использует новые технологии, которые значительно повышают эксплуатационную надежность трассы и при этом помогают избежать негативного воздействия на окружающую среду. Это требование заказчика проекта? — Надежность и экологичность – это требование любого проекта в области нефтегазового строительства, а кредо «Стройтрансгаза» — осуществить его с максимальной эффективностью. Изначально сооружение горного участка заказчиком предусматривалось традиционным способом – наземным. Это влекло за собой разрушение естественного ландшафта местности, гибель огромного массива леса ценных пород и, более того, требовало дополнительных работ по защите трубы от природных стихий. «Стройтрансгаз» предложил альтернативный вариант прокладки – тоннельный, который впервые в российской практике нефтегазового строительства был осуществлен методом щитовой проходки. В разработке проекта нам помогло омское НПО «Мостовик». Первой «пробой» стал хребет с забавным названием «Кобыла» в горах Северного Кавказа. Тоннельный переход в виде железобетонного футляра был выполнен с помощью оборудования канадской фирмы Lovat. Сегодня, когда уже есть результат, этот вариант используется и на других горных точках строительства. Недавно в Краснодарском крае мы завершили переходы «Голубого потока» на глубине 26 метров под дном реки Челбас и на глубине 23 метров под дном реки Кочеты. Специалисты нашего «дочернего» предприятия «ВИС&МОС» использовали в данном случае метод наклонно-направленного бурения, который позволил сделать скважины длиной 696 и 780 метров и проложить трубопровод диаметром 1 420 миллиметров. В данный момент этот способ используется на последних преградах магистрали — реках Убин и Сухой Лог. — ОАО «Стройтрансгаз» принимает активное участие в Федеральной программе «Газификация регионов России». Каковы направления усилий в этой сфере деятельности? — Газификацию компания ведет с 1997 года. Пока наиболее охваченными регионами являются Орловская и Астраханская области, где в общей сложности «Стройтрансаз» построил более 3 500 км распределительных газовых сетей и провел газ в 312 населенных пунктов. Намечена газификация Курской области и Алтайского края. — Выпуск газовых счетчиков как-то связан с газификацией страны? — В общем-то, конкретно к федеральной программе газификации выпуск счетчиков не привязан. Но взаимосвязь найти можно. Представьте, сколько новых потребителей газа появляется ежегодно, а стратегические запасы сырья надо беречь. Представьте еще, если повысят тарифы на газ… Жизнь во всех ее масштабах требует экономного, бережливого к себе отношения. На нашем дочернем предприятии «Газдевайс» в Московской области ведется производство современных счетчиков газа. Выпускаем приборы с телеметрическим выходом для использования в автоматизированных системах контроля и учета потребления ресурсов, а также приборы с устройством, регулирующим подачу газа по пластиковой карте, для работы по предоплате. Разумеется, внедрение таких систем позволит радикально решить проблему неплатежей, так что поле деятельности у нас есть. — Вашим заказчиком выступает только «Газпром»? - Это не совсем верное утверждение. «Стройтрансгаз» помимо «Газпрома» сотрудничает с крупными нефтяными компаниями. Для НК «ЮКОС» наша компания выполняет строительство нефтегазотрубопроводов и обустройство крупного нефтяного месторождения «Приобское». Для «Сибнефти» сооружаем промысловые объекты в Тюменской области. А, например, в мае по заказу этой компании завершили строительство первого газопровода длиной 103 км на Чукотке — от Западно-Озерного газового месторождения до Анадырской ТЭЦ. Проект интересен и сложен был тем, что трубы прокладывались в условиях вечной мерзлоты ниже уровня оттаивания грунта. Сейчас идет монтаж газораспределительной станции, а уже в октябре можно будет перевести Анадырскую ТЭЦ с угля на газ. Весь комплекс работ позволит обеспечить потребности Анадыря в тепле и электроэнергии в течение нескольких десятилетий. — Ваша компания известна активной работой за рубежом. Какова «международная география» Вашей деятельности? — «Стройтрансгаз» появился с предложением своих услуг за рубежом в 1994 году. За прошедший период компания успела осуществить проекты в Греции, Финляндии, Иране и даже в США, где предпочитают только свои, американские компании. Сегодня СТГ имеет достаточно высокую репутацию у иностранных коллег и партнеров. Наша компания — постоянный член Международной Ассоциации подрядчиков по строительству трубопроводов (ИПЛОКА). Из последних зарубежных проектов СТГ хотелось бы отметить строительство нефтепровода Хауд Эль Хамра-Арзев (в Алжире) длиной 403 км и диаметром 34 дюйма. Этот контракт «Стройтраснгаз» получил у государственной алжирской компании Sonatrach, выиграв международные торги. В тендерах, помимо нас, участвовали ведущие мировые нефтегазовые подрядчики. Кроме этого проекта у СТГ совместно с компанией «Роснефть» участвуют в разработке перспективного блока нефтяных месторождений в Алжире. Контракт на разработку месторождения составлен на условиях соглашения о разделе продукции. Извлекаемые запасы нашего блока оцениваются пока в 47 млн тонн. Первым этапом разработки месторождения стала разведка. Также будут пробурены три скважины. Стоимость работ на этом этапе оценивается в 15,5 млн. долл. После окончания разведки свою долю в проекте (40%) получит Sonatrach. Оставшиеся 60% будут распределены поровну между «Роснефтью» и «Стройтрансгазом». Общий объем инвестиций в проект пока оценивается в 1,030 млрд. долл. Предполагаемый срок окупаемости — 7 лет. — В чем Вы видите важнейшую проблему нефтегазового комплекса нашей страны? — Таких проблем несколько. Прежде всего, это инвестиции в освоение новых месторождений, в технологические системы по добыче, переработке и транспортировке. Тот факт, что в освоение месторождений вкладывать средства необходимо, вполне осознан и добывающими компаниями, и Правительством страны. Лучшее тому доказательство — утверждение инвестиционной программы ОАО «Газпром», причем почти без сокращений. Освоение инвестиций, надеюсь, позволит приостановить падающую добычу газа, а в перспективе нарастить ее. Однако пока речь идет об инвестициях в уже открытые месторождения, а не менее важным является вложение средств в геологоразведку. Лишь в случае, если мы будем иметь информацию о новых запасах углеводородов, отрасль будет иметь перспективу развития на десятилетия. Другая, не менее важная проблема, связанная с перспективами развития отрасли, — кадры. В результате снижения активности в нефтяной и газовой промышленности произошла «обвальная» ликвидация многих строительных и монтажных организаций, представлявших гордость отечественной строительной индустрии. Притока молодых кадров в 90-е годы в отрасль не произошло — как следствие, средний возраст специалистов нефтегазового строительства сегодня далеко за сорок. Очень тяжелое положение и в системе образования, в высшей школе. К сожалению, снижается уровень учебной работы, у значительной части молодёжи сложилось отрицательное отношение к практической работе на производстве, студенты не стремятся глубоко овладевать теорией и не готовы к самостоятельной работе. А ведь наша отрасль по сложности решаемых задач неслучайно приравнивается к космической! «Стройтрансгаз» разработал совместную программу с главной «кузницей кадров» для отрасли — РГУ нефти и газа имени Губкина, которая постороена на принципах преемственности поколений в нефтегазовом строительстве и является частью общей концепции кадровой политики «Стройтрансгаза». Мы должны думать о тех, кто придет нам на смену. Как Вы знаете, от профессионалов топливно-энергетического комплекса, в том числе и его строителей, зависит вся наша экономика. — Евгений Александрович, редакция журнала «Федеральный строительный рынок» благодарит Вас за интервью. Мы надеемся, что наши читатели еще не раз встретятся со специалистами ОАО «Стройтрансгаз» на страницах нашего издания.

Дата: 12.11.2002
Беседовал Алексей Комольцев
"Федеральный строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!