|
|||||
1 стр. из 1 Если всех европейских производителей лифтового оборудования расположить по степени убывания востребованности их продукции, то самые высокие места, конечно же, занимают четыре общеизвестных лифтовых гиганта: «Копе», Otis, Schindier и Thyssen. Ниже стоят небольшие компании, некоторые из них уже хорошо известны российскому потребителю: это Axel sri, Curti sri, DomusLift, Lodige, Sodimas, Wittur и др. Крупные производители имеют другие доходы и обороты, более весомы у них и объемы производства. Эти объемы позволяют им тратить несравнимо большие бюджеты на исследования и технические разработки новых конструкций, а также на исследования рынка товарооборота. Все это дает им возможность подходить к созданию своих продуктов комплексно, покрывая большую часть лифтового рынка и обеспечивая при этом более высокое качество оборудования и обслуживания. Небольшие компании отнюдь не плетутся в хвосте достижений европейской лифтовой отрасли, а являются крупными поставщиками различных лифтовых компонентов и систем достаточно высокого качества, в том числе для упомянутых уже гигантов мировой лифтовой индустрии. В Европе распространена следующая система комплектации и продаж оборудования: небольшая компания, имеющая группу грамотных инженеров, которые определяют конфигурацию будущей лифтовой системы, и группу специалистов по логистике, которые занимаются своевременной доставкой тех или иных компонентов, осуществляеет продажу и поставку комплексного лифтового оборудования. Инженеры этой компании проектируют лифт, затем они выходят на рынок производителей отдельных компонентов, выявляют наиболее конкурентные предложения, исходя из соотношения «цена-качество», и выбирают себе поставщика. В результате: двери компания берет у фирмы Slycma, гидравлические приводы — у компании GMV, каркас кабины покупает у Wittur, еще какие-то компоненты делает сама, и получается лифт. Такая комплектация нового оборудования называется «outsourcing». Можно спорить, хорошо это или нет. Мне кажется — хорошо. Прежде всего, от этого выигрывает потребитель: он получает намного более разнообразные модели лифтов; к тому же заказчик вынужден получать продукцию от одних и тех же производителей. Именно лифты, составленные из различных комбинаций комплектующих, могут дать решение, которое действительно удовлетворит потребности заказчика с точки зрения и цены, и качества. Одним словом, в лифтостроении большинства стран европейского континента сложилась гармоничная система сосуществования крупных и небольших компаний, позволяющая клиентам получать оптимальные для их специфических потребностей модели лифтов. Такие производственные конгломераты прежде всего получили развитие в тех странах, где была обеспечена свобода частной инициативы и предпринимательства. В отличие от большинства европейских стран, на лифтовом рынке России сегодня представлены только некоторые крупные лифтостроительные заводы. Это, как правило, — морально устаревшее производство и по своим техническим параметрам, и по широте номенклатуры. Причем технологический разрыв заметен здесь не только в сравнении с известными производителями лифтового оборудования, но и с относительно небольшими зарубежными компаниями. Особенно велики различия в таких компонентах лифта, как приводы, частотные преобразователи и система управления. Отсталость нашей отрасли отражают и ныне действующие «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов». По моему мнению, они также являются значительным барьером для развития лифтовой индустрии и внедрения современных западных технологий. Сейчас, тем не менее, уже ведется планомерная работа по приведению ПУБЭЛ в соответствие с требованиями современности. Помимо вышеупомянутых крупных предприятий, у нас почти отсутствуют небольшие компании, занимающиеся производством отдельных компонентов для лифтов, а также их комплектацией из компонентов разных производителей, в том числе иностранных. Для лифтовой индустрии России этот факт является существенным препятствием. Не скрою, мне хотелось бы видеть в России ту же картину, что я наблюдал в Германии, Испании, Италии и Франции, где заниматься комплектацией лифтовых систем имеют возможность относительно небольшие фирмы. Давайте спросим себя: почему такое невозможно в России? Потому что, кроме объективной причины (неэффективной экономики), в российском законодательстве есть множество барьеров, препятствующих частной инициативе и предпринимательству. В нашей стране сегодня действуют довольно сложные процедуры сертификации, кардинально отличающиеся от европейских. Если у нас сертифицируется вся лифтовая система целиком, то на Западе — отдельно каждый компонент. Ко всему прочему, у нас лифтовой рынок не развит и не позволяет быстро окупать все затраты, связанные с многочисленными процедурами сертификации. Если фирма ввозит из-за границы какие-либо компоненты к лифтам, то российский сертификат требуется на каждый винтик. Спрашивается: кому в России это нужно? Может, это нужно потребителю? Но потребитель от этого винтика не ждет какого-то особого качества. В конечном итоге мы обманываем самих себя, особенно учитывая то, что сертификация в России зачастую сводится к дублированию европейского сертификата. Многие российские компании сейчас тяготеют к организации труда, принятой на Западе. Но когда вокруг тебя иные контролирующие органы и порядки, иные конкуренты и клиенты, как бы ты ни хотел, тебе невыгодно слишком далеко от них отдаляться: это нецелесообразно экономически. Вот и получается, что мы сами себя загоняем в угол. Мы часто говорим о защите производителя, а вместо этого создаем новые препоны; возможно, сегодня они что-то и дают, но в среднесрочной перспективе эффект получается обратный. Не совсем понятна необходимость двойной проверки сертификации ввозимого в Россию лифтового оборудования (на таможне и при сдаче лифта в эксплуатацию). По моему мнению, главным лицом, которое должно спросить сертификат с поставщика, может быть клиент, а также, возможно, контролирующий орган, принимающий участие в приемке лифта. В реальности получается ситуация, при которой проверка сертификата таможенником (особенно когда речь идет об отдельных компонентах) не является для пользователя лифта хоть какой-либо гарантией качества и безопасности оборудования. По таможенному вопросу могу добавить давно для меня очевидное: убежден, что необходимо ввести низкие таможенные тарифы (например, 5%) на подавляющее большинство товаров, а также упростить таможенные процедуры. Все эти препоны и несуразности с сертификацией и налогами заставляют предпринимателей, желающих вести нормальный бизнес, искать не совсем законные ходы, и все эти действия имеют свои негативные последствия для экономики и бизнеса России. Ведь многие проблемы экономики нашей страны можно свести к одной: действовать легально мало кому удобно. Значительный эффект от этих реформ будет состоять не только в том, чтобы повысить доходы от ввозимой в Россию продукции (в чем я полностью уверен), но и в легализации бизнеса. Тем не менее Россия не может развиваться в противовес законам мировой экономики. Если чиновник, группа чиновников или государственная исполнительная власть препятствуют объективным законам развития, такая ситуация не может продолжаться долго. Вопрос в другом: когда все эти объективные законы начнут действовать в России — через три года, через пять или через десять лет? Успеха мы добьемся не раньше, чем когда вплотную займемся решением всех этих проблем. А это как раз в наших силах. Как бы ни спорили политики, Россия идет по пути создания свободного общества. Да, она допускала много ошибок в законодательстве; да, нарушались права человека; да, неразвиты государственные, экономические и общественные институты. Но в целом у нас уже не тоталитарное государство. Когда я слушаю выступления деятелей лифтовой индустрии, представляющих различные группы отечественных производителей и эксплуатационников, и когда идут разговоры о специальной государственной лифтовой программе, мне абсолютно ясно, что конечный результат таких разговоров всегда один: лоббируя интересы конкретной группы, в целом эта «помощь» сдерживает развитие всей лифтовой отрасли. То, что экономика России сейчас находится в тяжелой ситуации, ни для кого не секрет. Огромной стране сложно сразу подняться на ноги. В этих условиях говорить об экспортном потенциале российской лифтовой отрасли не приходится, и не потому, что мы не сможем производить достойную и конкурентоспособную продукцию. Просто кризис перепроизводства, захлестнувший Европу, не оставляет нашему производителю никаких шансов. Большинство крупных производителей, поставляющих лифты в Россию, не выпускают конкретный лифт на одном заводе. В этом процессе у них задействованы компании, ответственные за изготовление тех или иных узлов и агрегатов: во Франции производят одни, в Швейцарии — другие, и т. д. — т. е. существует некое разделение труда. Причем лифтостроители давно и все более активно используют «outsourcing». Готовые же лифтовые системы поступают в Россию через службы логистики в рамках подразделений экспорта, которые отвечают за поставки в нашу страну. А ведь такую сборку наши специалисты могли бы производить и в России, причем с меньшими издержками. Для экономики нашей страны это очень выгодно — получать продукцию более высокого качества за меньшие деньги. Если уж мы завели речь о местном производстве, то давайте вспомним, что, кроме лифтовых заводов, в России есть еще компании, выпускающие электронные комплектующие; есть заводы, производящие тросы, направляющие и т. д. И, я думаю, даже в сегодняшней трудной экономической ситуации в России известные мировые лидеры лифтового оборудования имеют прекрасные перспективы для поставок своих лифтов, используя некоторые российские компоненты. За границей можно заказывать только технологически сложные и дорогие комплектующие, производство которых в России невозможно или затруднено. А производство остальных комплектующих можно начинать у нас. Ведь сложно сразу организовать производство оборудования высокого качества: этот процесс всегда идет постепенно. Прежде всего, необходимо создать отраслевую структуру, отвечающую за выпуск необходимых компонентов. Понятно, что на первых порах не следует ожидать огромного эффекта: кронштейны, тросы, направляющие, противовесы и каркасы, заказываемые поначалу у отечественного производителя, составляют небольшую долю в стоимости всей системы, с точки зрения современного лифта. Но все же первый шаг необходим: не сделав его, невозможно научиться производить конкурентоспособное оборудование, более сложное и более дорогое. К сожалению, приходится констатировать, что этот процесс происходит крайне медленно. Существующие сегодня многочисленные препятствия, как бы «защищающие» национального производителя (о них уже говорилось выше), оказывают нашей лифтовой индустрии медвежью услугу. Возможно, в результате вышеописанных изменений кто-то и пострадает — прежде всего тот, кто производит неконкурентоспособную продукцию, — но в целом выиграет вся российская экономика, ведь возможности российских производителей расширятся. Идя по пути интеграции с европейским рынком лифтового оборудования, не исключено, что первые несколько лет наш проигрыш будет немного больше, чем выигрыш. Но если мы на что-то рассчитываем в развитии своей экономики, если будут проведены комплексные реформы по всем направлениям, то рыночные механизмы выправят эту ситуацию уже через несколько лет. Ну а в среднесрочной и долгосрочной перспективе выигрыш будет значительным. Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации коллектив журнала «Подъемно-транспортное оборудование» Дата: 12.11.2002 А. С. ТОПОРКОВ, генеральный директор ЗАО «Шиндлер», Москва "СтройПРОФИль" №5
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||