Железобетонная беззащитность

1 стр. из 1

НПСП «Северная Пирамида» Вячеслав ТОКАРЕВ, генеральный директор НПСП «Северная Пирамида»: — Наша фирма специализируется в области защиты бетонов и железобетонов от разрушений. Здесь, прежде всего, мы упираемся в вопросы гидроизоляции. Именно поступающая влага представляет наибольшую опасность. Существует большое число типов гидроизоляции: основные — оклеечные, обмазочные, окрасочные, штукатурные, глиняные и специальные — инъекционные, проникающие (пенетрационные), пропитывающие, ликвидации активных течей, температурно-деформационные швов-стыков, жесткие (листовые), противокапиллярные, подводные. Видов всевозможных протечек существует много. И соответственно, применяется большое число разных по свойствам и условиям применения составов для гидроизоляционных работ. Наша компания старается в отборе материалов исходить из назначения объектов. Отсюда и три крупных класса материалов для защиты конструкций зданий и сооружений. Первый (особый) класс — реставрационный. На объектах реставрации (это здания, в основном построенные в «доцементную» эпоху) мы работаем с составами фирмы Remmers, которые по своим свойствам максимально приближены к составу исходного исторического материала зданий. Второй класс — специальный. Здесь мы рассматриваем объекты специального строительства, имеющие особые требования к качеству и долговечности их защиты. Это гидротехнические объекты, мосты, туннели, очистные и сложные промышленные сооружения, где к бетонам предъявляются высокие требования по условиям эксплуатации и устойчивости в агрессивных средах. Здесь применяются специальные материалы для защиты таких фирм, как Toro, Vandex (Швейцария); Sika, Epazit (Германия); Xypex (Канада); Penetron (США). Третий класс — общестроительный. Это составы массового общестроительного назначения, имеющие довольно широкий спектр применения и оптимальный показатель «цена/качество»: Index и Mapei (Италия), Ceresit (Германия). К указанным торговым маркам принадлежит широкий спектр изоляционных материалов и всевозможных материалов и добавок бетон-модификаторов. В своей работе, как правило, используем российские цементы и бетоны с импортными модификаторами, придающими применяемым материалам заданные свойства для конкретных задач. Если требуются специальные бетоны на объектах, удаленных от Петербурга, мы с помощью добавок-модификаторов создаем готовые составы на приобъектных растворных узлах. Можно сказать и о том, что сейчас на рынок сухих гидроизоляционных смесей вышли и российские компании. Это материалы группы «Кальматрон», «Лахта», «Цмид» и «Гидротекс». К сожалению, российские производители испытывают сложности в организации современного производства. Особенно это касается линии «Цмид» — прекрасные составы, готовые составить конкуренцию ведущим зарубежным маркам, из-за неотработанности технологии и непредсказуемости свойств слабо представлены. Проникающая гидроизоляция «Кальматрон», «Лахта», «Гидротекс» — это отечественные составы специального класса, и включаются нами в практику работ по защите бетонов. В России сейчас острая необходимость налаживания современных производств сухих строительных гидроизоляционных смесей, сертифицированных в соответствии с мировыми стандартами МС ИСО 9000, с отлаженными гарантиями качества производимой продукции. Это залог надежной защиты бетонов и железобетонов конструкций строительных объектов, особенно важной сейчас при нарастании техногенных катастроф, связанных с их разрушением. ОАО «Мостострой № 6» Сергей ЧИЖОВ, к. т. н., начальник лаборатории контроля качества ОАО «Мостострой № 6», ученый секретарь Секции транспортных сооружений петербургского Дома ученых Академии наук РФ: Мы следим за состоянием инженерных сооружений с 1945 г. — «Мостострой № 6» занимается вопросами строительства, ремонта, реконструкции искусственных сооружений, расположенных по всему Северо-Западному региону, с 1945 г. Естественно, что компанией накоплен огромный опыт по обеспечению надежности инженерных сооружений в различных условиях эксплуатации. По уровню сложности объекты транспортного строительства всегда отличались от искусственных сооружений промышленного и гражданского назначения. И в настоящее время компания верна традициям, заложенным при ее создании. Наиболее интересными с инженерной точки зрения объектами, где велись работы в последнее время, являются: l мостовой переход через Кольский залив, работы осуществляет филиал компании «Мостоотряд № 9», проектная организация ОАО «Дорпроект». Строительство мостового перехода осуществляется в условиях ежедневного прилива/отлива с перепадом уровня воды на 4 метра два раза в сутки; l путепроводная развязка в районе ст. «Горская» в составе Транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга в сотрудничестве с проектной организацией ЗАО «Институт «Стройпроект»; l реконструкция моста Александра Невского по проекту ЗАО «Институт «Стройпроект», где заказчиком выступала Дирекция транспортного строительства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга; l железнодорожный путепровод для спрямления Веребьинского обхода на трассе Санкт-Петербург — Москва, построенный в рекордно короткие сроки — всего за шесть месяцев, при расположении ближайшего бетонного узла в 120 км силами Мостоотрядов №№ 75, 37 и 61. Показатели долговечности искусственных, особенно мостовых сооружений, подверженных всем видам воздействий, во многом определяются технологическими причинами, качеством производства работ. ОАО «Мостостроительный трест № 6» этому вопросу всегда уделяло приоритетное значение. Система обеспечения качества ОАО «Мостострой № 6» сложилась еще в советские времена. При адаптации структуры компании к рыночным условиям система претерпела определенные изменения. В настоящее время в компании проходит предсертификационная подготовка на соответствие системы качества стандарту МС ИСО 9001:2000. Эту работу мы осуществляем с Федеральным центром по сертификации систем качества Госстроя РФ. Для обеспечения надежной эксплуатации сооружения нужно знать всю историю его существования. Для нас очень важно, как поведут себя возведенные нами объекты через 5, 15, а может быть, еще через 100 лет. И мы отслеживаем состояние искусственных сооружений компании, накоплен уникальный архив, и он востребован. К нам постоянно обращаются специалисты проектных компаний и организаций, осуществляющих эксплуатацию сооружений. Действительно, традиции, сложившиеся в компании, уникальны. Ни для кого не секрет, что роль нашей организации в транспортном строительстве была и остается высокой. Компания всегда являлась кузницей кадров отечественного мостостроения. Хороший бетон в Петербурге мало кто может делать Серьезнейшей проблемой для бетона, особенно применяемого в конструктивных элементах автодорожных и железнодорожных мостов, является обеспечение трещиностойкости конструктивных элементов в процессе эксплуатации при динамических воздействиях. В образующиеся трещины устремляется влага, корродирует и разрушается металлическая арматура. В результате действия знакопеременных температур происходит распад бетона, что приводит к разрушению конструкции в целом. Для реализации проектного решения — обеспечения надежной защиты шпренгельных канатов от попадания влаги с мостового полотна внутрь секций, в которых находятся преднапряженные армирующие элементы, усиления элементов конструкций пролетных строений — были разработаны уникальные составы на основе стальной фибры, повышающие трещиностойкость конструктивных элементов совместно с модифицирующей добавкой ЦМИД-4, разработанной специалистами ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, сыгравшей роль ингибитора коррозии по отношению к металлу фибры. За использованием дисперсно-армированных бетонов — будущее. Опыт использования стальной фибры производства Курганского завода мостовых металлоконструкций на реконструкции моста Александра Невского это показал. В элементах, испытывающих значительные динамические воздействия, наихудшие для работы бетона и железобетона сочетания нагрузок, которые приводят к возникновению растягивающих и изгибающих усилий в сечениях конструктивных элементов, использование такой фибры — это гарантия долговечности и надежности конструктивного элемента, а значит, и всего сооружения в целом. Важно, чтобы проектные компании это понимали, как ЗАО «Институт «Стройпроект», и смело шли на использование этой технологии, а мы, подрядчики, эти проекты реализовать сможем. Что касается использования в составах бетона непроверенных материалов, химических добавок, то мы руководствуемся принципом «Семь раз проверь, один отрежь», поскольку без анализа достаточной статистической базы их использования мы не можем дать гарантий долговечности, а это для нас — главное. Хороший бетон не может быть дешевым В компании существует четкая процедура контроля качества поступающих составляющих материалов для приготовления бетонной смеси и жесткий лабораторный мониторинг всех этапов приготовления, транспортировки и укладки бетонной смеси. Традиционно наши филиалы — Мостоотряды № 11 и № 37, находящиеся в Санкт-Петербурге, Мостоотряды №№ 9, 48, 61, 75, 117, расположенные в различных населенных пунктах Северо-Западного региона, всегда славились качественным бетоном. Имея большой опыт и значительные статистические наработки, мы имеем возможность оптимизировать прочностные показатели в зависимости от цены кубического метра бетонной смеси без ущерба для конечного качества материала. Конечно, невозможно не коснуться проблем, связанных со строительством кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Очень хочется помочь администрации города, Дирекции по строительству транспортного обхода, которые, работая в условиях ограниченного финансирования, имея низкие расценки на поставляемый бетон, а также ограниченный круг возможных поставщиков бетонной смеси и не всегда квалифицированных подрядчиков, пытаются найти оптимальные пути решения вопроса обеспечения надежности сооружений благодаря специалистам, работающим в сфере контроля качества. На кольцевую дорогу привлечены подрядчики со всей страны, обладающие различной квалификацией и производственным опытом. В этих условиях очень важно максимально использовать имеющийся опыт, региональные трудовые и производственные ресурсы для обеспечения единой технической политики в области качества строительно-монтажных работ. В ОАО «Мостострой № 6» действует лаборатория, оснащенная необходимым испытательным оборудованием по всем производственным процессам, связанным с возведением искусственных сооружений. И если бы генеральным подрядчиком по строительству всех искусственных сооружений по КАДу, без ограничений по ЛОТам, была выбрана наша компания, я с полной уверенностью могу сказать — мы с этой задачей справились бы за минимальные и для городского бюджета, и для страны деньги. MC-Bauchemie Russia Виктор ПУЗЕЙКИН, менеджер проекта «Защита поверхностей» компании MC-Bauchemie Russia: Рынок материалов по защите железобетона ждет много неожиданностей — В настоящее время среди строителей царит некоторое информационное замешательство. Если отечественные компании на виду и о них известно все или почти все, то по поводу зарубежных игроков этого сказать нельзя. До сих пор неизвестны даже названия многих западных компаний. Не говоря уже о реальной расстановке сил на мировом рынке. При этом зарубежные продукты, которые появляются на российском рынке, сравниваются с практически несопоставимыми по своим техническим параметрам отечественными, что приводит к заблуждениям. Имеют место и другого рода ценовые перекосы, опять же вызванные некоторой информационной изолированностью. Приведу только один пример. Безусловно, те западные компании, которые пришли в Россию первыми, имеют известное преимущество. Прежде всего, они дольше находятся на рынке и, следовательно, более известны. Когда речь заходит о защите бетона и железобетона, то нас часто сравнивают с одной очень авторитетной немецкой компанией, которая существенно раньше нас пришла на российский рынок и хорошо известна нашим строителям. Маркетинговая политика этой компании направлена на позиционирование своих материалов как очень дорогих — даже по сравнению с материалами МС. Однако на европейском рынке это ценовое различие незначительно. Все говорит о том, что на российском рынке серьезные игроки только начинают появляться. С ростом предложения будут серьезно меняться и ценовые соотношения, которые сегодня выглядят искусственными или конъюнктурными. Ахиллесова пята железобетона Нынешнее состояние подавляющего числа железобетонных конструкций в Петербурге, да и в целом по стране, довольно плачевное. У нас часто говорят о коррозии железобетона. На Западе принято говорить «карбонатизация» или «науглероживание». Это химический процесс реакции гидроксида кальция и угольной кислоты, которая образуется в результате соединения диоксида углерода и воды. В результате этого гидроксид кальция превращается в карбонат кальция. Изначально щелочной уровень рH у бетона составляет примерно 12,5. В результате науглероживания он снижается, приближаясь к нейтральному. Как только он достигает значения 9,5, щелочной защитный уровень бетона перестает предохранять железную арматуру конструкций от коррозии, и, соответственно, теряется статика железобетонной конструкции. В 90% случаев это именно то, от чего мы пытаемся защитить бетон. Для этого наша компания предлагает целый комплекс современных материалов, в частности разработанные нами в 1991 г. полимерно-цементные системы. Всего двухмиллиметровый слой такого состава, нанесенный на поверхность железобетонной конструкции, обеспечивает ей защиту, равную слою бетона толщиной 80 см. Я привел этот пример лишь для того, чтобы можно было представить, о каком уровне высоких технологий в строительной химии идет речь. Вячеслав ЕГОРОВ, руководитель проекта «Защита строительных сооружений» компании MC-Bauchemie Russia: 70% предприятий Петербурга выпускают бетон низкого качества — В настоящее время определяющим фактором на рынке железобетонных конструкций является цена, а качество — уже потом. Причем качество чуть ниже среднего, но, как это не парадоксально, устраивает большинство наших строителей. К сожалению, в условиях, когда строители стремятся купить бетон по минимальной цене, применение комплекса защитных норм, которые приняты в Европе в отношении железобетонных конструкций (в том числе и использование добавок для повышения морозо-, солеустойчивости и т. д.), — исключение, а не правило. Такое низкое качество бетона характерно для 70% бетонных заводов Петербурга. Половина заводов находятся на грани выживания, и увеличение цены на бетон даже на 5% приведет к их разорению — заказчик уйдет к тем, у кого дешевле. Можно говорить о том, что сегодня конкуренция в области предложения добавок к бетону невелика. Это объясняется многими причинами. В частности и тем, что наши технологи в свое время учились работать только с единственным пластификатором С-3. Они занимались с ним 20—30 лет и новых материалов не знают. В России до сих пор С-3 играет роль своеобразной «священной коровы». Большие проблемы и в сертификации импортных материалов. Лидеры выбирают качество С другой стороны, лидеры ориентируются на выпуск качественного бетона. В работе именно с этими компаниями мы видим перспективы для нашей фирмы, являющейся крупнейшим производителем добавок к бетону в Германии. Можно сказать, что примеры такого наметившегося сотрудничества знаменуют собой новую, переломную тенденцию в российском производстве — диктат низких цен постепенно будет вытесняться все возрастающими требованиями к качеству. Реальный интерес к высококачественным импортным добавкам проявляют большие заводы и крупнейшие строительные компании, что объясняется их финансовыми возможностями. Аутсайдеры вне этой игры. Они в зоне низкоценовой борьбы за выживание. Качество производства дешевле качественного ремонта В. ПУЗЕЙКИН: — Приведу один пример. Долгие годы на европейском рынке существовала проблема защиты железобетонных конструкций в энергетическом строительстве (это трубы и градирни). И наша компания является одной из двух в Европе, которые производят защитные покрытия для бетона на этих объектах. Долгое время мы говорили, что их нанесение — единственный способ уберечь энергетические конструкции. Однако 5 лет назад одним из подразделений MC-Bauchemie была разработана специальная добавка, которая придает бетону свойства, позволяющие ему успешно противостоять кислотной агрессии и обойтись без защитного покрытия. Должно пройти какое-то время, пока специалисты протестируют поведение нового бетона в агрессивной среде на одном из европейских энергетических объектов. Но вывод можно сделать уже сейчас. Технологически гораздо выгоднее моделировать свойства бетона под те агрессивные особенности среды, в которых материалу предстоит работать. Однако есть один момент — смета. Любые профессиональные добавки в бетон удорожают его, и строители, как и проектировщики, рискуют выйти за рамки сметы, определенной заказчиком. Тем более что последствия скажутся не сразу, а через 5—15 лет. Однако, когда это время наступит, ликвидация результатов непродуманной экономии выльется в гораздо большие затраты, в том числе и на нанесение защитных покрытий. В. ЕГОРОВ: — А у нас заказчика пугает увеличение сметы на бетон даже на 3—5%. Его не убеждают никакие доводы безопасности. И пока ответственность за объект после приемки несет эксплуатирующая организация, заказчики будут экономить на качестве бетона. Значит, речь идет об ужесточении строительных норм и требований и о том, чтобы и через 10—15 лет исполнитель и заказчик несли персональную ответственность за объект. В. ПУЗЕЙКИН: — Радует, что нашими союзниками оказались инженерные компании-проектировщики, которые имеют определенную репутацию и берегут ее. Именно они живо интересуются новыми строительными технологиями. И как результат — реконструкция Троицкого моста идет с использованием современных материалов и методов. Разве это не прорыв к качеству, когда за право поставлять высококачественный бетон на этот объект развернулась нешуточная борьба среди петербургских заводов? Если идет кампания в поддержку отечественных производителей, мы тоже ими станем В условиях, когда осуществляется плохо скрываемое и очень сильное лоббирование властью использования в строительстве только российских материалов, не удивительно, что многим бетонным заводам трудно решиться работать с импортными добавками. Сложно пойти против подобных политических решений власти. Именно поэтому наша компания приступила к строительству в г. Кировске Ленинградской области завода по производству сухих строительных смесей, а также профессиональных пластификаторов или добавок к бетону. Поставленная цель двояка. Это выведение на отечественный рынок продуктов строительной химии мирового уровня по ценам, сопоставимым с отечественными. Ну и плюс ко всему мы становимся российским производителем. Что в условиях протекционизма весьма немаловажно.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №7-8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!