Конец эпохи отбойного молотка, или Бетонные брызги в алмазной пыли

1 стр. из 1

На протяжении последних двадцати лет в строительной индустрии промышленно развитых стран наблюдается настоящий бум, связанный с самым широким использованием алмазного инструмента. Этот бум докатился и до нас. Алмазные инструменты работают быстро, точно и без деформаций. Различные области применения и обрабатываемый материал определяют их тип и устройство. Особенно востребованным алмазный инструмент оказался при современных огромных объемах демонтажа и реконструкции старых сооружений и инженерных конструкций. Современная техника алмазной резки железобетона позволяет увеличить скорость выполнения этих работ в десятки раз и дает возможность провести их с минимальным шумом, без вибрации и мусора. При этом наличие арматуры и закладных деталей в бетоне не служит препятствием. Алмазный инструмент легко с этим справляется. После резки не образуется трещин, а ровная поверхность спила, как правило, не требует дополнительной обработки. Для выполнения работ по вырезанию проемов используются ручные машины с алмазной цепью, кольцом или диском, позволяющие достигать глубины пропила до 480 мм. Настенные пилы позволяют увеличить ее до 900 мм. При работе на крупногабаритных железобетонных конструкциях применяются канатные пилы. С помощью сверлильного оборудования и алмазных коронок можно вырезать отверстия диаметром до 1200 мм и длиной до нескольких метров. Одним из прогрессивных методов разборки сегодня является отделение от массива кусков с помощью железобетонолома или бетонокусачек. Основы технологии алмазной резки железобетона были разработаны более 40 лет назад на Западе. И на сегодняшний день в России известно и получило распространение именно зарубежное оборудование. Будет уместно назвать «Цедима», «Хилти», «Гидро-Штресс», «Димас», «Бош», «Кресс» и другие. Оборудование первых трех производителей наиболее известно нашим профессионалам. Лучшей рекомендацией возможностям современного алмазного оборудования и инструмента служат те уникальные работы, проведение которых без него в кратчайшие сроки было бы просто немыслимо. Вот лишь некоторые примеры подобных объектов. l Для строительства нового здания Октябрьской железной дороги на территории Московского вокзала в Санкт-Петербурге необходимо было разобрать железобетонный бункер, построенный в 1949 г. Он представлял собой подземное помещение с тремя независимыми выходами. Сверху находилась сильноармированная железобетонная плита объемом около 750 куб. м и размерами 25000х23000х1300 мм. Она должна была защитить внутреннее помещение бункера от прямых бомбовых ударов потенциального противника. Ввиду близкого расположения железнодорожной платформы, а также вплотную стоящей опоры контактной сети взрывные работы были связаны с большими проблемами. Кроме того, технические требования заказчика обязывали разбирать это сооружение на блоки размером не более 2000х1800х1200 мм и весом около 9,5 т. После получения кусков железобетона такого размера они грузились на железнодорожные платформы и вывозились с территории вокзала. Разрезать защитную плиту с применением алмазного инструмента было бы слишком дорого, поэтому было решено применить железобетонолом SBB—3001. Технология разборки была проста: на глубину 2/3 толщины плиты сверлились отверстия диаметром 201 мм под закладку четырех пресс-цилиндров, развивающих усилие 300 т каждый. После их установки при помощи гидравлической станции создавалось давление масла, и поршни пресс-цилиндров, выдвигаясь, образовывали в плите трещину, в которую забивались металлические клинья. После обратного хода поршней в отверстия вместе с пресс-цилиндром устанавливались металлические прокладки, и цикл повторялся. В некоторых случаях для успешного отделения куска от плиты выполнялось до 14 циклов. Основная сложность в разборке плиты состояла в том, что она была армирована 7 слоями арматурной сетки (средний диаметр арматуры составлял 16 мм). Кроме того, плита имела дополнительный паутинообразный каркас из горизонтальных прутов диаметром 32 мм. При армировании плиты применялась сталь с большой степенью пластичности, поэтому в момент сдвига кусков она не лопалась и ее приходилось резать газопламенной горелкой. После демонтажа верхней защитной плиты внутренние стены бункера были разрезаны настенными пилами WS-1202/40. Фундамент бункера и часть стен были разобраны также с применением железобетонолома SBB—3001. Общий объем бетона, использованного для строительства этого сооружения, составлял около 1200 куб. м. Применение такого варианта разборки бункера позволило выдержать стоимостные рамки на данный вид работ, установленные заказчиком. l Осуществлен демонтаж с применением канатных пил бетонного покрытия и опор моста над Химкинским водохранилищем на трассе Москва — Санкт-Петербург для «Мостоотряда—19». Опоры и покрытие были распилены в 30-градусный мороз на блоки массой 15 т. l 23 тыс. отверстий под анкера «Хилти» просверлено при работах на мосту Александра Невского в Санкт-Петербурге. l В Мурманской области вследствие резкого многократного перепада температур произошло повреждение металлической части моста через р. Колу. Металл, потеряв свои свойства, «лопнул», что повлекло за собой разрушение дорожного покрытия. Возникла сложная аварийная ситуация. Требовалось в кратчайшие сроки разгрузить металлическое основание моста, разобрав железобетонное дорожное покрытие. Демонтаж ударным инструментом был сложно осуществим, так как необходимо было исключить воздействие вибрации на конструкцию, а также требовалась оперативность выполнения работ. При этом произвести разделение железобетонного покрытия надо было на строго определенные по размерам блоки. Эта задача была выполнена точно в срок (за 21 сутки). Работа оборудования и инструмента в таких экстремальных условиях говорит о его высокой надежности. l В Выборге при реконструкции моста через Сайменский канал было необходимо выровнять боковые части опор по нижнему уровню конструкций пролета. Требовалось удалить часть гранитно-железобетонной опоры (в кол-ве 4 шт.) размером 7000х2500х800 мм. Задача была выполнена в недельный срок согласно геодезической разметке и без приостановки основного производства работ. l Работы в п. Броница Новгородской области для сохранения мостового сооружения (являющегося историческим памятником архитектуры) через реку Б. Ниша проводились в два этапа. На первом требовалось произвести усиление и инъецирование опор, построенных в 1838 г., на глубину 18 м. Для выполнения скважин необходимо было пройти вертикальными проходками диаметром 400 мм бетонный слой толщиной от 1,5 до 2 м. На втором этапе проводились работы по демонтажу железобетонной «подушки» части опор мостового сооружения. Она была разделена с применением канатной пилы на блоки массой по 9 т. l В г. Полярном для базы подводных лодок произведены работы с применением канатных пил по демонтажу бетонных частей доков и их расширению для обеспечения захода более крупных современных субмарин. Примеры можно продолжать. Однако и перечисленного вполне достаточно для того, чтобы понять, насколько уникальны возможности современного алмазного инструмента и оборудования и насколько востребовано оно при нынешних масштабах реконструкции и демонтажа транспортных и промышленных объектов. Петербургский метрополитен l Строительные работы в метро неразрывно связаны как с укладкой бетона, так и с его разрушением. Термин «разрушение» выбран не случайно. Применение таких методов, как взрыв или даже микровзрыв на таких объектах, как тоннель метрополитена может иметь весьма негативные последствия. В Санкт-Петербурге, где тоннели проходят через подземные водоносные слои, два тоннеля на участке между станциями «Лесная» — «Площадь Мужества» сейчас затоплены. На этот шаг пришлось пойти в результате аварийной ситуации, возникшей из-за разрушения внешнего гидроизоляционного слоя тоннеля, представляющего собой стальную оболочку. Не исключено, что причиной этого стали последствия взрывных работ, которые проводились в этих тоннелях. Учитывая это, для удаления части железобетонных тюбингов при строительстве мембраны для дополнительной защиты между затопленной частью и действующим тоннелем применялась технология алмазной резки. Девятиметровая железобетонная пробка, отделяющая затопленный участок, оказалась недостаточной по длине. Появилась течь на ее внешней границе. Необходимо было дополнительно забетонировать по 3 м тоннеля с каждой стороны пробки. Для этого при помощи настенной пилы WS-1202/40 были выполнены сквозные пропилы железобетонного тюбинга до горной породы на расстоянии 200 мм друг от друга. После удаления этого кольца из металлического листа толщиной 15 мм выполнялась мембрана диаметром 6230 мм, которая служила опалубкой при закачивании быстротвердеющего бетона в отсеченный участок тоннеля. С двух сторон одного аварийного участка и с одной стороны второго пропилы уже выполнены, мембранная защита установлена и бетон уложен. Эксплуатируемые участки тоннелей отделяются от строящихся железобетонными затворами. При пуске в эксплуатацию нового участка тоннеля данные затворы приходится демонтировать. Демонтаж, как правило, производится разрушающими методами (микровзрывы, пневматические отбойные молотки). Их применение негативно влияет на конструкцию тоннеля, т.к. влечет за собой вибрации и образование микротрещин в бетоне. Работы по резке железобетонных затворов выполнялись настенной пилой WS-1202/40 с оснасткой для канатного пиления. Сложность задачи состояла в том, что вырезать затвор необходимо было по окружности с последующим разделением вырезанного массива на отдельные транспортабельные части весом не более трех тонн. Затвор представляет собой конструкцию из сильноармированного бетона толщиной 1700 мм с квадратным сквозным проемом размером 3000х3000 мм и общим диаметром 5500 мм. l При работах по реконструкции требовалось расширить пересадочный узел «Невский проспект» — «Гостиный двор» для установки дополнительного 4 эскалатора. Для этого фундаменты старых эскалаторов полностью удалялись канатной пилой с разделением на части весом до 2,5 т. Для облегчения конструкции были разрезаны железобетонные перекрытия и колонны. Над действующим путепроводом была аккуратно вырезана защитная оболочка. l Выход со станции «Невский проспект» на Думскую площадь. Эти работы по поставленной задаче аналогичны предыдущим (увеличение пассажиропотока). Но в данном случае требовалось произвести расширение туннельного перехода по каждой его стороне на 600 мм. Работы проводились с применением настенных дисковых пил WS-1202/40 (для нарезки штроб под укладку каната) и канатных пил для срезания железобетонного массива. В дальнейшем разделение на более мелкие блоки для окончательного демонтажа проводилось с применением бетонолома SBB-3001. Также выполнялись 7 отверстий диаметром 120 и 130 мм длиной 7500 мм в железобетоне под прокладку коммуникаций.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №7-8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!