Ожерелье российских портов на Балтике

1 стр. из 1

Ленинградская область — «морские врата» России — обладает прямым выходом в Балтийское море и, развивая транспортную инфраструктуру, создавая новые порты, привлекает многие крупные компании, ведущие экспорт своей продукции. На ее территории уже действуют такие гиганты нефтяной отрасли, как «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «ЮКОС». Строительство терминала по перевалке на экспорт нефтепродуктов стало новым проектом нефтяной компании «ЛУКойл», по достоинству оценившей экономические перспективы Ленинградского региона. Компания «ЛУКойл» ежегодно экспортирует примерно 15 млн. т нефтепродуктов, и до недавнего времени их отгрузка шла через порты Украины и Прибалтики. Однако выгоднее инвестировать создание собственных портовых мощностей, чем переплачивать за транзит. В прошлом году НК «Лукойл» ввела в строй на территории Калининградской области терминал мощностью 3 млн. т. Чтобы полностью обеспечить собственную потребность в перевалочных мощностях, компании требовался новый порт. Выбор пал на остров Высоцкий, который расположен на северо-восточном побережье Финского залива и обладает выгодным географическим положением. Для осуществления этого проекта НК «ЛУКойл» приобрела 100% акций компании «Балтхимэкспо», владевшей правами на строительство на острове Высоцком химического терминала, сооружение которого находилось на стадии проектной разработки. После оценки существующей документации было принято решение о ее кардинальной переработке с целью увеличения мощности проектируемого терминала и перепрофилирования его на перевалку нефтепродуктов, а в дальнейшем, возможно, и продукции нефтехимии. 28 июня в Высоцке состоялась торжественная церемония, посвященная старту строительства нового терминала. В основание терминала был заложен первый камень — памятный символ начала строительных работ. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, полномочный представитель Президента России в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов, президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов и другие высокопоставленные лица. Строительство нефтехимического порта на острове Высоцком — событие действительно значительное. Полная мощность нового морского комплекса по экспорту грузов должна составить более 10 млн. тонн нефтепродуктов в год. Общая стоимость проекта — более 150 млн. USD. Его реализацию планируется вести в несколько этапов. Основой для развития порта должна стать первая очередь мощностью 4—5 млн. т. В ее состав планируется включить все объекты инфраструктуры, и поэтому большая часть инвестиций — до 70% — будет направлено на ее сооружение. Согласно проекту первая очередь терминала войдет в строй в августе 2003 г. и позволит начать перевалку мазутов и дизельного топлива. Запуск второй очереди ориентировочно состоится в 2004 г. и обеспечит огрузку бензина и смазочных материалов. Третья очередь будет ориентирована на перевалку нефтехимической продукции — метанола и аммиака. Помимо причалов, гидротехнических сооружений и других объектов «морской части» портовый комплекс будет включать в себя железнодорожную станцию и подъездные пути, технологические линии для распределения и других операций с углеводородной продукцией, резервуарный парк, позволяющий единовременно хранить 600 тыс. т нефтепродуктов, административные и вспомогательные сооружения. Одним из направлений работы будущего терминала станет обеспечение бензином сети автозаправочных станций, которыми «ЛУКойл» располагает на восточном побережье США. Для того чтобы обеспечить круглогодичность поставок бензина и тяжелых нефтепродуктов на европейский и американский рынки, предполагается использовать танкеры ледового класса дедвейтом до 80 тыс. тонн. Строящийся терминал будет полностью ориентирован на потребности компании «ЛУКойл». Впрочем, по словам президента НК «ЛУКойл» Вагита Алекперова, не исключен вариант, что перевалочными мощностями нового порта на острове Высоцком смогут воспользоваться и другие российские нефтяники. Экономические рассчеты показывают, что перевалка нефтепродуктов через Высоцк позволит компании экономить порядка 4 USD на каждой тонне продукции по сравнению с затратами при использовании терминалов Вентспилса. Высвободившиеся средства компания предполагает направлять на развитие нефтеперерабатывающих предприятий в России. Существующие транспортные мощности Октябрьской железной дороги, по которой планируется вести доставку нефтепродуктов с Ухтинского, Нижегородского и Пермского нефтеперерабатывающих заводов, смогут обеспечить нормальную работу по крайней мере первой очереди терминала. Правительством Ленинградской области совместно с Министерством путей сообщения РФ рассматривается вопрос о реконструкции железнодорожных магистралей, идущих на Выборг, Приморск и Высоцк, где и начинается «ожерелье» морских торговых портов, которыми наша страна уже сегодня располагает на Балтике.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!