|
|||||
1 стр. из 1 Металлургия играет особую роль в деятельности строительного комплекса. Буквально всем — от инструмента и станков до строительной техники и вспомогательных механизмов, от крепежа и фурнитуры до арматуры и металлоконструкций — предприятия черной и цветной металлургии обеспечивают строителей. «Крылатый металл», как образно называют алюминий, — незаменимый, уникальный материал для самолетостроения и авиационной промышленности; необходим он во многих отраслях индустрии и, прежде всего, в энергетике и приборостроении. Сегодня алюминий и его сплавы все шире используются и в строительном секторе. Рамы оконных блоков, подвесные потолки, профили… Где только не находит применение этот легкий, прочный и долговечный металл! Зарождение и развитие отечественной алюминиевой промышленности в нашей стране неразрывно связано с Волховским алюминиевым заводом, который был построен на территории Ленинградской области и начал работать 14 мая 1932 г. Пережив эвакуацию в те суровые годы, когда война вплотную подошла к стенам Ленинграда, Волховский завод остался одним из самых стабильных по ежегодным объемам выпуска металла предприятием отрасли. Вместе с тем завод интересен не только своей трудовой ролью «первенца» советской алюминиевой промышленности, но и успешным возрождением под именем «Волховский алюминий» после кризисных для отечественной индустрии 90 гг. ушедшего столетия. Однако начнем с истории… Как известно, дореволюционная Россия не располагала промышленными технологиями получения алюминия и не производила его. Первоочередные нужды страны в этом стратегическом металле (в объеме 5—6 тыс. т) даже в период первой мировой войны покрывались за счет импорта. Не были разведаны запасы сырья, отсутствовала необходимая энергетическая база… Хотя интересно отметить, что всем известный Ленинский план ГОЭЛРО (план государственной электрификации России) был разработан еще до октябрьской социалистической революции русским инженером Генрихом Осиповичем Графтио. Несмотря на то, что теория электролитического способа получения алюминия была сформулирована в начале XX в. русским ученым П. П. Федотьевым, промышленную технологию пришлось создавать «с нуля». В 1929 году на ленинградском заводе «Красный выборжец» под руководством П. П. Федотьева были впервые в стране проведены опыты по получению алюминия из отечественного сырья. В 1930 году вошел в строй Ленинградский опытный алюминиевый завод. В итоге, успешные опыты конца 20-х — начала 30-х гг. по отработке технологии получения «крылатого металла» из тихвинских бокситов позволили приступить к строительству Волховского и Днепровского алюминиевых заводов. 4 июля 1930 г. Российское телеграфное агентство сообщило под заголовком «Свой алюминий» о торжественной закладке первого в стране алюминиевого завода в непосредственной близости от Волховской ГЭС. Строительство, которое курировал первый секретарь Ленинградского обкома Сергей Миронович Киров, шло стремительными темпами и, что характерно для многих больших строек той эпохи, с огромным энтузиазмом. Люди работали в тяжелейших условиях, но — как тут не вспомнить стихи Владимира Маяковского! — с прекрасной мечтой о будущем «городе-саде», который и в самом деле вскоре раскинулся на берегу реки Волхов, по соседству с основными градообразующими предприятиями: алюминиевым заводом и гидроэлектростанцией… Как известно, строительству Волховского алюминиевого завода предшествовал запуск Волховской ГЭС, состоявшийся 22 декабря 1926 г. Гидроэлектростанция, построенная под руководством ранее уже упоминавшегося академика Г. О. Графтио, стала первым объектом в реализации плана ГОЭЛРО и надежной энергетической базой для «первенца» алюминиевой отрасли страны, Волховского завода. Для понимания четкой взаимосвязи этих событий следует напомнить, что технология промышленного получения алюминия путем электролиза требует высоких энергозатрат. Советский народ мог по праву гордиться своими свершениями. В то время электростанция на реке Волхов была самой мощной по выработке электроэнергии не только в масштабах страны, но и Европы. Вместе с алюминиевым заводом гидроэлектростанция оказала серьезное влияние на экономическое развитие Ленинградской области. Можно сказать, что именно благодаря промышленным объектам на Волхове Ленобласть с самого момента своего образования в августе 1927 г. приобрела статус индустриального региона, значимого для всей страны. Как свидетельствуют историки, 14 мая 1932 г. в 15 час. 45 мин. на Волховском заводе был получен первый советский алюминий. Эта дата стала «днем рождения» всей алюминиевой отрасли. Уже через 2 года наша страна полностью прекратила импорт этого стратегического металла, а к началу Великой Отечественной войны Советский Союз по выпуску алюминия вышел на одно из первых мест в мире. Промышленность отрасли бурно развивалась, создавались новые предприятия, но Волховский алюминиевый по прежнему вносил существенный вклад в объемы производства… С началом войны оборудование пришлось эвакуировать на Урал, и лишь в сентябре 1946 г. возрожденный Волховский завод возобновил выпуск алюминия. Послевоенные годы стали новым этапом развития завода, его реконструкции, внедрения новых производств… Был освоен процесс комплексной переработки нефелинов (один из основных видов сырья наряду с бокситами и др. для получения алюминия) на глинозем, цемент, соду, поташ. В 1952 г. вступил в строй цементный цех. Постоянный поиск ученых обеспечил непрерывное совершенствование производственных технологий. В итоге радикальная реконструкция электролизеров, внедрение механизмов и ввод в эксплуатацию в 70 гг. вычислительного комплекса для автоматизированного управления технологическим процессом позволил превратить алюминиевый завод, оснащенный самым старым в стране специализированным оборудованием, в современное, отвечающее мировым достижениям предприятие. В августе 1997 г. знаменитый на всю страну Волховский алюминиевый завод оказался на грани банкротства. С приходом нового собственника — ОАО «Металлург», объединившего АО «Волховский алюминий» и АО «ПО Пикалевский глинозем», — ситуация улучшилась. В 2001 г. объем выпуска алюминия превысил 21 тыс. т, притом что в 1997 г. было выпущено лишь немногим больше 900 т металла. За это время новые владельцы вложили в модернизацию Волховского алюминиевого завода около $25 млн. Большая часть средств пошла на реконструкцию электролизного цеха. На сегодняшний день здесь установлено 160 электролизеров, что позволяет выплавлять до 22 тыс. т алюминия в год. На пресс-конференции, посвященной юбилейной плавке «крылатого металла», генеральный директор холдинга ОАО «Металлург» Михаил Шлосберг сообщил журналистам о проекте строительства цеха по выпуску алюминия высокой чистоты. Этот вид продукции востребован в авиационной, электронной, оборонной и других отраслях промышленности. Мощность нового цеха должна составить 60—90 тыс. т металла в год. Реализация проектов в сфере производства алюминия требует значительных инвестиций. В мировой практике принято, что создание производственных мощностей по выпуску 1 т алюминия в год требует $3—4 тыс. капиталовложений. Однако, как отметил Михаил Шлосберг, сегодня со стороны государства не предпринимается практически никаких мер по поддержке долгосрочных инвестиционных проектов, нет законодательной базы. Важным вопросом становится возможность получения государственных гарантий о стабильных ценах на электроэнергию для нужд столь энергоемкого производства. Наглядный факт — за последние 15 лет в России не построено ни одного нового алюминиевого завода. Вместе с тем «крылатый металл» не только стратегическое сырье для предприятий оборонного комплекса страны, но и выгодный товар для торговли за рубежом. Порядка 78% всего российского алюминия идет на экспорт. Сегодня «Волховский алюминий» обладает большими перспективами развития и, помимо расширения основного производства, намерен параллельно освоить выпуск новых видов химической продукции. Среди планов «первенца алюминиевой промышленности России» выпуск высокоглиноземистого цемента, который найдет свое применение в строительной отрасли как в чистом виде, так и в качестве компонента быстротвердеющих, огнеупорных и других специальных вяжущих веществ. Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "СтройПРОФИль" №6
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||