|
|||||
1 стр. из 1 Основные параметры нефтепровода в зависимости от маршрута: • протяженность – 3,8–4,2 тыс. км; • диаметр нефтепровода – 1020–1220 мм; • число НПС – от 27 до 34; • объем резервуарных парков – свыше 4 млн м3 . Общие ориентировочные инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 5,0–5,6 млрд. долл. США. ОРИЕНТИРЫ НА БУДУЩЕЕ В последние годы в нефтяной отрасли России произошли позитивные изменения. Отрасль находится на подъеме, четко обозначилась тенденция роста добычи нефти и ее экспорта: в 2000 году добыча составляла 323,2 млн. т при экспорте 144,4 млн. т, в 2001 году – 348,1 и 159,6 млн. т соответственно. Прогноз на 2002 год – 365–370 млн. т составит добыча, очевидно, существенно возрастет и объем экспорта в дальнее зарубежье. Если говорить о долгосрочной перспективе добычи нефти, то, по мнению экспертов, и в дальнейшем намечается ее значительный рост, и уже в 2010 году в стране будет добываться примерно 450 млн. т. Если внутреннее потребление нефти к этому времени составит не более 180 млн. т в год (с учетом состояния внутреннего рынка нефтепродуктов, реконструкции и модернизации НПЗ и других факторов), то общий экспортный потенциал России будет не менее 270 млн. т в год. В настоящее время, да и в будущем основным нефтедобывающим регионом России по-прежнему останется Западная Сибирь. Значительный прирост добычи нефти в перспективе ожидается и в Восточной Сибири – месторождения Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха (Якутия): 1млн. т – в 2000 году, 47–48 млн. т – в 2010 году и свыше 50 млн. т – в 2020 году. Кроме того, будет увеличиваться добыча нефти на Дальнем Востоке (на Сахалине). В 2020 году она может достигнуть, по разным оценкам, от 23 до 30 млн. т. По сути, наряду с традиционными центрами добычи нефти, такими, как Западная Сибирь, Урало-Поволжье, Северный Кавказ, в России появятся новые крупные районы добычи нефти – Восточная Сибирь и Дальний Восток, где к 2020 году будет добываться около 15–17% общего объема добычи нефти. Таким образом, в стране произойдет определенное перемещение центров добычи нефти на восток. Это взгляд с одной стороны – со стороны производителя. Но на нефтяном рынке всегда две стороны: производитель нефти и ее потребитель. На внутреннем рынке основные потребители нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – четыре НПЗ: Ачинский, Ангарский, Хабаровский и Комсомольский с общим объемом переработки 19–20 млн. т в год. Нефть на эти заводы поставляется в основном из Западной Сибири. С освоением и развитием месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока прогнозируется увеличение суммарного объема переработки нефти на этих заводах в 2020 году до 26–30 млн. т при общем объеме добычи в этом регионе, как уже отмечалось выше, до 80 млн. т. Таким образом, даже без учета поставок нефти на указанные заводы из Западной Сибири в долгосрочной перспективе Восточная Сибирь и Дальний Восток выйдут в разряд избыточных по нефти регионов, что позволит экспортировать отсюда не менее 50 млн. т нефти в год. Вопрос «куда экспортировать?» не возникает. Естественно, в первую очередь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – емкий рынок потребления нефти. Достаточно сказать, что ежегодно страны АТР импортируют более 600 млн. т нефти, и следует иметь в виду, что экономики стран региона интенсивно развиваются. И хотя в этом регионе есть экспортеры нефти (Индонезия, Малайзия, Вьетнам и др.), однако они могут обеспечить растущие потребности рынка АТР примерно на 35%. Остальное восполняется поставками нефти из других регионов, преимущественно с Ближнего Востока. Актуальность реализации проекта транспортировки российской нефти на рынок АТР возросла и после событий 11 сентября 2001 года. Нет сомнений, что эти события изменили мир, и сейчас происходят кардинальные перемены не только в геополитике, экономике, но и на нефтяном рынке. События 11 сентября в значительной степени стимулировали уже наметившиеся тенденции по диверсификации потоков нефти как для ее производителей, так и для потребителей. Именно в рамках идеи диверсификации потоков нефти рассмотрим разрабатываемый компанией «Транснефть» проект строительства нефтепровода из района г. Ангарска к порту Находка на побережье Японского моря. ПОТРЕБИТЕЛИ НЕФТИ В АТР Известно, что основные потребители нефти в АТР – Япония, Китай, Южная Корея и Тайвань. Наибольший объем потребления сырой нефти приходится на Японию, крупнейшего импортера нефти в мире и самого крупного в АТР. По имеющимся в компании данным, ежегодно в Японии потребляется около 270 млн. т нефти в год, две трети которой поставляется с Ближнего Востока. Поскольку в обозримом будущем нефть останется для Японии, имеющей мощную нефтеперерабатывающую промышленность, основным видом первичных энергоресурсов, вопросы обеспечения надежности, долгосрочности ее поставок из внешних источников и их диверсификации занимают приоритетное место в энергетической политике Японии. Учитывая вышесказанное, налицо взаимный интерес обеих стран: России как поставщика нефти и Японии как ее потребителя. В долгосрочных и стабильных поставках нефти из России не менее, чем Япония, заинтересован Китай – наиболее динамично развивающаяся страна этого региона, где объем потребления нефти стремительно растет и достиг ежегодного прироста 9–10% при относительно стабильной собственной добыче нефти – около 160 млн. т в год. Соответственно увеличивается объем импорта нефти, который сейчас составляет примерно 70 млн. т в год с тенденцией дальнейшего роста. Другим значимым потребителем нефти является Южная Корея. Мощный сектор нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности служит базовой отраслью этой страны, экспортирующей нефтехимическую продукцию. При этом объемы нефтепереработки в Южной Корее быстро растут и составляют в настоящее время 128 млн. т. в год. Следует принимать во внимание еще одного крупного потребителя и импортера нефти – Тайвань, где мощности по нефтепереработке уже составляют около 45 млн. т в год, практически при отсутствии собственной добычи нефти. Таким образом, на наш взгляд, сегодня есть благодатная почва для разработки одного из крупнейших в мире проектов строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти на рынок АТР. НЕПОСРЕДСТВЕННО О ПРОЕКТЕ Цель проекта – транспортировка российской нефти в объеме 50 млн. т в год на побережье Японского моря (порт Находка) для экспорта на рынок АТР. В качестве начальной точки проектируемого нефтепровода принят район г. Ангарска, конечной точки – порт Находка. До Ангарска нефть будут транспортировать по существующей системе нефтепроводов компании «Транснефть». По новому нефтепроводу помимо нефти Западной Сибири предполагается перекачивать нефть восточносибирских месторождений Юрубчено-Тохомской зоны, а также Верхнечонского и Талаканского месторождений. Кроме достижения стратегической цели – выхода на перспективный рынок стран АТР — реализация проекта позволит решить и другие важнейшие задачи страны: строительство нефтепровода даст толчок к развитию топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока, что, в свою очередь, будет мощным стимулом для экономического развития данных регионов (развитие инфраструктуры и сопутствующих отраслей, создание новых рабочих мест, формирование благоприятного инвестиционного климата и т. д.). Помимо того, найдет решение насущная для нефтяников проблема оптимизации структуры нефтедобычи и внешнего транспорта нефти путем приближения системы магистральных нефтепроводов к новым центрам добычи в Восточной Сибири. Нефтепровод от Ангарска до Находки расширит существующую систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» от западных границ России до побережья Тихого океана. У России появится уникальная возможность оперативно реагировать на мировую конъюнктуру цен на нефть и обеспечивать поставки ее практически в любую страну Европы или Азии, а также, возможно, и на американский континент, что еще более укрепит позиции России на мировом нефтяном рынке. Компания «Транснефть» в декабре 2001 года разработала предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Нефтепровод от Ангарска станет естественным продолжением существующей системы магистральных нефтепроводов компании «Транснефть», что позволит подавать в проектируемый нефтепровод нефть из Западной Сибири. Таким образом, решится вопрос создания сырьевой базы на начальном этапе эксплуатации нефтепровода, в последующем западносибирская нефть заменится нефтью Восточной Сибири. На стадии предварительного ТЭО рассматривалось несколько портов для экспорта российской нефти на побережье Японского моря: Находка, Ванино и др. В соответствии с технико-экономическими расчетами выбор был сделан в пользу порта Находка. Находка – один из важнейших транспортных узлов АТР, центр услуг и обработки грузов при их транспортировке из этого региона в европейскую часть России и Западную Европу. Находка – крупнейший российский порт на побережье Тихого океана, через который осуществляется до 40% всей внешней торговли страны. К Находке подходит Транссиб. Находкинский порт имеет все необходимое для борьбы с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов: тяжелые боновые за-граждения, специальный причал и площадку для их хранения и спуска на воду, суда для постановки боновых заграждений. Предполагается, что в порту будет осуществляться налив в танкеры дедвейтом от 150 тыс. до 300 тыс. т. В качестве средства перевалки нефти в танкеры предлагается выносное причальное устройство. В январе 2002 года АК «Транснефть» провела в Минэкономразвития России презентацию проекта строительства нефтепровода от Ангарска до Находки для представителей органов исполнительной власти и нефтяных компаний. По итогам презентации Минэкономразвития подготовило и направило в Правительство Российской Федерации заключение о необходимости разработки единой концепции освоения месторождений Восточной Сибири, в основу которой будет положен данный проект.Основные параметры нефтепровода в зависимости от маршрута: • протяженность – 3,8–4,2 тыс. км; • диаметр нефтепровода – 1020–1220 мм; • число НПС – от 27 до 34; • объем резервуарных парков – свыше 4 млн м3 . Общие ориентировочные инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 5,0–5,6 млрд. долл. США. Величины технико-экономических показателей носят предварительный характер и будут уточняться по мере разработки проекта: на стадии обоснования инвестиций, к которой в компании сейчас приступают, и далее – на стадии ТЭО. На стадии обоснования инвестиций будет сделан и окончательный выбор маршрута. В настоящее время компания завершила разработку Декларации о намерениях строительства нефтепровода для транспортировки нефти в страны АТР и приступила к ТЭО проекта. Говоря о проекте транспортировки российской нефти на побережье Японского моря, нельзя не упомянуть о разработке еще одного варианта развития системы магистральных нефтепроводов в восточном направлении, а именно о проекте строительства нефтепровода Россия – Китай. И хотя оба этих проекта еще находятся в стадии разработки, однако уже сейчас есть основания говорить о привлекательности проекта строительства нефтепровода к побережью Японского моря с точки зрения выхода на «открытый» рынок стран АТР и возможности выбора потребителей, тогда как проект строительства нефтепровода Россия – Китай связан с выходом на, безусловно, перспективный, но «закрытый» рынок. Редакция благодарит вице-президента Григорьева С. Н. и пресс-службу ОАО «АК Транснефть» за содействие в подготовке данного материала. Дата: 12.11.2002 Начальник управления по сотрудничеству со странами СНГ Министерства энергетики РФ Ю. А. Саядов "Федеральный строительный рынок" №4
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||