|
|||||
1 стр. из 1 Эпиграф к статье взят из воспоминаний одного из руководителей Манхэттэнского проекта — стройки двадцатого века (ядерная программа США), беспрецедентной по масштабам, затратам и значению. Фраза, прозвучавшая более полувека назад, характеризует одну из черт работы в условиях «развитого капитализма»: какое бы значение не носил проект для экономики, нельзя забывать о возможных техногенных и экологических последствиях — они могут перечеркнуть все положительные достижения проекта. Эта истина весьма актуальна для нефтегазового комплекса нашей страны. Одна из наиболее отрадных тенденций современного нефтегазового строительства в нашей стране — увеличение экологической эффективности проектов, в частности, внедрение новых технологий, позволяющих снизить угрозу для экологии. Как было — как стало ООО Инвестиционная проектно-строительная компания «НГС—ТЕМПОБУР» специализируется на проектировании и строительстве методом наклонно-направленного бурения (ННБ) трубопроводов под реками, автомобильными и железными дорогами, другими естественными и искусственными преградами. Согласно прежней технологии строительства перехода, землечерпалки выкапывали огромные канавы в дне реки, куда укладывались две нитки трубопровода: основная и резервная. В результате таких работ на протяжении 10–15 км по течению погибала рыба и подводная флора, вырубались большие участки леса по берегам, и в целом на восстановление экосистемы требовалось несколько лет. При этом не удавалось полностью гарантировать эти переходы от риска прорыва, что приводило к известным и достаточно регулярным случаям разлива нефтепродуктов в водоемы и к еще более масштабным экологическим катастрофам. Очевидно, что такой подход строительства требовал альтернативы. И альтернатива была предложена в 1982 году компанией «Черрингтон» (США). В России способ получил название метода наклонно-направленного бурения. Траектория бурения выбирается таким образом, чтобы трубопровод обходил существующий контур реки и его будущее положение после естественного отклонения русла реки и размыва дна. Начальным этапом строительства перехода является бурение пилотной (направляющей) скважины. Управляемая буровая головка по криволинейной траектории проходит под дном водной преграды с одного берега реки на другой. Положение буровой головки во время бурения контролируется при помощи специального зонда, передающего данные измерений на поверхность, где они проходят компьютерную обработку. За положением бура ведется постоянный контроль, и оператор буровой установки имеет возможность в любой момент откорректировать намечающиеся отклонения. После выхода буровой головки в намеченную точку осуществляется расширение скважины. Через пробуренную скважину последовательно протаскиваются разные по диаметру и типу расширители до тех пор, пока скважина не достигнет требуемого диаметра. Выбуренный грунт при расширении смешивается с буровым раствором и выносится на поверхность в специальные приямки и амбары. Заключительным этапом строительства является протаскивание в пробуренную и расширенную скважину трубопровода. Перед трубопроводом в скважине идет расширитель и специальный вертлюг, предотвращающий скручивание трубы. Строительство подводных переходов производится буровыми комплексами, способными по своим техническим характеристикам (тяговые усилия от 10 до 300т) выполнить практически любой переход диаметром до 1420 мм и длиной до 1800 м. Доставка буровых комплексов к месту строительства подводного перехода осуществляется специальным и автомобильным транспортом. Сама буровая установка перевозится на грузовой платформе трала, остальное оборудование доставляется блоками, установленными на автомобильные прицепы. Таким образом, комплекс оборудования может быть развернут в сжатые сроки, практически, в любой местности. Качество проекта — качество объекта За четыре года существования компания «НГС—ТЕМПОБУР» выполнила своими силами более 110 проектов строительства подводных переходов методом ННБ, в том числе проекты с примыкающими к подводным переходам береговыми участками, узлами задвижек, линиями связи и электрозащитой, а также 9 проектов строительства линейных участков нефтепроводов. Все технические и технологические решения, закладываемые при проектировании, направлены на повышение экологической безопасности, надежности в эксплуатации и увеличение срока службы подводных переходов. При проектировании учитывается и анализируется как собственный, так и зарубежный опыт строительства подводных переходов, что является особенно важным моментом, принимая во внимание новизну данной технологии. Вся проектная продукция обрабатывается и выпускается на современном компьютерном, графопостроительном и множительном оборудовании. Для проведения инженерно-геологических изысканий компания имеет соответствующие геодезическое и лабораторное оборудование, машины и механизмы. Экология и экономика В чем состоит экономическая эффективность данного подхода? Хотя данная технология несколько дороже обычной, ее применение практически не затрагивает речную экологию. Отсюда — ряд экономических преимуществ. Экологическая проработка проекта позволяет быстрее пройти его согласование в официальных инстанциях РФ и региона. Кроме того, компания не испытывает общественного давления экологических организаций — как искренних энтузиастов, справедливо опасающихся за экологическую безопасность региона, так и «экологических экстремистов», делающих бизнес на экологическом шантаже. Соответственно, снижаются непроизводственные издержки на PR-поддержку проектов. Другое преимущество — предельная минимизация риска аварии на подводном переходе. Достаточно сказать, что во всем мире с 1982 года построено около 6 тыс. переходов и аварии произошли лишь в двух случаях (в обоих случаях они были связаны с поверхностно сделанным проектом). Это позволяет существенно повысить надежность поставок углеводородов, что немаловажно с точки зрения имиджа нефтегазовых компаний. Снижается риск расходов (штрафов и «добровольно-принудительных» отчислений) на ликвидацию возможных разливов нефти. Еще одно преимущество способа — уменьшение объемов выполняемых работ при значительном сокращении сроков строительства перехода. При строительстве перехода не затрагивается естественный рельеф местности, отсутствуют подводно-технические, водолазные, берегоукрепительные и земляные работы, отсутствуют утяжелители и дополнительные устройства, необходимые для протаскивания традиционным способом. Соответственно, объект запускается в более сжатые сроки и начинает окупаться быстрее. Также при расчете экономической эффективности метода необходимо учитывать возможность в дальнейшем экономить значительные средства, затрачиваемые на диагностику и ремонт трубопроводов. Наконец, имеется еще одно макроэкономическое преимущество нового способа: постоянно возрастает значение водных магистралей в системе транспортного комплекса страны. Винты мощных судов постепенно размывают фарватер, обнажая неглубоко проложенные коммуникации; в ряде случаев накладываются запреты на бросание якоря, способного повредить проложенные кабели и т.п. Разумеется, чем глубже относительно профиля дна залегает трасса трубопровода, тем меньше риск ее повреждения. За счет пркладки трубопроводов ниже возможных предельных русловых деформаций гарантируется отсутствие размыва трубы, и как следствие – увеличение срока эксплуатации трубопровода. Кроме того, при новом подходе к строительству структура окружающего грунта остается неповрежденной и не создает нагрузки на уложенные трубы. Передовые нефтяные компании уже практически отказались от строительства переходов по старой технологии. И «Юкос», и ТНК, и «Башнефть» строят переходы с применением нового метода. За последние два года «НГС—Темпобур» только по заказам НК «Юкос» и его дочерних компаний построила 82 таких перехода, а всего за период с 1999 по 2002 годы построено 120 таких переходов. Среди наиболее крупных построенных объектов следует отметить переходы под реками: Волга, Обь, Иртыш, Вах, Васюган и Волго-Донским каналом. Столь весомых результатов удалось достичь благодаря тесному сотрудничеству с ульяновским ООО «ВИС-МОС», обладающим крупнейшим в России и Европе парком буровой техники. Альянс с данной компанией позволяет строить до 100 переходов в год. Награда нашла героев Закономерный итог преимуществ технологии — не только ее возрастающая востребованность в нефтегазовом комплексе страны и за рубежом, но и высокая правительственная награда. Разработка и внедрение новой технологии строительства нефтегазопроводов через водные преграды методом наклонно-направленного бурения была отмечена Премией Правительства РФ в области науки и техники за 2001 год. Вместе с «НГС-Темпобур» лауреатами премии стали такие компании, как «Стройтрансгаз», «ГазНИИпроект», «Внештрубопроводстрой», «ВНИИ по строительству и эксплуатации трубопроводов», «НГС-Оргпроектэкономика», «Строймашсервис», «ВИС—МОС», ИФ «Магма». ИПСК «НГС–Темпобур» 109172, Москва, ул. Народная, д.4; тел./факс: (095)912-4515, (095)912-3727; E-mail: mail@tempobur.ru Генеральный директор Парижер Виталий Исаевич Региональные отделения: 628330, Россия, г. Нефтеюганск, 5-й м-н, дом 6, офис1; тел./факс: (34612)3-81-21; Е-mail: ugansk@tempobur.ru Директор Попов Александр Александрович 626440, Россия, г. Нижневартовск, улица Мира 8-п; тел./факс: (3466)23-27-17; Е-mail: vartovsk@tempobur.ru Директор Изюмский Владимир Петрович 628400, Россия, г. Сургут, улица Парковая 14; тел./факс: (3462)24-36-34; Е-mail: surgut@tempobur.ru Директор Серебряков Александр Анатольевич Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" №4
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||