Применение биотехнологии в дорожном строительстве

1 стр. из 1

Невидимые экологи Часто на телевизионных экранах можно видеть, как из опрокинутых искореженных автоцистерн льются потоки нефти, мазута, бензина или солярки, как жадное пламя пожирает топливо, свивается клубами густого черного дыма. После аварий такой же черной остается земля. Долгие годы она будет пугающе безжизненной, потому что нефтепродукты, впитавшись в глубину, убили все живое. От пролитого топлива гибнет земля на автозаправочных станциях, на территории нефтехранилищ, автоколонн и бесчисленных гаражей. Самой простой и распространенный способ рекультивации — срезать мертвый слой и отвезти его в укромное место, а здесь насыпать новый. На выполнение колоссального объема земляных работ требуются серьезные средства. Но это еще не главное. Тратят силы, средства, время, а земля все равно остается обезображенной. И вот найден принципиально новый метод рекультивации придорожных полос. Сделали это воронежские ученые. В порядке отступления стоит отметить, что Воронеж становится экологическим центром дорожной отрасли. Не так давно здесь был проведен международный научно-практический симпозиум «Дорожная экология ХХI», к участникам которого обратился с привествием Президент РФ В. В. Путин. Он выразил надежду, что симпозиум внесет весомый вклад в решение экологических проблем, сопряженных с проектированием и строительством дорог. В заключительном постановлении участники симпозиума посчитали целесообразным создать развернутую сеть центров экологической безопасности и дорожного хозяйства в России и странах СНГ. Первый такой центр «Экодор-ЦЧР» уже действует на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Отличительная особенность центра — стремление привлекать к сотрудничеству на благо дорожной отрасли специалистов и ученых различных сфер, чтобы как раз на стыке наук получать заметные результаты. Один из примеров — технология очистки земли от нефтепродуктов с помощью бактерий. Над системой одновременно работали специалисты кафедры биофизики и микробиологии Воронежского государственного университета под руководством профессора Валерия Артюхова, кафедры «Строительство автодорог» Воронежского государственного архитектурно-строительного университета под руководством профессора В. Подольского и московского Государственного НИИ «Синтезбелок» во главе с профессором Б. Ксенофонтовым. О выполненных исследованиях рассказал профессор В. Артюхов: — Мы не создаем новый штамм бактерий, способный поглощать углеводороды. Еще в прошлом веке их обнаружили в подземных пластах. Там они находятся в «замороженном» состоянии, но, помещенные в благоприятные аэробные условия, резко активируются. По нашей просьбе микробиологи провели поиск и предложили наиболее подходящий биопрепарат «Валентис». Он имеет паспорт, свидетельствующий о его непатогенности и нетоксичности. Для определения эффективности применения биопрепарата в условиях дорожной отрасли отправили разработку на экспертизу специалистам кафедры «Промышленная безопасность» МГТУ им. Баумана. Заключение было положительным. Имея на руках развернутую характеристику биопрепарата, специалисты центра «Экодор-ЦЧР» совместно с учеными Воронежского государственного университета разработали методику его применения для очистки грунтов. Испытали ее в полевых и стационарных условиях. Эффективность методики не вызывает сомнений, подытожил профессор В. Артюхов. Микробиология — сфера деликатная Микробиология требует к себе серьезного отношения, поэтому новая методика включает в себя определенную подготовку. Прежде всего берут пробы грунта на анализ, чтобы определить степень загрязнения и назначить оптимальную дозировку. Пораженный участок засыпают адсорбентом, в качестве которого используют заурядный перегной, опилки, стружки, солому. Их перепахивают плантажным плугом, боронуют и только тогда поливают водным раствором препарата. Бактерии немедленно начинают действовать. Внешне процесс идет незаметно, но эффективно. Например, в песчаном грунте через два месяца содержание нефтепродуктов уменьшается в 30 раз, и еще через неделю — в 40! Нарастающая активность очистки объясняется прогрессирующим размножением бактерий. Факт понятный и одновременно настораживающий. По крайней мере для постороннего человека. Сразу возникает вопрос: что произойдет, например, с асфальтом, если на него случайно попадет биопрепарат? Ведь его связующий компонент (битум) тоже нефтепродукт. Не возьмутся ли бактерии с той же интенсивностью «очищать» дорожное покрытие? Сомнения развеял В. Подольский. Оказывается, ученые заблаговременно ипытали «Валентис» на асфальте. Создавали бактериям различные, самые комфортные условия и неизменно получали один результат — не живут. Асфальт достаточно плотен, не позволяет бактериям проникать внутрь, а снаружи они быстро погибают. Кроме того, российские холода прекрасно стерилизуют местность, а бактерии при температуре ниже +5 оС уже не развиваются. Так что за асфальтовые покрытия можно не тревожиться. Обычно повод для переживаний дает дальнейшая судьба открытий или, как в нашем случае, прогрессивных технологий. Многие из них годами остаются невостребованными, о некоторых и вообще забывают. Воронежская методика очистки земли от нефтепродуктов уже востребована. Росавтодор ее одобрил и рекомендовал к использованию. Более того, еще на начальном этапе поддержал саму идею, финансировал всю научно-исследовательскую работу, а сейчас выделил средства на закупку оборудования для промышленного производства биопрепарата. Уже есть площадка для стационарной очистки грунта и помещение для ферментации биопрепарата на территории ДРСУ-6 в городе Ефремове (Тульская область). Опять же посодействовал Росавтодор. Место выбрано не случайно. Во-первых, оно находится посредине автомагистрали «Дон», поэтому сферу действия новой технологии с одинаковым успехом можно распространять в обе стороны, на север и на юг. Во-вторых, в Ефремове есть предприятие микробиологической промышленности, и опытные специалисты помогут наладить выпуск биопрепарата. Таким образом, уже нынешней весной дорожники смогут освоить методику очистки в широких масштабах. Земля вдоль автомагистрали «Дон» станет чище. Воронежская государственная архитектурная академия 394006 Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84 Тел.: (0732) 361889 Факс: (0732) 715905 Эффективность очистки почвы и вод с помощью препаратов серии «Биодеструктор» (по данным ОАО «ВНИИГАЗ») Интенсивность деструкции углеводородных загрязнителей при однократной обработке биопрепаратами почво-грунтов составляет от 30% до 80%, а при очистке водоемов до 99% (в зависимости от вида и степени загрязнения). Почва: 1. Россия, ст. Бологое (дизтопливо, керосин) — эффективность 96,3% (через 21 день) 2. Япония (сырая нефть) — эффективность 97,2%(через 45 сут.) 3. Япония (мазут) — эффективность 91,3% (через 60 сут.) 4. Кувейт (сырая нефть) — эффективность 66,6% (через 45 сут.) 5. Беларусь (мазут) — эффективность 87,4% (через 30 сут.) Склады отходов и сточные воды: 1. склад отходов (отработанное и моторное масло) — эффективность 73%(через 2 сут.) 2. Новогорьковская ГЭС (сточные воды, мазут) — эффективность 98% (через 14 сут.) Морская вода: 1. Каспийское море, Азербайджан — эффективность 80,1% (через 28 сут.) 2. Каспийское море, Туркменистан — эффективность 42,5% (через 3 сут.) 3. Черное море — эффективность 62,0% (через 14 сут.) 4. Черное море — эффективность 60,7% (через 2 сут.) 5. Балтийское море — эффективность 99,3% (через 14 сут.)

Дата: 12.11.2002
Валерий СТЕПНОВ, г. Воронеж
"Федеральный строительный рынок" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!