|
|||||
1 стр. из 1 Семененко Петр Георгиевич Генеральный директор ОАО «Кировский завод». Родился 23 января 1946 года в г. Рутченково Донецкой области. Трудовую деятельность начал на Кировском заводе в 1970 году после окончания Ленинградского кораблестроительного института. Работал в турбинно-насосном, тракторном и специальном производствах на руководящих должностях: мастером, начальником цеха, директором производства, а в дальнейшем - заместителем генерального директора, главным инженером объединения «Кировский завод». В 1987 году назначен генеральным директором объединения, а в ноябре 1992 года на учредительном собрании на него возложили обязанности генерального директора ОАО «Кировский завод». Под руководством П.Г.Семененко была проведена радикальная реорганизация структуры производства и управления акционерного общества, освоены и внедрены в серийное производство десятки новых видов продукции для сельского хозяйства и дорожного строительства. П.Г.Семененко присвоены звания лауреата Государственной премии в области науки и техники, Заслуженного машиностроителя Российской Федерации, он является академиком Санкт-Петербургской инженерной академии, Академии проблем качества, академик - действительный член Российской академии естественных наук, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Женат, имеет двоих детей. — Петр Георгиевич, предприятие, которое Вы возглавили пятнадцать лет назад, имеет более чем двухвековую историю. Становление завода — историческая неизбежность или серия «счастливых билетов», связанных с деятельностью ваших предшественников? — Кировский (Путиловский) завод на протяжении всей истории был крупнейшим предприятием России. Безусловно, уникальна история Николая Путилова. При нем стартовали колоссальные проекты: в короткие сроки был освоен выпуск рельсов для железных дорог, паровых машин, вооружения и боеприпасов. Именно он заложил основы многоотраслевого производства на заводе. Здесь всегда создавалась передовая машиностроительная продукция, поэтому соответственно были настроены люди — и коллектив, и лидеры Путиловского, а затем Кировского завода. Отделить же лидера от коллектива у нас невозможно. Должность директора на нашем заводе никогда не была номенклатурной, то есть просто назначаемой «сверху» по решению партийного руководства. Вспомним о времени создания трактора «Кировец». У его истоков стоял Иван Сергеевич Исаев, один из наиболее известных директоров завода. После него завод возглавляли Александр Александрович Любченко, Василий Иванович Улыбин, Олег Николаевич Поясник, Борис Александрович Муранов, и, наконец, Станислав Павлович Чернов, которого я сменил 15 лет назад. Так вот, если мы посмотрим на биографии и трудовой путь директоров, то он примерно одинаков — от небольших должностей последовательно до главной позиции. Я не исключение. Начал с должности сменного мастера в цехе турбинных лопаток. Прошел работу в три смены, видел, что происходит на заводе днем, что — ночью. Как что делается и сдается, как заполняются документы по зарплате. Пробел знаний этого уровня сказывался бы всю жизнь. Затем мне пришлось работать заместителем начальника цеха по подготовке производства, начальником других цехов. Запомнившаяся должность — начальник цеха трансмиссий. Численность цеха — 1200 человек. По разным причинам этот участок задерживал работу главного конвейера на 8 часов в сутки, то есть из-за отсутствия трансмиссий на тракторном производстве выпадала целая смена. Помню, какой ажиотажный спрос был на машину: трактора и запчасти буквально вырывали с руками. Руководители Министерства сельского хозяйства дежурили у нас в цехе и «способствовали» производству и отправке комплектующих. Когда сдавалась первая «Акула» (кодовое название типового проекта атомной подводной лодки. — Прим. ред.), меня назначили на должность главного строителя — это судостроительный термин. Потребовалось выпускать танки — направили на танковое производство. Клянусь, танк до этого я видел только на картинке: производство было «совсекретным». Затем я был заместителем генерального директора Кировского завода по производству. Наконец, два года я был главным инженерном завода (считаю до сих пор, что это самая интересная должность, именно главный инженер определяет технологическую политику предприятия). Таким образом, мной пройдена учеба практически на всех направлениях. — Какие качества помогали лично Вам, каков Ваш управленческий стиль? — Прежде всего, повторю, я знаю завод изнутри. Другое дело — чисто человеческий элемент. Когда на предприятии и в нашей экономике наступил самый взрывоопасный период, связанный с экономическими преобразованиями, завод буквально бурлил: каждый день проходили встречи с трудовыми коллективами. Я вспоминаю самый темный, тяжелый период работы на нашем заводе — эпоху так называемого СТК (совет трудового коллектива). Никто не знал, что это такое. СТК требовал, требовал и ни за что не отвечал. Как правило, решения сводились к «дай, дай, дай». СТК был совершенно неквалифицированным органом, не способным к управлению, тем более, когда все мы двигались в рынок. Так вот, в то время было нельзя врать людям, нельзя давать несбыточные обещания. Я очень строго придерживался этого принципа. И еще одно личное качество: у руководителя должна быть воля. Он должен проводить свои решения до конца. Иногда это будут решения с очень длительным циклом реализации — например, если они связаны с преобразованием предприятия. И этой воле руководителя должны подчиниться другие. Конечно, если руководитель делает ошибку, ее последствия могут оказаться очень тяжкими. Но если веришь и считаешь, что решение верное, то его надо проводить в жизнь самым твердым образом. Так получилось, что уже 15 лет у нас единая команда. Это связано с возрастом: мне при назначении было 40 лет, всем, кто меня окружал, — чуть меньше. И тогда, и сейчас это люди работоспособные. Мы все прошли через бурные времена вхождения в рынок и способны находить правильные решения в рыночной экономике. Стиль же управления на заводе годами: полная демократия при обсуждении будущего решения и его единоличное принятие. Никакой лжедемократии. — Как бы Вы оценили итоги своей пятнадцатилетней деятельности? — Кировский завод остался единым, цельным, не разграбленным и не убитым. Именно это считаю главным, потому что мы знаем много других примеров. На ряде предприятий до сих пор неразбериха: непонятно, кто командует, кто работает, кто ворует. Новый владелец часто не разбирается в процессе производства, уделяет основное внимание вопросам продажи. Пока еще не изменилась психология руководителя — не приходит в голову совершенствовать производство. В него нужно вкладывать и вкладывать огромные деньги. Если даже часть денег с предприятия выводится, то оно обречено на прозябание или гибель. — Каковы перспективы развития производства на Кировском заводе? — Начну с более простого, с задачи тактической. У нас есть недогруженные площади — в основном бывшие металлургические цеха. Ясно, что мы должны использовать их более эффективно. Что касается стратегической задачи, то это радикальное техническое перевооружение. Оборудование в значительной степени устарело, ему уже 20—40 лет. За это время в станкостроении произошел колоссальный прогресс, и мы по эффективности труда отстали от конкурентов примерно в 10 раз. Многие приходят от этой цифры в шок, считают, что нам невозможно догнать передовые заводы мира. Однако это не так — надо приобрести такое оборудование, что используется в мировой практике. Мы знаем его, тайн тут никаких нет. Но это невозможно без инвестиций в средства производства. Последние три года на заводе капиталовложения этого направления удваиваются ежегодно. Считаю, что это блестящий показатель: мало заводов, которые столько вкладывали бы в развитие. Как бы мы ни старались, «поступательное движение», то есть естественная эволюция предприятия, догнать конкурентов не поможет: слишком велико отставание, да и скорость развития у них уже выше. Сократить возможно, только двигаться нужно по пути радикального технического перевооружения, скачком. Второй фактор — организация труда. Роль человека в производстве принципиально изменилась. Изменился и подход к планированию: мы знаем точно, сколько качественных деталей получим за час, восемь часов, за месяц. Например, мы купили современную машину, которая увеличивает производительность в 5 раз, а стоит миллионы долларов. Понятно, что работать на ней нужно непрерывно, круглые сутки. Поэтому нам приходится готовить кадры, в том числе и морально, к работе на такой технике. Люди должны понимать, насколько ответственным становится их участок. Мы должны добиться более высокой выработки: сейчас она составляет $20 000 на сотрудника. Через пять лет эта цифра должна стать выше в несколько раз. — Петр Георгиевич, слово «Кировец» стало нарицательным, в первую очередь благодаря трактору. Востребован ли он сейчас? — Что касается трактора «Кировец», в свое время это была революция в сельском хозяйстве. Где очень важна производительность в сжатые агротехнические сроки. Другая тенденция сельскохозяйственного производства — развитие технологий: все операции — запашка, рыхление, внесение удобрений, зерна, закатка — можно сделать за 1 проход. Для этого надо в одном агрегате сделать шлейф. «Кировец» на вспашке делает 50 га в сутки, пятикратно превосходит конкурентов. Сейчас, когда техника в дефиците и на одну машину приходится 2—3 механизатора, мы знаем случаи, когда наработка зашкаливает за 70 га в сутки. Что касается работы нескольких агрегатов в одном шлейфе, то трактор должен развивать большие тяговые усилия — до пяти тонно-сил на крюке. Это способен сделать только «Кировец». Имеется естественное ограничение работы нашего трактора — размеры полей. «Кировцу» требуются большие поля, такие, как в России, Казахстане, Восточной Германии. Вот вам пример: в Восточной Германии около 5000 наших машин. Фермеры рассчитывали на западную технику — но сейчас снова отечественная встала в строй. Хотя мы и говорим о 10 годах эксплуатации, «Кировец» работает более 20. Я лично видел трактор старше 26 лет, и думаю, что при его хозяине машина прослужит еще лет 10. — Петр Георгиевич, последние годы Кировский завод стал известен не только тракторами, но и дорожно-строительной техникой, а также техникой для ТЭК. Что подтолкнуло Вас к этому направлению, каковы его перспективы? — К расширению номенклатуры в несколько раз нас подтолкнули экономические преобразования начала 90 гг. В том числе было принято решение создать дорожно-строительную технику на базе трактора «Кировец». Машина имеет для этого очень хорошие параметры — мощный двигатель, «ломающаяся» рама, трансмиссия, ведущие мосты. Мы начали с универсальной дорожной машины, на которую навешены бульдозер и фронтальный 6-тонный погрузчик. Она имеет реверсивную систему управления, то есть водитель может развернуться на 180о. Другая наша уникальная позиция для дорожников — виброкаток, без которого невозможно качественно построить ни плотину, ни взлетно-посадочную полосу, ни дорогу. Мы — единственные в России производители такой техники. Она оказалась весьма популярна у дорожников, а также в добывающей промышленности. Сейчас у нас уже действует программа модернизации этих машин. Что касается ТЭК, с самого начала было ясно, что в России мы обязаны занять такую нишу, как работа с газовиками и нефтяниками. Это огромный потребитель техники на всех этапах цикла добычи: разведка, разработка месторождений, трубопроводный транспорт требуют большого объема земляных, погрузочных, сварочных работ. Трубопроводы всегда прокладываются по бездорожью, и там нужны машины высокой проходимости. Собственно, первая ниша, которую мы заняли в ТЭК, — транспортная. Мы создали четырехмостную гусенично-колесную машину, все 4 моста приводные. Она может быть оборудована двумя гусеницами, а при необходимости, ленты надеваются на оси попарно. Проходимость и маневренность у такой машины колоссальная. На нас навешивается набор ремонтного оборудования — сварочный агрегат, 10-тонный подъемник. На таком же шасси делается экскаватор. Другая машина — грузоподъемностью 40 т. Уникальная особенность этой техники — в ней учтены экологические требования. Природа нашего Севера исключительно ранима. Если по растительному покрову пройдет техника с большим давлением на грунт, то растительность не восстановится 30—40 лет. У нашей машины удельное давление гусениц — до 0,3 кг на кв. см. Сравните: лично у меня удельное давление будет 0,5 кг на кв. см, у вас, думаю, примерно 0,4. Таким образом, машина давит на грунт меньше, чем человек. Наша вторая ниша в ТЭК — энергетическая. Мы освоили производство газоперекачивающих станций, используемых на магистральных газопроводах. В едином блоке мы собираем турбину мощностью 16 МВт, рекуператор, компрессор, систему управления. Это поистине колоссальная ниша, также рассчитанная на бесконечность: установки, смонтированные в советское время на газопроводах, отрабатывают свой срок, и их нужно заменять. — Как отразится вступление в ВТО на работе завода? — Мы уже активно и довольно успешно конкурируем с зарубежными производителями и в России, и в странах СНГ — на наших традиционных рынках сбыта. Думаю, что вступление в ВТО нам только поможет. В частности, конкурентоспособность «Кировца» складывается из трех параметров. Это технический уровень машины, цена и сервис. Что касается технического уровня, то сейчас наш трактор ни в чем не уступает конкурентам. Для этого мы вынуждены закупать примерно 500 наименований комплектующих за рубежом (до 15% стоимости трактора). Второй параметр — цена. При вступлении в ВТО по цене мы тоже будем выигрывать, потому что у нас ниже заработная плата, дешевле энергетика и, может быть, вы удивитесь, меньше налоги. Что же касается обслуживания, оно у нас всегда было на высоте, а сейчас сервисная сеть модернизируется исходя из новых стандартов качества, сложившихся в мире. Тракторами наш экспорт далеко не ограничивается. Наш металл поставляется в 15 стран мира. На экспорт идут сварные металлоконструкции для экскаваторов, бульдозеров. Таким образом, вступление в ВТО нас не пугает. — Петр Георгиевич, мы благодарим Вас за интересную беседу. Надеемся, что читатели «Петербургского строительного рынка» еще неоднократно встретятся на наших страницах с Кировским заводом. Основная номенклатура выпускаемой продукции: · техника для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса: тракторы К-700А, К-701, К-744; универсальный малогабаритный колесный трактор К-20; кормоуборочный комбайн Е-281 «Марал»; плуг-рыхлитель и т. д.; · дорожно-строительные машины и техника специального назначения: колесные погрузчики К-702МА-ПК-6, К-742; колесный универсальный бульдозер К-702МБ-01-БКУ; универсальная дорожная машина К-702-МВА-УДМ; самоходный гусеничный кран СГК-80Р; фрезерно-роторные снегоочистители и др.; · автомобильная техника: грузопассажирский автомобиль типа «джип»; инкассаторские бронеавтомобили АС-1913 «Ладога», АС-2957 «Охта»; гидромеханические передачи ГМП-4В, ГМП-30104; · оборудование для энергетических и ресурсодобывающих отраслей: насосы для тепловых станций; газоперерабатывающие агрегаты ГПА-16 и ГПА-25; газоперекачивающий турбокомпрессорный агрегат ГТК-25-ИР; компрессорные агрегаты для подачи сжатого воздуха; паротурбинные приводы и т. д.; · установки экологического назначения и вспомогательное оборудование: вибрационные щековые дробилки; горизонтальная осадительная центрифуга ЦГ-5; гидродинамическая машина МГС; погружные гидронасосные агрегаты и т. д.; · продукция металлургического производства: стальной сортовой горячекатаный прокат различных профилей; литье (стальное, чугунное, алюминиевое, бронзовое); поковки горячештампованные; поковки молотовые и прессовые; пружины. Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" №4
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||