Предприятия «уходят» из центра города

1 стр. из 1

Оценка состояния территорий Санкт-Петербурга Состояние территорий Санкт-Петербурга и их использование в настоящее время характеризуется следующим: 1. территория в границах исторического центра Санкт-Петербурга и прилегающих к нему районов (далее — исторический центр) практически вся застроена. Новое строительство в границах этих территорий можно осуществлять путем освобождения территорий, занятых в настоящее время предприятиями, профиль производства которых не свойствен историческому центру Санкт-Петербурга; 2. многие производственные территории, необходимые городу для создания современной городской среды на долговременную перспективу, используются крайне неэффективно с точки зрения формирования доходной части бюджета Санкт-Петербурга; 3. значительные территории в историческом центре города заняты экономически малоэффективными предприятиями, не имеющими отношения к обеспечению жизнедеятельности города и не выпускающими важную для страны продукцию; 4. в границах территорий исторического центра находятся предприятия, в технологических процессах которых используются химические вещества, опасные не только для работающего персонала, но и для горожан. В связи с необходимостью повышения общей экологической культуры и ужесточением норм экологических стандартов все более нежелательным становится нахождение в границах города предприятий и производств, технологические процессы которых не отвечают современным экологическим требованиям; 5. отсутствие в течение длительного времени средств на реконструкцию промышленных объектов привело к тому, что на территории Санкт-Петербурга, включая его исторический центр, находятся предприятия, внешний облик которых не соответствует современным представлениям об архитектуре городской застройки; 6. процесс развития территорий в кварталах жилой застройки в большинстве случаев теряет системный характер. Сложившееся положение объясняется следующими причинами: l отсутствует долгосрочная стратегия промышленного развития территорий Санкт-Петербурга; l далека от совершенства промышленная политика Санкт-Петербурга, причем для ряда производств она просто отсутствует; l начиная с середины XX в. ведущие министерства, решая узковедомственные задачи, в ряде случаев не считались с интересами города, нормами градостроительства и экологическими требованиями. На существующих и реконструируемых предприятиях внедрялись новые технологии, в технологические процессы вводились новые химические вещества, не всегда безопасные для работающего персонала и населения, проживающего поблизости; l в последнее десятилетие объемы продукции, выпускаемой основными производствами предприятий, резко сократились или вовсе исчезли, а производственные площади используются под складские помещения и офисы, профиль деятельности которых, как правило, не имеет отношения к прежним производствам. Для радикального изменения существующей ситуации имеются следующие предпосылки: 1. разработаны Основные положения концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.05.2001 № 21 (далее — Основные положения), и Стратегический план Санкт-Петербурга; 2. сформировано четкое представление у Администрации Санкт-Петербурга о том, развитие каких отраслей промышленности и промышленных производств должно стать приоритетным для города и в каком направлении в целом должен развиваться город; 3. появились потенциальные инвесторы, которые имеют капитал и готовы оплатить работы, связанные с развитием территорий Санкт-Петербурга; 4. имеются значительные резервы — свободные земельные участки в 29 нежилых зонах для размещения промышленных предприятий и производств, подлежащих перебазированию. Цели развития территорий Санкт-Петербурга Целями развития территорий Санкт-Петербурга являются: 1. повышение эффективности использования и градостроительной ценности территорий нежилых зон и территорий, занимаемых промышленными предприятиями; 2. создание современной городской среды и резерва пополнения федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга на долговременную перспективу. Методологические основы В связи с дефицитом свободных территорий основу развития территорий Санкт-Петербурга должно составить системное реформирование, перепрофилирование, перебазирование экологически вредных или неперспективных для экономики города промышленных предприятий и производств и последующая реабилитация высвобождаемых территорий. В связи с переходом предприятий, подлежащих перепрофилированию, реформированию или перебазированию, на рыночные отношения для собственников предприятий определяющими становятся экономическая целесообразность предлагаемых предприятию условий реформирования, перепрофилирования или перебазирования и величина обременений в случае отказа от них. Поэтому в основу подходов к решению этой комплексной задачи должно быть положено использование административно-экономических методов воздействия на предприятия, подлежащие реформированию, перепрофилированию или перебазированию. Проблема развития территорий Санкт-Петербурга на основе реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий может быть решена при выполнении следующих условий: 1. обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении мероприятий по реформированию, перепрофилированию или перебазированию предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий; 2. подключение к процессу реализации мероприятий частных инвесторов, в том числе банков, иных финансовых институтов; 3. создание системы договорно-правовых механизмов реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств; 4. использование всех возможностей, предоставляемых действующим законодательством, включая восполнение пробелов федерального законодательства принятием законодательных актов на уровне субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга; 5. создание системы методических, организационных, финансово-экономических и правовых норм и мер, регламентирующих и обеспечивающих реализацию мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств, а также реабилитации высвобождаемых территорий. Данная система норм и мер должна: l носить универсальный характер и учитывать в то же время особенности различных организационно-правовых форм, форм собственности и профиль предприятий (государственные предприятия, имущество которых является федеральной собственностью, частные предприятия, предприятия оборонного назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры, другие предприятия); l предполагать возможность применения различных источников и схем финансирования при реализации мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий; l содержать методологию подходов к проведению оценки затрат, связанных с разработкой и созданием договорно-правовых механизмов реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств, а также с необходимостью проведения подготовительных работ на территории, на которую будет производиться перебазирование предприятия. 6. создание координирующего и исполнительного органов реализации мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств. Первоочередные задачи Процесс реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий необходимо начинать с объектов, расположенных в границах исторического центра Санкт-Петербурга, и осуществлять с учетом Основных положений. Территории, занимаемые указанными объектами, наиболее привлекательны с точки зрения возможности привлечения инвестиций, имеют потенциальную наивысшую градостроительную ценность, что предполагает в дальнейшем возможность существенных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга. Началу данного процесса должно предшествовать устранение факторов, наличие которых создает предпосылки для усложнения его реализации. В частности, необходимо: l реализовать механизмы, исключающие случаи продажи объектов недвижимости, расположенных в границах производственных территорий, без учета действующей градостроительной документации и ограничений в их функциональном использовании; l запретить расширение действующих производств и предприятий в границах исторического центра Санкт-Петербурга (исключая экологически безопасные производства и предприятия, обслуживающие население и городское хозяйство) без разработки и утверждения проектной документации. Первоочередные задачи, решение которых необходимо для обеспечения возможности реального реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий. 1. Определение критериев, на основании которых предприятие включается в перечень предприятий, подлежащих реформированию, перепрофилированию и перебазированию (далее — перечень). Критерии должны опираться на экологические нормы, учитывать экономическое состояние предприятий и стратегические интересы экономического, социального и градостроительного развития Санкт-Петербурга. Перепрофилированию, реформированию и перебазированию должны подлежать не только экологически вредные, но и непрофильные для города предприятия, особенно находящиеся в неудовлетворительном экономическом состоянии, а также предприятия, занимающие земельные участки, которые могут быть использованы более эффективно либо с экономической точки зрения, либо по градостроительным требованиям. В число критериев принятия решения о включении предприятия или производства в перечень должны быть включены следующие: l значительный экологический вред, наносимый предприятием окружающей среде, включая уже накопленный ущерб; l опасность объекта в смысле вероятности чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий; l неудовлетворительное в течение длительного времени финансово-экономическое положение предприятия; l непрофильный характер деятельности предприятия; l незначительный объем реализуемой продукции; l нанесение ущерба градостроительному облику города; l необходимость градостроительного развития территории, например в соответствии с Основными положениями; l неэффективность использования территории при ее высокой потенциальной ценности. 2. Разработка перечня и создание механизма его обновления. При разработке перечня необходимо принять за основу перечень предприятий, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга, подлежащих перепрофилированию, выводу или ликвидации на 1 очередь с учетом создания нового механизма реализации указанных мероприятий, предусматривающего законодательное закрепление целевого функционального назначения территории утверждаемой части концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы. Процедура включения предприятий в перечень должна быть ясной и четкой, не допускающей возможности принятия волевого решения об исключении предприятия из перечня. Перечень должен стать основой для применения к находящимся в нем предприятиям мер экономического регулирования и административного воздействия. 3. Определение перечня территорий нежилых зон и выявление содержащихся в них свободных земельных участков, на которые можно было бы осуществлять перебазирование предприятий, и предприятий, на территории которых можно было бы размещать выводимые из исторического центра Санкт-Петербурга отдельные производства. 4. Построение механизма взаимодействия с федеральными органами государственной власти и предприятиями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти или ведомства. 5. Создание комплексной системы мер экономического воздействия на предприятия, включенные в перечень. Эта система должна опираться на взаимодействие соответствующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иметь единого генерального заказчика — координатора, отвечающего за реализацию мероприятий, указанных в Предложениях. В условиях действующей системы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга функции такого координатора целесообразно возложить на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. При создании системы необходимо исходить из того, что меры экономического принуждения по освобождению территорий не самоцель, а составная часть комплексной политики Администрации Санкт-Петербурга по освобождению территории исторического центра от экономических объектов, наносящих вред окружающей среде и жителям Санкт-Петербурга или неэффективно использующих территорию. Экономический механизм. Принципы и условия 1. Разработка инвестиционного проекта на основе оценки и учета затрат на реформирование, перепрофилирование или перебазирование промышленного предприятия или производства. 2. Объективность оценки затрат на реализацию мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств и реабилитацию высвобождающихся территорий. Такая оценка должна осуществляться по единой методике, утвержденной в установленном порядке. 3. Полнота учета затрат на реформирование, перепрофилирование, перебазирование промышленного предприятия или производства. При оценке должны учитываться не только затраты непосредственно на перебазирование, реформирование предприятия, включая возможную подготовку новой производственной базы, транспортные и иные издержки, расходы по благоустройству высвобождаемой территории и разработке необходимой градостроительной и разрешительной документации, но и расходы на оплату труда работников предприятия, освобождение земельно-имущественного комплекса от незаконных пользователей и др. 4. Оценка стоимости высвобождаемого земельного участка на основе предварительно разрабатываемой разрешительной и градостроительной документации. Данная оценка должна осуществляться по единой методике, утвержденной в установленном порядке. 5. Выбор схемы финансирования затрат на основе соотношения стоимости выкупа земельного участка или права его аренды и затрат на мероприятия по реформированию, перепрофилированию или перебазированию промышленного предприятия и производства и реабилитацию высвобождаемой территории. 6. Построение отношения с определением исключительно на договорной основе. Только собственник предприятия, если он не является банкротом, вправе решать, что ему экономически выгоднее — платить земельные платежи по повышенной (например, за счет изменения градостроительной ценности земли) ставке и оплачивать сверхдорогие ресурсные платежи или осуществлять реформирование, перепрофилирование или перебазирование предприятия на предлагаемых ему условиях. 7. Сочетание мер экономического воздействия на предприятие с возможной компенсацией расходов на проведение мероприятий по реформированию, перепрофилированию или перебазированию. Данный принцип означает, что в процессе переговоров с собственником предприятия должны, с одной стороны, применяться различные меры экономического воздействия, а с другой стороны, город должен взять на себя обязательства по компенсации полностью или частично расходов по реформированию или перепрофилированию предприятия. Эта компенсация должна возмещать потери от его перебазирования в рамках согласованных показателей по итогам проведения конкурса по продаже земельного участка или права его аренды. Реформирование, перепрофилирование и перебазирование промышленных предприятий В процессе обеспечения реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств Санкт-Петербурга и реабилитации высвобождаемых территорий подлежат комплексному решению следующие задачи: 1. прекращение деятельности предприятия или производства, включенного в перечень, в том числе освобождение занимаемой территории от его имущества; 2. временная передача прав на земельно-имущественный комплекс городу в лице уполномоченного Администрацией Санкт-Петербурга органа для проведения комплекса работ по реабилитации высвобождаемой территории; 3. оформление правоустанавливающих документов на освобожденный земельно-имущественный комплекс на время подготовки территории к ее реализации посредством проведения конкурса, торгов, аукциона, к заключению инвестиционного контракта или в иной установленной форме; 4. обеспечение возможности функционирования предприятия или отдельного производства в необходимых и согласованных объемах на новой производственной территории в случае перебазирования на иную территорию в пределах административных границ Санкт-Петербурга; 5. решение социальных вопросов трудового коллектива предприятия в соответствии с действующим законодательством; 6. подготовка исходно-разрешительной документации на освобождаемую территорию, а при перебазировании также подготовка документации и на новую территорию, предоставляемую предприятию или отдельному производству для продолжения хозяйственной деятельности; 7. подготовка необходимой договорной документации между всеми сторонами — участниками процесса реформирования, перепрофилирования или перебазирования предприятия и реабилитации территории; 8. подготовка освобожденной предприятием территории к передаче инвестору, включая охрану территории, ее содержание, необходимое отключение инженерных сетей, снос строений, вывоз мусора и рекультивацию территории; 9. подготовка освобождаемого предприятием земельно-имущественного комплекса к проведению конкурса, торгов, аукционов или заключению инвестиционного контракта; 10. реализация освобождаемого предприятием или отдельным производством земельно-имущественного комплекса на конкурсах, торгах, аукционе или в иной установленной форме и оплата за счет этого всех работ по его реформированию или перебазированию. Нормативно-правовое обеспечение Для реализации мероприятий по развитию территорий Санкт-Петербурга путем реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий необходимо разработать и ввести в действие комплекс нормативных правовых актов, устанавливающих: 1. согласование с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации порядка и процедуры изъятия земельных участков и внесения обременений в их использование; 2. порядок включения предприятий в перечень и порядок исключения из него; 3. порядок принятия и исполнения решений по вопросам реформирования, перепрофилирования или перебазирования конкретных предприятий и отдельных производств и реабилитации высвобождаемых территорий; 4. методику комплексной оценки затрат по реформированию, перепрофилированию или перебазированию предприятий и отдельных производств и реабилитации высвобождаемой территории; 5. методику комплексной оценки вреда, наносимого Санкт-Петербургу тем или иным объектом, в том числе с учетом уже накопленного вреда. Эта методика, в частности, должна содержать разделы, которые позволили бы оценить: l недополучение городом возможных доходов из-за неэффективного использования территории, в том числе из-за снижения градостроительной ценности земельных участков; l нанесение экологического ущерба окружающей среде, жителям и облику города; l нанесение вреда путем неблагоприятного воздействия предприятия на окружающее городское пространство; 6. порядок установления для предприятий, включенных в перечень, повышенных ставок земельного налога и ставок арендной платы в особом порядке и процедуру приостановления действий этих ставок в случае выполнения предприятием согласованной с уполномоченным Администрации Санкт-Петербурга органом системы мероприятий по его реформированию или перебазированию; 7. систему мер, гарантирующих частному капиталу возврат средств, вложенных в перебазирование предприятий, в том числе и путем разработки схем, предусматривающих залоговое обеспечение вложенных средств, в виде самостоятельной реализации права собственности или права аренды рекультивируемого земельного участка; 8. порядок предоставления земельных участков в собственность инвесторам при условии выполнения инвестиционной программы, согласованной с Администрацией Санкт-Петербурга. Организационное обеспечение В целях обеспечения необходимого организационного и методического руководства работой по реформированию, перепрофилированию, перебазированию предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий, учета интересов отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и решения ряда принципиальных вопросов в области земельно-имущественных правоотношений, в том числе во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, необходимо создание городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств, расположенных в Санкт-Петербурге. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, должны иметь обязательную силу для всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и в необходимых случаях служить основой для распоряжений Администрации Санкт-Петербурга и постановлений Правительства Санкт-Петербурга. К компетенции комиссии должны быть отнесены следующие задачи: 1. обеспечение согласованных действий заинтересованных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в решении вопросов, связанных с реализацией мероприятий реформирования, перепрофилирования, перебазирования предприятий и реабилитации высвобождаемых территорий; 2. разработка и внесение в установленном порядке предложений по реализации мероприятий реформирования, перепрофилирования, перебазирования предприятий и реабилитации высвобождаемых территорий, включая рассмотрение и согласование организационно-финансовых схем реформирования, перепрофилирования, перебазирования предприятий и реабилитации высвобождаемых территорий, проектов распорядительных документов по данным вопросам; 3. утверждение нормативных распорядительных документов в пределах своей компетенции; 4. координация работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации проектов реформирования, перепрофилирования и перебазирования конкретных предприятий и реабилитации высвобождаемых территорий; 5. осуществление в необходимых случаях взаимодействия с федеральными органами государственной власти и Администрацией Ленинградской области по вопросам, относящимися к компетенции комиссии. Финансирование системы развития территорий Санкт-Петербурга Финансирование мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий может осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств различных внебюджетных фондов, а также за счет средств частных инвесторов или комбинации указанных источников. Поскольку объем бюджетных средств, имеющихся в распоряжении Администрации Санкт-Петербурга, крайне незначителен, то в настоящее время основным источником средств могут быть средства частных инвесторов. Однако частному инвестору нужны четкие и рассчитанные на длительный промежуток времени правила, регулирующие взаимоотношения всех сторон, участвующих в реализации мероприятий, закрепленные в нормативных правовых актах. Частному инвестору нужны также закрепленные в нормативных правовых актах гарантии возврата вложенных им денежных средств. Такими гарантиями должны быть как финансовые гарантии непосредственно Администрации Санкт-Петербурга, так и различные варианты залоговых схем, предусматривающие возможность передачи инвестору для самостоятельной реализации права на земельный участок, в освобождение которого им были осуществлены инвестиции. Переход на залоговую схему позволит в последующем перейти к установлению подлинно рыночной величины стоимости земли. Основные дороги, отремонтированные в июне-июле 2002 г. 1. Уральская ул. от наб. р. Смоленки до Железноводской ул.; от Железноводской ул. до Наличной ул. 2. Железноводская ул. 3. 8—9 линии В. О. 4. Варшавская ул. 5. Воздухоплавательная ул. 6. Заставская ул. 7. Витебский пр. 8. Лодейнопольская ул. 9. Петрозаводская ул. 10. Ул. Плуталова 11. Ул. Блохина 12. Большая аллея 13. Наб. р. Средней Невки 14. Театральная аллея 15. Вязовая аллея 16. Пр. Динамо 17. Аптекарский пр. 18. Ул. Королева 19. Вознесенский пр. от наб. р. Мойки до Садовой ул. 20. Ул. Якубовича 21. Почтамтская ул. и Почтамтский пер. 22. Московский пр. 23. Наб. р. Мойки от Невского пр. до наб. р. Пряжки 24. Наб. канала Грибоедова 25. Днепропетровская ул. 26. Разъезжая ул. 27. Ул. Черняховского 28. Пл. Восстания 29. Невский пр. от пл. Восстания до Суворовского пр. 30. Суворовский пр. от Невского пр. до 2-й Советской ул. 31. Ул. К. Заслонова 32. Суворовский пр. от Одесской ул. до Кирочной ул. 33. Аптекарский пер. 34. Звенигородская ул. 35. Боровая ул. 36. Наб. Обводного канала 37. Пр. Косыгина от Заневского пр. до Индустриального пр. 38. Искровский пр. 39. Лиговский пр. от Расстанной ул. до Московского пр. 40. Лиговский пр. от Обводного канала до Расстанной ул.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!