Антикоррозийная защита стальных мостов. Опыт финских соседей

1 стр. из 1

До начала 1970-х гг. в числе наиболее распространенных лакокрасочных систем, применявшихся для антикоррозийной защиты стальных мостов, были свинцово-суриковые грунтовки и алкидные краски. Использование пескоструйной очистки для удаления ржавчины к концу 1960-х гг. сменилось окраской. В практику были внедрены цинкообогащенные грунтовки в сочетании с хлоркаучуковыми верхними покрытиями. К концу 1980-х гг. приобрели популярность эпоксидные и полиуретановые составы, которые к настоящему времени доминируют при первичной и ремонтной окраске стальных мостов. К концу 1970-х гг. финские специалисты стали заменять свинцово-суриковые грунтовки на другие материалы, менее опасные для окружающей среды и здоровья человека. С помощью сложных исследований было установлено, что алкидные композиции, содержащие в качестве антикоррозийного пигмента фосфат цинка, в той или иной степени проявляют противокоррозионные свойства. С другой стороны, хлоркаучуковые краски обеспечивают хорошую защиту от коррозии. Благодаря ускоренной сушке они подходят для использования в условиях холодного климата как снаружи, так и внутри помещения. В конце 1980-х гг. специалисты лакокрасочной отрасли приходят к выводу, что окраску стальных конструкций мостов удобнее проводить в специальных цехах и после этого транспортировать их на строительную площадку. Это открытие привело к освоению ЛКМ с более высокой способностью к перевозке по сравнению с хлоркаучуковыми аналогами. Сегодня около 40% лакокрасочных систем, разрешенных к использованию Финским дорожным управлением, составляют цинкосодержащие эпоксидные и эпоксиполиуретановые композиции. Еще 40% приходится на ЛКМ, представляющие собой комбинации силиката цинка или цинкосодержащих эпоксидов и хлорированного каучука. Оставшиеся 20% составляют системы на основе свинцово-суриковых и алкидных красок. Летом 1989 г. в различных регионах Финляндии была проведена проверка состояния стальных мостов, окрашенных различными системами. Контроль проводился службой, которая изучает поведение покрытий в процессе эксплуатации. Было проверено 30 мостов, из которых 18 окрашено хлоркаучуковыми, а 6 — эпоксиполиуретановыми красками. Старейшие мосты находились в эксплуатации с 1979 и 1981 гг. Оба вида покрытий обнаружили хорошие антикоррозийные свойства, однако на хлоркаучуковых появились многочисленные дефекты (помутнение, «апельсиновая корка», растрескивание). Кроме этого, они проявили пониженную стойкость к воздействию масел и механическим нагрузкам. В то же время покрытия на основе цинкообогащенной эпоксидной грунтовки и эпоксиуретана сохранили отличный внешний вид. При окраске стальных конструкций мостов в заводских условиях процесс включает в себя следующие операции: сушка, дробеструйная обработка, нарезка, сварка, промывка, сушка, дробеструйная очистка стальными гранулами и окраска. Окраска производится в большом помещении, достаточном для того, чтобы вместить балку длиной 40–50 м. Цинкосодержащую грунтовку наносят распылителем на очищенную поверхность не позднее чем через 4 часа после дробеструйной очистки. Через час после грунтования наносят промежуточный слой эпоксидной краски. В Финляндии мостовые конструкции окрашиваются на месте вторым слоем того же состава и затем двухупаковочным полиуретаном, образующим полуглянцевые поверхности. Шведы мосты покрывают на заводе одним слоем полиуретановой краски, а второй наносят на месте. Стальные конструкции снабжают припаянными ячейками для держателей, облегчающих транспортировку, которые после установки моста не удаляют, поскольку они не портят его внешний вид. После монтажа паянные соединения и другие потенциально склонные к разрушению поверхности окрашивают кистью или распылителем, нанося слой краски из первоначальной лакокрасочной системы, доводя толщину пленки до исходной. Преимущества окраски в заводских условиях: l предварительная обработка и окраска проводятся в контролируемых условиях; l работа проводится специалистами; l цена окраски кв. м снижается; l отсутствуют климатические ограничения и проблемы с сушкой, сокращаются потери и перерасход краски; l отпадает необходимость дробеструйной очистки и утилизации отходов. Состав, применяемый при первичной окраске моста, часто используют и для ремонта. Можно, однако, использовать и другие лакокрасочные системы. Их выбор ограничивается двумя факторами: конструкцией самого моста и внешними условиями, затрудняющими очистку поверхности до требуемой чистоты. С тех пор как свинцово-суриковые композиции вышли из употребления, они были заменены алкидными системами. Пигментированные алюминием эпоксимастичные грунтовки с высоким сухим остатком, которые используются в эпоксиполиуретановых системах вместо цинкэпоксидных аналогов, обнаруживают отличные антикоррозионные свойства. При нанесении грунтовки с высоким сухим остатком на поврежденные участки она легко перекрывает слои старого хлоркаучуквинилового или алкидного покрытия. Окрасочные работы обычно выполняются в период с апреля по сентябрь. Для того, чтобы вести ремонтные работы при температуре ниже 10 оС, приходится заменять цинкэпоксидные материалы специально разработанными аналогами зимнего типа. Эти продукты отверждаются при температурах ниже 2 оС, что позволяет удлинить период ведения работ. Поверхности, окрашенные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к окраске стальных мостов, не должны и после 5 лет эксплуатации обнаруживать никаких признаков коррозии или других дефектов: пузырей, трещин, шелушения. Повторное подкрашивание или полный ремонт покрытия требуются через 20 лет после первичной обработки. Цветовой тон и другие характеристики покрытия, воспринимаемые визуально, должны быть одинаковыми. Адгезия к подложке (или межслойная) должна полностью соответствовать требованиям к данному виду покрытий. Разрушение под действием механических или других исключительных причин при оценке качества и долговечности покрытия во внимание не принимается. Гарантия составляет 5 лет до полного перекрашивания и 3 года до ремонтной окраски.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!