|
|||||
1 стр. из 1 Как известно, на бетон моста воздействуют: l углекислота (раствор углекислого газа в воде) — карбонизация бетона; l соли, которые используют в зимнее время для борьбы с гололедом — солевая коррозия; l механический износ; l динамическая и статическая транспортная нагрузка; l также имеют место повреждения из-за аварий. Сама по себе карбонизация для бетона, не находящегося в контакте с проточной водой, является даже положительным фактором — он становится только плотнее. Но при этом она уменьшает защитные свойства бетона по отношению к стальной арматуре. Величина pH уменьшается до 9,5 и арматура ржавеет. Этот процесс протекает с увеличением объема, и бетон начинает разрушаться от внутренних сил. Солевая коррозия воздействует как на сам бетон, так и на арматуру. Результатом является разрыхление структуры бетона, уменьшение его прочности, приводящее к разрушению. Износ вызывает уменьшение несущей способности. Высокие нагрузки вызывают механическое разрушение бетона. Разрушения из-за аварий всем понятны, и останавливаться на них не будем. Чтобы правильно отремонтировать мост, в первую очередь необходимо выяснить: 1. причины, вызвавшие разрушения; 2. какие вещества воздействуют на бетон моста; 3. какова транспортная нагрузка в настоящее время и какой она может быть в будущем. И только после получения всей информации можно приступать к ремонту. Если возможно, причины необходимо устранить. Перед восстановлением бетонной поверхности нужно удалить весь слабый и разрушившийся бетон, все непрочно держащиеся куски, масляные и другие пятна, которые могут препятствовать адгезии. Инструмент выбирается в зависимости от объема разрушения материала. Это могут быть как отбойные молотки, так и зубила, и ручные шлифовальные машинки. После этого всю пыль необходимо удалить и продуть поверхность сжатым воздухом. Для восстановления конструкции могут применяться составы как на цементной, так и на полимерной базе. Если будет применяться материал на основе цемента, то бетонную поверхность необходимо насытить водой. Это делается для того, чтобы ремонтируемый бетон не высушивал ремонтный состав, вытягивая из него влагу, нужную для гидратации цемента. При обнажении арматуры ее надо очистить от ржавчины. Если арматура сильно разрушена — усилить ее. После этого поверхность покрывается составом, способствующим пассивации стали и одновременно выполняющим функции грунтовки. Далее полость заполняется ремонтным материалом с нужной фракцией заполнителя и покрывается финишным составом. Последние бывают различных типов и большей частью служат для внешней отделки и придания определенных свойств поверхности. Они делают ее более плотной, увеличивают химическую стойкость, могут обеспечить гидрофобные качества и т. д. При агрессивном внешнем воздействии окружающей среды (кислые дожди, воздействие сточных, сульфатных вод или, наоборот, как в Петербурге, — практически дистиллированной воды) необходимо также защитить всю поверхность бетона. Для него, как это ни странно, дистиллированная вода является сильным агрессором. Гидроокись кальция — основной компонент цементного камня — плохо растворимое вещество. Жесткая вода уже содержит большое количество извести, и гидроокись кальция в ней практически не растворяется. А в невской воде солей практически нет, и цементный камень мало-помалу разрушается. Конечно, на это уходят годы, но процесс идет. В качестве химической защиты могут выступать различные вещества — все определяется степенью агрессивности и интенсивностью воздействия среды, в которой находится бетон. При больших объемах восстановительных работ они могут выполняться механическим способом — сухим или мокрым торкретированием. Сухое торкретирование позволяет наносить за один раз слой толщиной до 8 см, мокрое — до 3 см. У каждого способа есть свои положительные и отрицательные свойства. Выбор зависит от конкретных условий производства работ. Если видимых следов разрушения нет, но бетон старый и тесты показывают сильное уменьшение величины pH, то восстановить защитные свойства можно с помощью специальных пропиток, ингибиторов коррозии арматуры. Эти составы наносятся валиком или кистью прямо на поверхность карбонизированного бетона. При уменьшении несущей способности мостов или при возрастании транспортной нагрузки сверх расчетной повысить несущую способность можно с помощью наружной арматуры. В такой роли могут выступать углеродные ленты и ткани, обладающие модулем упругости выше, чем у стали, плотностью в четыре раза меньше и не подверженные коррозии. Эти материалы наклеиваются специальным эпоксидным клеем, причем работы можно вести и без остановки движения. Таким способом в Швейцарии был упрочнен старый деревянный мост, который уже не справлялся с потоком транспорта, но местное население было категорически против его сноса. Для остановки течей можно произвести инъекции полимерных или цементных материалов. Эти составы закачиваются в трещины и герметизируют их. Иногда инъектирование эпоксидными смолами применяют и для упрочнения структуры бетона, но это достаточно дорогое мероприятие, хотя и может обойтись дешевле полной замены моста. Расход полимерного материала будет зависеть от структуры внутренних полостей и трещин в «теле» бетона. Однажды при ремонте методом инъекции эпоксидная смола вышла на поверхность за десятки метров от штуцера. Также при ремонте ограждений и других конструкций моста возникает потребность в безусадочных подливочных составах для заделки анкеров и крепежных элементов. Такие составы на базе цемента хорошо работают только при положительных температурах, а на базе полиметилметакрилата — и при отрицательных (до -15 оС). Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" №9
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||