Международное сотрудничество Архитектурного института: продолжая вековые традиции

1 стр. из 1

На протяжении последнего десятилетия Архитектурный институт интенсивно расширял свои международные связи, рассматривая их в качестве средства радикального обновления учебного процесса (включая введение многоуровневой системы обучения с подготовкой бакалавров архитектуры), а также поэтапно решая вопрос интегрирования в систему европейских высших заведений архитектурного профиля. Это проявилось в разработке многочисленных совместных образовательных программ и проведении разнообразных международных проектов, способствовавших реальному обновлению учебного процесса. Динамичное изменение содержания и характера реального проектирования потребовало увеличения разделов образования в области информационных технологий, новых материалов, управления проектами и изучения нового «языка» архитектурных форм. Неизменным остается представление о необходимости комплексного освоения новейших достижений строительных технологий и постоянного совершенствования художественной культуры будущих архитекторов, что может способствовать реальному продвижению к современной архитектуре. Значительное влияние на повышение практической направленности курсового проектирования оказывают постоянно проводимые международные образовательные программы, в первую очередь связанные с решением социальных проблем. Так, в 1999 г. была реализована программа при поддержке Фонда Сороса по разработке проекта социального дома для пожилых людей. Проведение в рамках курсового проектирования поиска новых решений современного дома для пожилых людей со всем набором необходимых видов обслуживания завершилось организацией конкурса студенческих проектов, в котором приняли участие и студенты из других городов России. Новое качество процессу придало последующее рассмотрение материалов конкурса в Нью-Йорке на специальной конференции, посвященной проблемам социальной поддержки пожилых людей. Большую работу по организации процесса проектирования и организации конкурса проделал доцент кафедры градостроительства Л. И. Зимин. Победителем конкурса в Нью-Йорке был признан проект студентки СПбГАСУ К. Завгородней. Не менее интересным стал проведенный в июне 2000 г. совместно с немецким культурным Центром им. Гете и институтом «Открытое общество» международный семинар и мастер-класс «Библиотека 2000: технология и дизайн». Одной из основных задач проведения подобного мастер-класса стало привлечение внимания молодых архитекторов и дизайнеров к проблеме радикального обновления подходов к проектированию интерьеров нового поколения библиотечных зданий, способных обеспечить реальное расширение современного информационного пространства. Превращению мастер-класса в профессиональный творческий процесс способствовало приглашение для руководства группами студентов из вузов города практикующих архитекторов из России, Германии, США. В течение недели каждая из творческих групп смогла обследовать реальные библиотечные здания, проанализировать оптимальные пути совершенствования технологии обслуживания читателей, принять решения по созданию средствами дизайна современного облика помещений и представить свои предложения по реализации проектов. К числу положительных итогов летнего мастер-класса необходимо отнести реализацию в течении последующих нескольких месяцев одного из проектов интерьера библиотеки в городе Волхове. Конструктивным продолжением обновления представлений о дизайне современных библиотечных зданий стала поездка в Финляндию с посещением лучших муниципальных библиотек в различных городах страны, а затем разработка проектов медиатек и библиотек для людей с ослабленным зрением в Санкт-Петербурге. Актуальность продвижения библиотечного дизайна как важнейшей составляющей обновленного информационного пространства была подтверждена в процессе проведенного в сентябре 2001 г. международного мастер-класса «Разработка оптимальных систем для ориентации в библиотеках» совместно с петербургским Библиотечным обществом, немецким культурным Центром им. Гете и институтом «Открытое общество». Взяв в качестве объектов проектирования три реальных объекта в Санкт-Петербурге, студенты трех творческих вузов города разработали предложения по созданию в их пространстве средствами информационного дизайна современной системы визуальной ориентации, позволяющей в любом из зданий или помещений оперативно находить необходимую информацию и устойчиво ориентироваться. Качественному изменению учебного процесса во многом способствовала реализация Договора о сотрудничестве с Бранденбургским техническим университетом Коттбуса (Германия). Фактически ежегодно, с 1994 по 1999 гг., Архитектурный институт СПбГАСУ имел возможность направлять в этот зарубежный университет четырех студентов (и соответственно принимать столько же немецких студентов в Санкт-Петербурге) для прохождения включенного обучения в течение целого семестра. Возможность углубленного изучения немецкого языка дополнялась в этом случае шансом для серьезного приобщения к высоким технологиям современной архитектуры, так как близость Берлина позволяла наблюдать за радикальным изменением его архитектурного облика в эти годы в первую очередь именно за счет стремительного распространения новейших технологий. Тематика проектов, выполненных в рамках этой масштабной программы, дает представление о широте подходов зарубежной архитектурной школы к подготовке будущих зодчих: реконструкция промышленных территорий (для Санкт-Петербурга разрабатывались предложения по использованию газгольдеров вблизи Обводного канала), проектирование жилища для слабовидящих людей, концептуальное жилище в информационном обществе, реконструкция привокзальных территорий и другие. С реализацией именно этой программы в Архитектурном институте связано значительное обновление представлений о возможностях применения современных строительных технологий для изменения архитектурного облика современных жилых и общественных зданий. Участие с немецкой стороны в реализации программы таких ведущих профессоров, как В. Шустер и И. Кюн, не только обеспечило высокий методический уровень ее проведения, но и дало мощный импульс для углубленного изучения российскими студентами новых технологий проектирования и строительства. Понимание того, что современная архитектура может опираться лишь на новейшие достижения в мировой практике и предполагает постоянное обновление информации о ней, позволило в 1994 г. начать совместно с Высшей строительной школой Висбадена еще один масштабный проект по созданию в СПбГАСУ библиотеки немецкой литературы по архитектуре и строительству. Благодаря инициативе профессора Г. Лампе была разработана идеология проекта, и силами студентов двух вузов подготовлены проектные предложения, а в дальнейшем с их же участием осуществлялась реализация проекта. Реальная заинтересованность студентов и преподавателей СПбГАСУ в создании информационного центра нового поколения позволила преодолеть многие технические трудности и довести программу до успешного завершения во многом благодаря поддержке со стороны немецкого культурного Центра им. Гете. Не менее результативным стало сотрудничество Архитектурного института СПбГАСУ с Мэрилендским университетом (США), в ходе которого в 1996 г. была организована масштабная летняя школа по тематике реконструкции 130 квартала в Центральном районе Санкт-Петербурга, а в дальнейшем создана совместная система подготовки кадров по управлению градостроительным развитием городских территорий. Достоинством новой системы стало регулярное чтение лекций ведущими профессорами Мэрилендского университета для слушателей в Санкт-Петербурге. Благодаря реализации программы плодотворного сотрудничества между двумя вузами, при активном участии профессора М. Хоуланд с американской стороны и старшего преподавателя кафедры архитектурного проектирования В. К. Линова с российской стороны был создан новый компьютерный класс, оснащение которого стало возможным в результате полученного гранта. Программы международного сотрудничества оказали влияние и на обновление подходов к дипломному проектированию. Это проявилось не только в появлении среди разработанных тем дипломных проектов архитектурных и градостроительных объектов, расположенных в различных городах Германии (Берлин, Висбаден), но и распространилось на проведение итогового рассмотрения дипломных проектов с участием в составе Государственных экзаменационных комиссий практикующих архитекторов из Франции, Германии, США. Создание международных комиссий по защите дипломных проектов способствовало максимальному приближению требований к уровню подготовки выпускников-архитекторов в зарубежных школах и позволило существенно изменить отношение будущих зодчих к разработке конструктивных разделов проектов. КАФЕДРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Кафедра градостроительства была организована в Ленинградском институте коммунального строительства в 1928 г. C 1995 г. по настоящее время ее возглавляет профессор В. С. Антощенков. Директор архитектурного института СПбГАСУ профессор В. А. Нефедов является выпускником и преподавателем кафедры градостроительства. КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ Дисциплина «История архитектуры и искусств» преподавалась в Строительном училище с 1842 г. С 1996 г. кафедрой заведует проф. С. П. Заварихин, известный историк и теоретик архитектуры. Главные задачи кафедры, кроме сугубо учебной работы — работа с аспирантами и докторантами, исследование архитектуры Петербурга, Северо-Западного региона, Западной Сибири, публикации статей, монографий, осуществление довузовского архитектурного образования и ряд других направлений. Кафедра сотрудничает с родственной кафедрой Технического университета г.Коттбус (Германия), с Екатеринбургской и Тюменской архитектурно-художественными академиями, Союзом архитекторов, КГИОП. КАФЕДРАГОРОДСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Многопрофильная инженерная выпускающая кафедра создана в 1954 г. С 1959 г. кафедра входит в состав Архитектурнго института СПбГАСУ. Главной задачей кафедры является подготовка высококвалифицированных инженеров широкого профиля в области проектирования, строительства, реконструкци и и эксплуатации систем городской инфраструктуры, объектов ее транспортного и инженерного оборудования, подготовки и благоустройства территории. Наряду с подготовкой и выпуском инженеров специальности «Городское строительство и хозяйство» кафедра участв ует в подготовке и выпуске специалистов по направлению «Архитектура», а также «Экономика и управление». КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ Кафедра архитектуры существует как самостоятельная единица с начала 1900 г. С 1994 года ее возглавляет С. Ф. Гришин. На кафедре преподаются: история архитектуры, история искусства, реставрация и реконструкция архитектурного наследия, архитектурно-историческая среда, строительное искусство и ремесло, история религии, архитектура, реставрационное проектирование, реставрация памятников.

Дата: 12.11.2002
НЕФЕДОВ В. А., директор Архитектурного института, профессор
"Петербургский строительный рынок" №10/1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!