Формула архитектора: художник — инженер — бизнесмен

1 стр. из 1

Всвоей книге «Круг тотальной архитектуры», вышедшей в свет в 1955 г., легендарный основатель Баухауза Вальтер Гропиус задавал себе и читателям такие вопросы: «Что мы обязаны делать, чтобы снабдить подрастающее поколение более действенным взглядом на будущие профессии дизайнеров, мастеров или архитекторов? Какие воспитательные институты должны мы создать, чтобы, отобрав художественно одаренного человека, наделить его умственной и физической энергией для независимой творческой деятельности в сфере промышленного производства?» И с сожалением констатировал: «Лишь в самых редких случаях создавались специальные училища, сознательно воспитывавшие работника нового типа, объединяющего в себе качества художника, инженера и бизнесмена». Как свидетельствует летопись петербургского Института гражданских инженеров, образованного в 1832 г. путем слияния двух училищ — архитектурного и гражданских инженеров, — это учебное заведение было призвано готовить именно таких специалистов. Специалистов, не замыкающихся в сфере «искусства для искусства» и умеющих точно соотнести формотворчество с конструктивными, экономическими и социальными реалиями конкретного проекта. С 1892 г., когда Институт гражданских инженеров получил статус императорского, там, кроме специальных наук, стали преподавать общее и специальное законоведение по гражданско-строительной и дорожной частям, политическую экономию и статистику, иностранные языки. Методика обучения достигала поставленной цели: выпускники ИГИ получали полноценные синтетические знания, выходили из его стен универсальными мастерами, готовыми эффективно решать любые практические задачи. Не случайно законом 1904 г. гражданским инженерам (кроме коммерческих и межевых) было дано право производить всякого рода строительные работы и составлять проекты всех типов зданий и сооружений. Эти специалисты были нарасхват во время строительного бума 1904—1913 гг. и, между прочим, едва ли не половина зданий на Петроградской стороне была выстроена профессионалами, носившими звание инженеров-архитекторов и даже техников. Высокий рейтинг и престиж профессии в те времена был в немалой степени обусловлен деятельностью выпускников, преподавателей и профессоров ИГИ: Иеронима Севастьяновича Китнера, Вильгельма Рудольфовича Бернгарда, Степана Самойловича Кричинского, Василия Антоновича Косякова, Гавриила Васильевича Барановского, Мариана Мариановича Перетятковича и многих других выдающихся зодчих. Смещая акценты от экономики к идеологии, советский период сильно деформировал смысл и характер профессии архитектора, и, в конце концов, даже попытался сделать его придатком строительного конвейера, заполнявшего сотни и тысячи гектар своей унылой типовой продукцией. Но и в это непростое время выпускникам ИГИ и, впоследствии, ЛИСИ удавалось размыкать жесткие идеологические рамки, сохраняя и творческий изобретательский дух, и волю к развитию архитектурного искусства. Хранитель и продолжатель петербургских традиций на уровне градостроительства Лев Александрович Ильин, неутомимый экспериментатор Александр Сергеевич Никольский, создатель сооружений принципиально новой типологии и эстетики Александр Иванович Гегелло, многогранно одаренный Андрей Андреевич Оль, отличавшийся поразительной способностью проводить среднюю линию между «ретроградами — классиками» и «прожектерами — новаторами»… Этот список можно продолжать, пополняя его замечательными мастерами, чей вклад в развитие Петрограда — Ленинграда еще ждет должной оценки и признания. Не сомневаюсь, что со временем в него войдут и многие имена наших современников, получивших образование в ЛИСИ — СПб ГАСУ и активно практикующих в сегодняшнем Петербурге. Им выпало работать в сложное, но очень интересное время. Время эстетической переориентации и изменений в профессиональном сознании, вызванных глубинными подвижками в самом жизненном укладе российского общества. На смену единственному обезличенному заказчику — государству — пришли персонифицированные заказчики со своими запросами. Градостроительство и архитектура вернулись к нормальным человеческим масштабам, архитектура стала выздоравливать. Рискну утверждать, что скромные петербургские примеры «точечной» модернизации как в центре, так и в новостройках отражают этот гораздо более гуманный взгляд на среду обитания. Петербургские архитекторы осознают, что место приложения их усилий — признанный эталон градостроительной и проектной культуры, один из немногих городов, где принцип единства частного и общей целостности всегда был главным. В этом характерная особенность петербургской архитектурной школы, культивируемая, в том числе, и в СПб ГАСУ. Но, пожалуй, только сейчас мы в полной мере оценили актуальность формулы Гропиуса «художник — инженер — бизнесмен», которая, по сути дела, является производной от триады Витрувия «польза — прочность — красота». Поэтому в день славного юбилея одного из старейших вузов страны я желаю его коллективу и впредь воспитывать людей с широким профессиональным кругозором, координаторов, способных осмысливать и решать всю совокупность задач — общественных, пространственных, экономических, инженерных и, наконец, художественных, — возникающих в связи с каждой постройкой, независимо от ее функции и масштаба.

Дата: 12.11.2002
О. А. ХАРЧЕНКО, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга
"Петербургский строительный рынок" №10/1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!