Михайлов сад — Михайлов замок: возвращение в эпоху великих зодчих.

1 стр. из 1

Имя Олега Сергеевича Романова достаточно известно как в Петербурге, так и за его пределами — в других городах России, за рубежом. Творческая биография директора Государственного Института архитектуры и архитектурной мастерской, вице-президента Союза архитекторов Санкт-Петербурга значительна и обширна. Невозможно в одном журнальном материале рассказать обо всех проектах, разработках архитектурно-художественных концепций, конкурсах, выставках, в которых принимал участие Олег Романов. Эти работы побеждали в архитектурных конкурсах, включая международные, отмечались премиями различных достоинств, в том числе Гран-при и золотой медалью. Мы остановим свой выбор лишь на некоторых из них, расскажем о том, чем живет сегодня Институт архитектуры, которым руководит выпускник ЛИСИ 1969 г. Время обучения в институте Олег Романов считает одним из лучших в своей жизни: — Моим учителем был профессор кафедры архитектурного проектирования Л. М. Хидекель — ближайший сподвижник К. С. Малевича, создатель УНОВИСа, продолжатель идей русского авангарда в архитектуре. Именно под влиянием школы Л. М. Хидекеля сформировалось мое кредо — супрематический подход к творчеству в архитектуре и художественной практике. Я бесконечно благодарен ему за это. На факультете, где я учился, существовала непередаваемая творческая аура. Кроме Л. М. Хидекеля, у нас преподавали ведущие зодчие города: это и В. А. Каменский, зав. кафедрой, бывший в то время Главным архитектором Ленинграда, и С. И. Евдокимов, руководивший знаменитой 12-й творческой мастерской ЛенНИИпроекта, и В. В. Попов, нынешний президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга, и А. М. Соколов, возглавлявший кафедру истории архитектуры, декан Б. В. Муравьев и многие другие. Я счастлив, что имел честь быть учеником этой замечательной плеяды архитекторов. Поздравляя свой родной ЛИСИ (теперь уже СПбГАСУ) со 170-летним юбилеем, я желаю ему сохранить творческий художественный дух, которым он всегда был славен, и, конечно, процветания; надеюсь на то, что все-таки выправится ситуация с финансированием этого неиссякаемого источника архитектурных и строительных талантов. В ноябре 2001 г. Институт архитектуры Санкт-Петербурга, возглавляемый О. С. Романовым, был удостоен высшей национальной премии по архитектуре — «Хрустальный Дедал» — за проект по реконструкции территории комплекса Государственного Русского музея «Михайловский сад — Михайловский замок». История этого уголка Петербурга сложна и многогранна... И живописная романтическая громада Михайловского замка, и небольшая парадная площадь Коннетабль, примыкающая к нему с юга, были окружены глубокими каналами с подъемными над ними мостами. Вдоль южной стены замка (главный фасад) проложили канал, названный Воскресенским, который соединял Фонтанку с фигурными прудами на территории современного Михайловского сада. Другой канал пролегал вдоль западного (церковного) фасада по линии нынешней Садовой улицы, он соединял Воскресенский канал с истоком Мойки и был засыпан в 20 гг. XIX в., когда Садовую продлили до Марсова поля. Тогда же исчезли и каналы, окружавшие площадь Коннетабля, а несколько позже — Воскресенский канал. В начале ХХ в., во время строительства здания Этнографического отдела Русского музея (теперь самостоятельного Российского этнографического музея), был ликвидирован и один из двух фигурных прудов Михайловского сада. Этот замечательный сад с его извилистыми аллеями и раскидистыми кронами деревьев всегда привлекал уютом и тишиной. Он занимает часть территории бывшего Третьего Летнего сада, который был устроен в первой четверти XVIII века. В 1741—1745 гг. арх. Ф.-Б. Растрелли превратил его в регулярный парк. А в 1825 г., когда завершалось строительство Михайловского дворца (нынешний Русский музей), сад был превращен в пейзажный по проекту арх. К. Росси с участием А. Менеласа. Его великолепие поражало современников. Журнал «Отечественные записки» в 1825 г. писал: «По величию и красоте сия усадьба послужит украшением Петербурга...». Всю эту красоту предстоит восстановить... — В своем проекте, который утвержден в Госэкспертизе (Москва) и КГИОПе, — рассказывает Олег Романов, — мы задумали восстановить планировку территории комплекса «Михайловский сад — Михайловский замок», основываясь на проектах (эскизах) В. Бренна и К. Росси. В водной системе замка сначала будет восстановлен Воскресенский канал. Кирпичный водовод, существовавший под Садовой улицей, раскопанный совсем недавно, соединит водную систему Михайловского замка с прудами Михайловского сада. В двух местах через канал будут перекинуты деревянные разводные мосты, как это было еще при Павле I. При восстановлении Михайловского сада основополагающими станут частично сохранившаяся по периметру регулярная планировка, заложенная еще Ф.-Б. Растрелли, и живописный луг в английском стиле с овальной дорожкой, выполненный К. Росси, с четко просматривающейся перспективой на Марсово поле и Казармы Павловского полка. В юго-восточной части сада будет раскопан засыпанный второй пруд и восстановлен уникальный чугунный мостик над протокой, соединяющей оба водоема. К этому следует добавить, что по желанию заказчика — Русского музея — в Михайловском саду будут установлены копии скульптур работы русских мастеров-ваятелей. Подлинники хранятся в запасниках музея и никогда не выставлялись в залы. Современными штрихами оформления территории ансамбля станут система для автоматической поливки газонов и осуществление подсветки не только наиболее примечательных мест, самого Михайловского замка, павильона К. Росси, чугунного мостика, но и крон сохранившихся вековых деревьев. Вот такой глобальный проект Института архитектуры постепенно начинает приобретать реальные очертания. А в перспективе будут продолжены работы по воссозданию каналов, окружавших площадь Коннетабля, которая будет носить имя Петра Великого. — На самом деле, — продолжает Олег Романов, — ландшафтная архитектура — это своеобразный «пятый фасад». Она настолько обогащает ансамбль, что просто стала неотъемлемой его частью. Ландшафтный отдел нашего Института успешно развивается. Мы имеем лицензии как на проектирование, так и на воплощение проектов. Диапазон работы — от исторических парков до частных коттеджных участков. Иногда меня критикуют за то, что Институт архитектуры идет таким «широким неводом». Но нам, во-первых, это помогает выживать в рыночных условиях, а, во-вторых, благодаря этому происходит постоянное взаимообогащение интересными мыслями, идеями между отделами Института (ландшафтным, комплексного проектирования, прикладной деятельности, компьютерным). Гибкая жизнеспособная структура (Институт архитектуры + архитектурная мастерская), созданная О. С. Романовым, позволяет целенаправленно и эффективно работать в разных направлениях. В частности, отдел прикладной деятельности, занимающийся моделированием и макетированием, выполняет такие громадные проекты, как макеты исторического центра города (их уже изготовлено четыре), разрабатывает различные экспозиционные элементы и оформление выставок в целом («Русские монастыри», «Золотая кладовая» и др.). Два первых макета исторического центра были выполнены в масштабе 1 : 500 (для Музея Санкт-Петербурга в Японии и Каннского инвестиционного фестиваля-ярмарки MIPIM). Для шоу «Петербург в миниатюре» изготовлен макет побольше (М 1 : 400). Еще один макет исторического центра города выполнен в содружестве с главным художником БДТ Э. С. Кочергиным. — Мы имеем сейчас огромный банк данных по фасадам исторического центра, — говорит О. С. Романов. — Это дает возможность выполнять достоверные макеты, на которых видны все минусы и плюсы застройки, какие-то свободные места. Работу для Каннского инвестиционного фестиваля-яр- марки MIPIM планировалось превратить в рабочий макет для инвестиционных проектов (со всей необходимой информацией). Но, к сожалению, отсутствие дальнейшего финансирования остановило эту работу. Недавно был выполнен макет акватории Невы (в содружестве с Э.С. Кочергиным), рассматривавшийся на заседании правительства. В этом макете как бы разыгрывается сценарий будущего празднования 300-летия нашего города. Что касается нового строительства — работы тоже хватает. Наша разработка «Синяя птица» выиграла конкурс на проектирование застройки квартала «9-Д» в районе Комендантского аэродрома. Кроме того, мы выполнили два новых проекта для возведения административных зданий Министерства РФ по налогам и сборам (Лермонтовский пр. и угол Греческого пр. со 2-й Советской ул.). Для нас эти работы очень значимы с точки зрения программной архитектуры. На следующем этапе возможно участие специалистов Института в проектировании работ по благоустройству Летнего сада (после завершения процесса его передачи Русскому музею) и в конкурсе на проектирование здания второй сцены Мариинского театра. А пока основные усилия и помыслы связаны с возвращением ансамбля «Михайловский сад — Михайловский замок» во времена К. Росси. Институт архитектуры 198103 Россия, С-Петербург, 12-я Красноармейская, 16 Тел. (812) 113-0705 Факс (812) 113-0971 E-mail: Gia@gia.spb.ru

Дата: 12.11.2002
Наталья МАСЛОВА
"Петербургский строительный рынок" №10/1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!