|
|||||
1 стр. из 1 — Борис Григорьевич, как состоялся Ваш выбор профессии? — У меня никогда не было сомнений по этой части — профессия сама выбрала меня. В жизни каждого профессионала очень важна основа, посыл, который закладывается людьми, встретившимися на его жизненном пути в самом начале. В этом смысле мне очень повезло — этими встретившимися были такие прекрасные архитекторы, как Д. Г. Бабушкин — заведующий кафедрой архитектурного проектирования в ЛИСИ, Г. С. Вежель, Ж. М. Вержбицкий, Г. Я. Гладштейн, Н. М. Захарьина, С. И. Соколов — выдающиеся архитекторы, люди, влюбленные в профессию, для которых архитектура — это жизнь. — В чем особенности Вашей профессии? — Она сложна по своей структуре — необходимы знания не только глубокие, но и обширные. Исходя из этого, архитектор должен овладеть очень большим кругом разнообразных сопутствующих строительному процессу дисциплин, которые в ЛИСИ подавались серьезно и интересно. Примером тому могли послужить кафедра проектирования, кафедра строительных материалов, а также такие предметы, как история градостроительства, которую преподавал Н. И. Кузнецов — тончайший знаток, чувствующий нерв города, история искусств, которую читал поэт, критик и архитектор-практик Алексеев. В любую эпоху в ЛИСИ витал и дух творчества. Однако в ИГИ — ЛИИКСе — ЛИСИ — ГАСУ всегда понимали и понимают важность подготовки практикующего архитектора, владеющего комплексом знаний, связанных со строительством и его художественно-композиционной составляющей, отлично осознавая, что творцы или даже гении не формируются в потоке, а появляются «штучно» — во всяком случае, они также должны обладать всеми профессиональными навыками. — Как начались годы Вашей работы? — Архитектор, врач, педагог и военный — это профессии, которые сразу показывают пригодность человека к этому виду деятельности и в которых надо «шлифоваться» до соответствующего уровня еще лет десять. После окончания вуза архитектору необходима «доводка» под руководством признанного мастера, чтобы осознанно брать на себя ту необходимую степень ответственности, которая позволяет распоряжаться крупными средствами затрат. Еще в период учебы в ЛСАТ (Ленинградском строительно-архитектурном техникуме) я начал работать в институте Гипротеатр. Затем был распределен в Гипробум, откуда, уже учась на втором курсе ЛИСИ, был приглашен в институт ГПИ–3 на крупный самостоятельный объект — я сочетал работу с вечерним образованием. После защиты дипломного проекта, получившего высокие оценки на Всесоюзном смотре студенческих работ, был приглашен в мастерскую 15 ЛенНИИпроекта, которую возглавляла Захарьина Наталья Михайловна — великий ленинградский архитектор. Вместе с Н. М. Захарьиной после ликвидации мастерской 15 работали в мастерской 6 до 1989 г. Долгие годы работы под руководством Натальи Михайловны были хорошей школой. Общение с такими мэтрами, как А. И. Прибульский, Н. Н. Трегубов, В. Н. Щербин, также вспоминается с благодарностью. — Когда была создана Ваша архитектурная мастерская? — Архитектурная мастерская была открыта 27 февраля 1989 г. Среди первых работ можно назвать проект реконструкции дома Чаева на Каменном острове (товарищ министра путей сообщения подарил этот особняк своей жене). Для создания проекта был приглашен один из лучших архитекторов того времени — академик Апышков. Когда начали проводить обследование здания, то были удивленны наличием огромного количества взаимно пересекающихся внутренних каналов. Вскоре выяснилось: планировка дома представляет собой систему, напоминающую огромную русскую печь. Была создана схема парового и воздушного отопления от котла, расположенного в нижнем этаже здания. Вода из Малой Невки, на набережной которой стоит дом, поступала самотеком прямо на кухню, располагающуюся рядом с котлом. В доме всегда была вода, которую фильтровали, хотя она была гораздо чище, чем сегодня. Все это обеспечивало оптимальное функционирование здания наряду с эстетически выразительными фасадами и интересным объемно-планировочным решением, ассоциирующимся с виллой «Ротонда» Андреа Палладио. Проект, разработанный нами, получил одобрение ГИОПА как пример комплексного подхода к обследованию здания и его щадящей реконструкции. В нем предполагалось разместить бизнес-клуб, а в цокольном этаже сделать кафе. К сожалению, этот проект опередил свое время: в 1990—1991 гг. владелец территории (клинический санаторий Терсовета) счел его реализацию слишком смелой. — Какие из реализованных проектов Вам кажутся наиболее интересными? — Многие: например, въездной знак в г. Пушкин или площадь и памятник К. И. Фаберже на Заневском проспекте. При создании памятника была использована атрибутика, связанная с сугубо индивидуальным почерком мастерской Фаберже, его приемами: на венке и надписи расположены его любимые гирлянды и т. н. аксельбанты. На постаменте находятся светильники в форме яиц. Мощение площади разноцветным гранитом, расходящимся лучами, ассоциируется с излюбленным приемом Фаберже — «гильошированием». Знаменитый узор Нобеля, напоминающий морозный узор на стекле, должен был воплотиться в ограде. Предполагалось, что эта решетка работы В. Солдатова по эскизу Г. Пейчева станет композиционно завершающим аспектом площади. Само изваяние выполнено скульптором Валентином Ивановым по модели скульптора Леонида Аристова. Это единственный в мире цельнокаменный памятник великому русскому ювелиру. Круг работ мастерской обширен: от поселков, микрорайонов, кварталов до интерьеров квартир и магазинов, торговых центров. Мастерская активно участвует в конкурсах, часто добиваясь успеха. Сейчас мы участвуем в конкурсе на проект «Великий музей Египта». За время существования мастерской выполнено более 140 проектов, из которых не менее трети осуществлено в натуре. Сейчас реализуется, и в конце сентября, надеюсь, будет сдан, высотный комплекс жилых домов «Южные ворота» напротив метро Купчино. Заказчик — застройщик ЗАО «Строймонтаж». Конфигурация комплекса предопределена пересечением под острым углом Дунайского пр. и Малой Балканской ул., а также желанием получить максимально возможное количество комфортного жилья. Проектируется комплекс 25—18-этажных домов в квартале «25А» озера Долгое, комплекс уплотняющей застройки Краснопутиловской улицы с 18-этажными домами и много других объектов. В настоящее время воплощается проект торгово-пешеходной зоны вокруг Витебского вокзала (вдоль Введенского канала). Она включает в себя зоны отдыха, павильоны торговли, кафе. Стилистика комплекса, оставаясь современной, гармонирует с главным элементом композиции — Витебским вокзалом. В коллективе мастерской много молодежи, активность которой сочетается со зрелым опытом мастеров. Некоторые из сотрудников сочетают работу с учебой в различных учебных заведениях, в том числе и в ГАСУ, которому хотелось бы пожелать многих веков процветания на благо российского зодчества. 197101 Россия, Санкт-Петербург, Кронверкская ул., 1, офис 10 Тел. (812) 233-1585 E-mail: mail@grishko. spb. ru Дата: 12.11.2002 Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА "Петербургский строительный рынок" №10/1
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||