Вентилируемые фасады — рынок, который рождается трудно

1 стр. из 1

Необходимо отметить, что сегодня свобода потребителя при принятии решения о приобретении систем вентилируемых фасадов искусственно ограничена административными рамками постановления Правительства РФ №1636 от 27.12.1997 г. Очевидно, что на тот момент этот документ был правильно принят. Но сейчас, по истечении почти 5 лет, данное постановление применительно к системам вентилируемых фасадов морально устарело. В настоящее время рынок вентилируемых фасадов искусственно сдерживается отсутствием соответствующих нормативных документов, в которых должны содержаться требования к материалу несущей подконструкции, утеплителю, облицовочному материалу, крепежу, областям их применения. Так, часто дебатируется вопрос о допустимости использования подконструкций из алюминиевых сплавов из-за их недостаточной стойкости с точки зрения надзорных органов пожарной охраны. Вместе с тем с архитектурной точки зрения использование ряда облицовочных материалов в системе вентилируемого фасада возможно лишь с применением профилей, изготовленных из алюминиевых сплавов. Очевидно, в новом СНиПе по вентилируемым фасадам должно быть регламентировано применение подконструкции из алюминиевых сплавов по высоте здания. В настоящее время любая компания, продвигающая на рынок свою систему вентилируемых фасадов, должна получить техническое свидетельство Госстроя России, что для многих компаний — проблематично с финансовой точки зрения, вследствие чего сужается рынок предложения. При этом общеизвестно, что на монопольном рынке всегда присутствуют монопольно высокие цены. Появление СниПа, без сомнения, приведет к бурному развитию рынка вентилируемых фасадов, т. к. данная технология сочетает в себе много достоинств и прежде всего в части столь актуального вопроса, как энергосбережение. Это исключительно важно на локальных социально значимых объектах (родильные дома, больницы и т. д.) небольших поселков и городков в глубинке России. Прежде всего в этом должны быть заинтересованы местные администрации, т. к. основные компоненты вентилируемых фасадов целесообразно производить на местах. Если сейчас в качестве облицовки используются достаточно дорогие фасадные материалы, то с учетом региональных особенностей найдет широкое применение и плоский асбоцементный лист с декоративным покрытием, и профилированный оцинкованный лист с полимерно-порошковым покрытием, и ламинированные фанерные щиты, и деревянная вагонка, и пр. Интенсивное развитие всех систем вентилируемых фасадов должно привести к образованию большего, чем сейчас, числа производителей эффективного утеплителя на местах. Существующая ныне монополия зарубежных производителей минераловатного утеплителя и утеплителя на базе базальтового волокна будет нарушена. Российские производители займут свое достойное место на рынке России. Кроме того, надо отметить, что постоянный рост провозного железнодорожного тарифа постоянно повышает рентабельность и финансовую привлекательность подобных проектов именно для российских производителей. Невозможно представить, что зарубежные производители решатся организовать производство утеплителя в сжатые сроки во всех областных центрах субъектов Российской Федерации. На это у них не хватит ни финансовых, ни людских, ни организационных ресурсов, даже если предположить, что данные производства будут организованы в городах с населением от 500 до 800 тыс. чел., что является, очевидно, логистически оправдано. Наверно, мы должны принять как должное, что в скором времени на рынке появятся новые бренды систем вентилируемых фасадов, новых компаний. Тем более что с принятием нового СНиПа этим молодым фирмам не придется воспроизводить весь технологический цикл по производству вентилируемых фасадов — путь, по которому пошли пионеры этого рынка. Практически большую часть необходимой комплектации можно получить по аутсорсингу, т. е. от специализированных производителей того или иного монопродукта, которые на принципах субподряда поставят по конкурентоспособной цене свою продукцию с соблюдением самых высоких требований по качеству. Данный подход позволит максимально снизить входные барьеры на рынок и либерализовать отечественный рынок. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к вентилируемым фасадам высотного офисного бизнес-центра в центре Москвы, должны отличаться от требований, предъявляемых к вентилируемому фасаду родильного дома в 3 этажа, расположенного в г. Улан-Удэ, который характеризуется повышенной сейсмической активностью. Также должны предъявляться иные требования к зданию, расположенному в г. Владивостоке, где морской соленый воздух, нагоняемый с моря, как и повышенная влажность, должны учитываться как фактор, усиливающий коррозию металла. Очень часто в дискуссиях на тему вентилируемых фасадов встречается мнение, что только сертифицированные в Москве строительные материалы имеют право на существование и, следовательно, заказчик в принятии решения о применении того или иного продукта должен руководствоваться результатами государственной сертификации на всю систему. Мы считаем данное положение исключительно неверным. В условиях рыночных отношений роль государства должна быть ограничена надзорными и контролирующими функциями и разработкой правил поведения на рынке для всех участников этого процесса. Такие гарантии должен давать непосредственно подрядчик. Выданные гарантии должны покрываться страховым возмещением страховых компаний, которые должны занять свое достойное место на рынке страхования строительных рисков. Страховая компания же при выдаче полиса подрядчику должна руководствоваться следующим: соответствуют ли применяемые материалы действующим ГОСТам, СниПам и ТУ, имеются ли соответствующие лицензии у строительной компании, кто и как будет осуществлять технический надзор и авторский надзор, какие гарантии на свою продукцию дают производители отдельных элементов и подсистем вентилируемых фасадов. При наступлении страхового случая страховая компания производит соответствующие выплаты потерпевшей стороне, покрывая понесенные моральные и материальные убытки. Если же при расследовании данного несчастного случая выясняется, что причиной произошедшего послужила нечистоплотность кого-то из поставщиков, то мы вправе ожидать, что против него будет возбуждено дело об уголовном или административном правонарушении. Мы все должны понять, что государство наше должно собирать налоги, содержать армию, учителей, врачей, защищать интересы своих налогоплательщиков внутри страны и за ее пределами, издавать законы и следить за их соблюдением. Чем меньше будет ощущаться рука государства в рыночных отношениях, тем меньше будет административных барьеров, тем богаче и лучше будут жить рядовые налогоплательщики этого государства. Рыночные же связи должны базироваться на рыночных отношениях, где влияние и зависимость от государственного аппарата минимальна. Кто еще должен быть заинтересован в новом СНиПе — это прежде всего наши металлургические компании, выпускающие оцинкованный стальной холоднокатанный лист. Емкость российского рынка вентилируемых фасадов в сегменте листового холоднокатанного проката сопоставима, если не превышает сегмент потребления данного листового проката во всем рынке автомобилестроения в России. Имея такой мощный рынок потребления, металлургическим комбинатам, очевидно, не придется в будущем скупать автозаводы как потенциальный рынок сбыта своего листового проката. Ведь уже в настоящее время на рынке ощущается неудовлетворенный спрос на оцинкованный лист, его просто не хватает на всех потребителей, которые начинают проявлять все большую заинтересованность в поставке металла с предприятий Украины и Казахстана, а также Скандинавских стран. Рост потребления металла внутри страны мы должны рассматривать как стратегическую задачу, решаемую на макроуровне (см. табл. 1 и табл. 2). Предлагаем сместить дискуссию по системам вентилируемых фасадов в область обсуждения будущего СНиПа. Несколько слов о долговечности вентилируемых фасадов. Прежде всего, используемая на том или ином объекте система вентилируемого фасада морально устаревает за 10—15 лет, а через 20—25 лет она может уже смотреться, как деревянные тротуарына Невском проспекте Санкт-Петербурга. В наши дни в автомобилестроении при проектировании машин никто не ставит вопросов, что необходимо предусмотреть долговечность кузова на 50 лет. Если какая-либо автомобильная компания решит на конвейерной сборке выпускать такие автомобили, то вряд ли в мире найдется так много любителей антиквариата, способных обеспечить стабильный спрос на протяжении длительного временного цикла. Во всем мире корабли, построенные 50 лет тому назад, если это не крейсер «Аврора», уже давно пошли на переплавку. Кораблю с таким долголетием, очевидно, при коммерческой эксплуатации будет невозможно получить страховое свидетельство Lloyd. Толщину цинкового покрытия надо нормировать по ГОСТ 14918-80. Необходимость дополнительного полимерного покрытия стальных профилей надо признать неверной в корне постановкой вопроса, т. к. данное требование делает абсолютно неконкурентоспособной продукцию российского производства на рынке России, стран СНГ и дальнего зарубежья, что приводит к уменьшению деловой активности и роста ВВП страны. В данном ГОСТе регламентируется толщина цинкового покрытия, которая делится на 3 класса: от 10 до 18 МКМ вкл., от 18 до 40 МКМ вкл., от 40 до 60 МКМ вкл. Последний и предпоследний указанные классы цинкового покрытия обеспечивают нормативную антикоррозионную стойкость оцинкованных стальных профилей. В данном ГОСТе содержатся даже более высокие требования по толщине цинкового покрытия, чем у ряда известных западных производителей оцинкованного стального холоднокатанного листа. Наша страна — большая, обладающая достаточной сырьевой базой, достаточными производственными мощностями, квалифицированной рабочей силой и чрезвычайно емким внутренним рынком, который обеспечивает большое внутреннее потребление. Данные факторы, а также массовое использование систем вентфасадов, обеспечат на ближайшее время чрезвычайный быстрый и устойчивый рост всей экономики, который позволит уже в скором времени задавать не классический российский вопрос: «Что делать?», а «Почему Америка — не Россия?», причем этот вопрос будет интернациональным. * Журнал «Металлоснабжение и сбыт», октябрь 2001г., с. 44.

Дата: 12.11.2002
К. Д. ЕРОНОВ, ген. директор НПФ «ПЕТРОТЕХ»
"СтройПРОФИль" №7
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!