Будущее — за супермаркетами

1 стр. из 1

Программа ставит задачу еще большего расширения торговой сети, укрупнения магазинов, насыщения города торговыми предприятиями до среднеевропейского уровня. Подробнее об этом — в беседе с заместителем председателя Комитета экономики, промышленной политики и торговли Арсением Фоминым. — Арсений Иванович, кто является разработчиком программы? — Впервые программа рассматривалась на заседании городского правительства в конце прошлого года. Ее инициатором стал Комитет по строительству. Затем проект дорабатывался с участием Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (Комитет по потребительскому рынку, напомню, почти в полном составе вошел на правах управления в состав вышеназванного комитета), территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга. В течение полугода велась работа по уточнению и доработке программы. Мы согласовывали различные ее положения с Комитетом по строительству, с Комитетом по архитектуре и градостроительству. После этого программа изменилась примерно процентов на сорок. — Первый раз программу на правительстве докладывал председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров. Далее с учетом доработок она была озвучена на правительстве от имени Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Означает ли это, что КЭРППиТ перехватил инициативу у КС в отношении размещения и строительства торговых объектов? — Ни в коем случае. Это наша совместная программа. Мы отдаем должное тому, что Комитет по строительству проявил инициативу в этом важном и полезном для города деле. И дальше мы работаем уже вместе: Комитет по строительству, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет по градо- строительству и архитектуре. — Итак, какова суть столь полезного для города проекта? — Программа, во-первых, обеспечивает переход от стихийного размещения объектов потребительского рынка к планомерному; во-вторых, регулирует количество торговых площадей в городских районах. Сегодня эти площади распределены крайне неравномерно. Разница между «спальными» районами и центром города — в два и более раз смещается в пользу центра. Прирост торговых площадей в спальных районах ранее осуществлялся в основном за счет нежилых помещений на первых этажах жилых зданий — в парадных, «колясочных». Сегодня, когда этот ресурс исчерпан, встал вопрос нового строительства магазинов, торговых центров. В постановлении правительства четко прописано, что функциональное назначение земельных участков, предусмотренных под объекты потребительского рынка, не меняются. Иными словами, на выделенном под застройку участке земли нельзя вместо магазина построить жилой дом, что может быть и выгоднее для застройщика. Принятая правительством программа — важнейшая ступень к составлению Генерального плана города по торговой отрасли. Часть указанных здесь конкретных адресов размещения объектов потребительского рынка обязательно будет включена в Генплан. Между тем, с приходом заинтересованных инвесторов программа может постоянно пополняться новыми адресами, которые также могут стать достоянием Генерального плана развития Санкт-Петербурга. Это говорит о живом характере проекта, восприимчивости к требованиям жизни. Хотелось бы отметить еще вот что. Программа отвечает современным мировым тенденциям в развитии торговой сети, а именно, преобладающему строительству торговых комплексов, супермаркетов, гипермаркетов, где для покупателя можно обеспечить максимально возможный ассортимент качественных товаров по минимальным ценам. — В этом смысле в выигрыше оказываются как раз «спальные» районы с их просторами, где застройщику есть где развернуться… — Не скажите. А строительство гигантского торгового центра на Сенной площади? На Семеновском плацу рядом с ТЮЗом построит торгово-развлекательный комплекс ЗАО «Рубин». Хотя по большому счету вы, наверное, правы: большие торговые площади — удел новостроек, оживленных транспортных перекрестков, а также магистралей на выезде из города. — Арсений Иванович, один из постулатов представленной вами программы развития потребительского рынка — преодолеть стихийность, упорядочить размещение торговых объектов. Не противоречит ли такой подход законам самого рынка? Этот вопрос может звучать и по-другому. Кто будет определять, какой магазин нужно строить? Продовольственный или по продаже строительных товаров? — Ответ простой: какой магазин выгодно строить инвестору, тот он и будет строить. Город не намерен в этом смысле диктовать, нам важно сохранить торговую функцию объекта. Согласитесь, прежде чем вложить свои средства в будущий магазин, предприниматель не раз подумает, как эти средства вернуть, да еще с прибылью. Почему у нас в первые годы «перестройки» росла сеть продовольственных магазинов? Основная масса людей была ограничена в средствах, главное было — выжить. Сегодня ситуация изменилась кардинально. В первом квартале 2002 г. в Петербурге открылось 250 новых магазинов. Из них только 50 продовольственных, а 200 — промтоварных. Откуда такая разница? Растут доходы населения, увеличиваются потребности, вслед за этим меняется и профиль магазинов. Еще раз подчеркну: специализацию магазина в современных рыночных условиях нельзя запланировать. Государство выступает в роли регулировщика только в отношении функции объекта, в данном случае торговой функции. — Значит, пальма первенства сегодня — за хозяйственными и промтоварными магазинами. Означает ли эта тенденция сворачивание таких монопольных сетей, как «Пятерочка», где основную ставку сделали как раз на торговле продовольственными товарами? Пусть от производителя и по сниженным ценам. — 73 магазина «Пятерочка» из 4000 продовольственных магазинов в городе — невеликая доля. К тому же у «Пятерочки» своя ниша — определенная, не богатая категория населения. Но уже и в этой системе переходят к созданию более крупных магазинов, где в том числе будут представлены и сопутствующие непродовольственные товары. За последние 10 лет в Петербурге стало почти в два раза больше торговых площадей. Уровень инвестиций в торговлю, главным образом в строительство новых торговых объектов, — один из самых высоких по сравнению с другими отраслями экономики. Но нам есть куда двигаться дальше, — считают в городском правительстве, и в начале сентября утверждают «Адресную программу размещения объектов потребительского рынка до 2004 года».

Дата: 12.11.2002
Беседовал Юрий ВЛАДИМИРОВ
"Петербургский строительный рынок" №10
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!