Курс — на стационарные объекты торговли.

1 стр. из 1

Предпосылками для разработки программы явились: 1. Необходимость преодолеть стихийность развития торговой сети: сеть развивалась неравномерно по районам города, и обеспеченность населения торговыми площадями значительно колеблется (см. табл.). В среднем по городу она составляет 291 кв. м (на 1 тыс. жителей); в районах Адмиралтейский, Василеостровский, Ломоносовский, Московский, Петроградский и Центральный она выше среднегородской, а в Красносельском, Невском, Приморском и других — ниже. 2. Необходимость предотвращения функционального изменения назнавения (торгового) земельных участков, что весьма важно для более равномерного размещения торговой сети в городе. 3. Проведение курса на замену временных объектов торговли на стационарные. Адресная программа размещения объектов потребительского рынка на территории Санкт-Петербурга разработана Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре и Комитетом по строительству во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2002 г. № 40. Разработанная адресная программа размещения объектов потребительского рынка в Санкт-Петербурге направлена: l на развитие сети стационарных предприятий торговли и общественного питания, отвечающих современным требованиям к технологии и организации торгового обслуживания (ввод объектов обеспечения за счет нового строительства в отдаленных районах массовой жилой застройки и реконструкции зданий в районах исторической старой застройки города); l на пространственную распределенность новых стационарных объектов торговли и общественного питания, что будет способствовать улучшению территориальной доступности торговой сети, выравниванию обеспеченности населения торговыми площадями по районам города. Адресная программа размещения объектов потребительского рынка в Санкт-Петербурге дает: l увеличение сети стационарных предприятий торговли и общественного питания, отвечающим современным требованиям к технологии и организации торгового обслуживания; l возможность обеспечить доступность инфраструктуры потребительского рынка в районах города; l пространственную распределенность новых стационарных объектов торговли и общественного питания; l выравнивание обеспеченности населения торговыми площадями по районам города; l положительный социальный эффект (экономия транспортных ресурсов, сил и времени на поиск и приобретение товаров); l повышение качества жизни петербуржцев; l увеличение доходов в бюджет города; l создание новых рабочих мест; l привлекательность для инвестиций. Реализация программы приведет к постепенному выравниванию обеспеченности населения услугами торговли и возможности их получения в цивилизованных формах непосредственно в районах. В настоящее время торговля и общественное питание — наиболее интенсивно развивающиеся сферы городского хозяйства. За прошедшие годы объекты этой отрасли первыми прошли разгосударствление и приватизацию. Следует отметить, что в начале 90 гг. количество предприятий стационарной розничной торговли составило 3355 единиц: с торговой площадью 716 тыс. кв. м, в том числе: l по продовольственной сети — 1900 с торговой площадью 354,9 тыс. кв. м; l непродовольственной — 1455 с торговой площадью 362 тыс. кв. м. Обеспеченность населения торговыми площадями по городу (по нормативам, утвержденным Госпланом) в 1991 г. составила 62%, в т. ч.: l по продовольственной сети — 82,9%; l непродовольственной — 51,4%. Сегодня в городе функционируют 9257 предприятий стационарной розничной торговой сети с торговой площадью 1347,5 тыс. кв. м, в том числе: l продовольственная сеть — 3988 (торговая площадь 441,6 тыс. кв. м); l непродовольственная — 5269 (торговая площадь 905,9 тыс. кв. м). На 1.01.2002 г. обеспеченность населения торговыми площадями в целом по городу составляет 126,5% (норматив — 230 кв. м на 1 тыс. жителей), в т. ч. по продовольственной сети — 106%, непродовольственной — 139,8% (по данным Территориальных управлений). Таким образом, за прошедшие 10 лет вся стационарная розничная торговая сеть возросла в 2,7 раза, а торговые площади в 1,7 раза. Активное развитие торговой сети при интенсивном росте числа объектов торговли выявили снижение мощностей вводимых объектов по сравнению с 1991 г. Средний размер торговой площади объекта сократился на 30% и составил 135 кв. м. По типам предприятий отмечается увеличение (по сравнению с 1991 г.) магазинов с универсальным и комбинированным ассортиментом товаров в 2 раза и специализированных в 4 раза, их число, соответственно, составляет 4500 и 4198 предприятий. В общем количестве предприятий торговли удельный вес магазинов, с универсальным и комбинированным ассортиментом, составляет 51,5% (в 1991 г. — 68%), специализированных 47,2% (в 1991 г. — 30,7%). Увеличение специализированных магазинов говорит о том, что сегодня большие покупательские симпатии вызывают именно эти магазины, обеспечивающие необходимый сервис и культуру обслуживания. Интенсивное развитие с 1998 г. получили торговые сети. Сегодня в городе функционирует 160 торговых сетей, объединяющих более 1200 предприятий (или 12% от общего количества предприятий). Созданы сети магазинов-дискаунтов, ориентированных на продажу продуктов питания и сопутствующих товаров по ценам ниже среднегородских. Общее число этих предприятий на сегодня 121, среди них завоевавшие уже популярность магазины «Пятерочка» (73), «Копейка» (19), «Дикси» (20) и ряд других. В 1992—1995 гг. шло интенсивное строительство объектов мелкорозничной торговой сети. Однако за последние годы ситуация с развитием и размещением объектов уличной сети изменилась. Происходит их концентрация в комплексах и зонах мелкорозничной торговли. Среди успешно развивающихся следует отметить компанию «Адамант», которая совместно с ЗАО «Стройинвест» построила такие крупные торговые комплексы, как: «Балканский», «Шуваловский», «Аэродром», «Балтийский», «Невский», у ст. метро «Улица Дыбенко», и сегодня открыт первый гипермаркет «О’Кей» ЗАО «Лиат-Дикси». Этот период, хотя и регулировался законами рыночной экономики, с точки зрения специализации торговой сети имеет существенные издержки. l Во-первых, в районах исторической застройки и районах, граничащих с ними, объектов торговли больше, чем в районах жилых застроек. Здесь же и выше уровень обеспеченности населения торговыми площадями. Так, в Центральном районе — 1076 предприятий (уровень обеспеченности 290%), в Петроградском районе — 750 (238,5%), в Адмиралтейском — 841 (155,4%). При значительном увеличении объектов торговли обеспеченность торговыми площадями ниже нормативов (утвержденных в 1981 г.). Так, в Калининском районе число объектов — 513 (уровень обеспеченности 93,6%), Невском — 716 (уровень обеспеченности 81,5%), Красносельском — 369 (уровень обеспеченности 82,3). l Во-вторых, перекосы со специализацией. Наглядно, сегодня в городе более 10 тыс. объектов торгует алкогольной продукцией, что больше в 11 раз по сравнению с 1991 г. Стройматериалы — сеть увеличилась в 8 раз (более 400 магазинов). И опять, каждый десятый промтоварный магазин торгует стройматериалами. Зато проблемы с покупкой элементарных галантерейных товаров: игл, пуговиц, швейных ниток, а также тканей и др. Коммерческие структуры преследуют собственную выгоду. Отсюда и эти перекосы. За период стихийных саморегулирующих на рынке процессов город потерял влияние на этот процесс в связи: l с нарушением ранее сложившейся схемы управления (определение потребности — проектирование — строительство — финансирование); l неактуальностью нормативной базы (утверждена еще в 1981 г.). Поэтому разработанная Территориальным управлением Фрунзенского административного района совместно с ГУП «Торг-проект» и муниципальным образованием «Схема развития и размещения предприятий розничной торговли» требует особого внимания. Опыт разработки этой «Схемы» рассматривался на первом заседании Координационного совета по торговле при губернаторе Санкт-Петербурга и выездном совещаниии-семинаре с главами территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга в феврале т. г. во Фрунзенском районе. По итогам рассмотрения было признано целесообразным рекомендовать главам территориальных управлений разработать планы развития предприятий сферы торговли и услуг на территории районов до 2005 г. Разработанная адресная программа размещения объектов потребительского рынка в Санкт-Петербурге направлена на развитие сети стационарных предприятий торговли и общественного питания, отвечающим современным требованиям к технологии и организации торгового обслуживания. Ввод объектов обеспечивается за счет нового строительства в отдаленных районах массовой жилой застройки и реконструкции зданий в районах исторической старой застройки города. Пространственная распределенность новых стационарных объектов торговли и общественного питания будет способствовать улучшению территориальной доступности торговой сети, выравниванию (в некоторой степени) уровней обеспеченности торговыми площадями для улучшения торгового обслуживания населения непосредственно по жилым микрорайонам в административных районах города. Реализация данной программы позволит значительно улучшить организацию торгового обслуживания, особенно в районах массовой жилой застройки города, имеющих сегодня значительный недостаток торговых площадей. С учетом вновь введенных объектов обеспеченность населения торговыми площадями в целом по городу составит 137,4% (норматив 230 кв. м на 1 тыс. жителей), в т. ч. по продовольственной сети — 116% (норматив 90 кв. м), непродовольственной — 151% (норматив 140 кв. м).

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №10
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!




Отчеты торгового представителя смотри здесь.