Лизинг и аренда строительной техники. Пути развития

1 стр. из 1

Лизинг принято сравнивать с приобретением имущества как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. Однако он принципиально отличается и от обычной покупки, и от кредита. Быстрый рост лизинга во всех странах мира показывает важность его преимуществ. Во-первых, он дает возможность не выплачивать сразу 100% стоимости техники, а внести часть, а затем в процессе эксплуатации техники выплачивать деньги в рассрочку из получаемой прибыли. Во-вторых, лизинг — это аренда с правом выкупа. То есть все платежи относятся на стоимость техники, и приобретение компанией основных фондов на таких условиях значительно дешевле прямого кредита. По выполнении лизингового договора полученная техника ставится на баланс с невысокой себестоимостью, в результате чего налоги на имущество минимизируются. Таким образом, лизинг позволяет значительно сокращать расходы на приобретение основных средств. Дело в том, что лизинговое имущество не числится на балансе лизингополучателя и не увеличивает его активы, что освобождает от уплаты соответствующего налога. Кроме того, стоимость лизинга не увеличивает кредиторскую задолженность компании и не изменяет соотношение заемных средств к собственным, что увеличивает шансы на получение кредита. Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль. Лизинг также позволяет обновлять основные средства без накопления капитала для приобретения оборудования. Полученная прибыль, таким образом, направляется на иные цели. Платежи производятся по частям в течение всего периода лизинга – равными долями ежемесячно или ежеквартально. Предоплата составляет около 20-30% . Это дает возможность платить из денежных поступлений, получаемых за работу оборудования, взятого в лизинг. Причем постоянные партнеры лизинговых компаний обычно получают скидки. Срок лизинговых платежей на практике составляет примерно 3-4 года. Кроме того, платежи часто являются фиксированными, что защищает лизингополучателя от увеличения стоимости капитала и инфляции. При этом их расчет обычно учитывает финансовое состояние компании, ее потоки наличности, для того чтобы разработать гибкий график выплат. По договоренности сторон, лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании. ВИДЫ ЛИЗИНГА Классический финансовый лизинг Существует несколько видов лизинга, в частности финансовый и оперативный. В России распространен, прежде всего, первый вариант, представляющий собой тройственный договор, в котором участвуют поставщик оборудования, лизингодатель и лизингополучатель. Все обслуживание техники берет на себя производитель, который также отвечает и за качество продукции. Лизинговая компания в данном случае является финансовым институтом, который ссужает средства, то есть приобретает технику за счет собственных средств и сдает ее в аренду. Для этого вида лизинга характерно полное возмещение стоимости имущества лизингополучателем. Он осуществляет выбор необходимого оборудования. После этого лизингодатель покупает его у поставщика и сдает лизингополучателю в аренду. Финансовые затраты возмещаются через лизинговые платежи. Обеспечение обслуживания и ремонт могут осуществляться лизингодателем или производителем техники (в случае трехстороннего договора), особенно в области оборудования высоких технологий. Поскольку кредит получить значительно труднее, чем заключить лизинговый контракт, некоторым фирмам доступна только такая форма внешнего финансирования. Так как собственность на оборудование остается за лизингодателем, для заключения этой сделки требуется меньше гарантий, чем для получения банковского кредита. Особенно важным этот фактор оказывается для молодых компаний, не имеющих кредитной истории, и в целом для предприятий малого и среднего бизнеса. Лизинг обеспечивает финансовые институты дополнительной формой гарантии. Если лизингополучатель не может выполнить свои обязательства по контракту, он просто возвращает оборудование лизингодателю. Финансовый лизинг позволяет компаниям активно использовать налоговые льготы для обновления и модернизации средств производства, расширять сферу своей деятельности. Он способствует быстрой замене старого оборудования на более современное при изменении технологии, сокращает риск физического и морального износа. Таким образом, лизинг является одним из самых эффективных механизмов капиталовложений. Международный и внутрироссийский лизинг Внутрироссийский лизинг, на первый взгляд, имеет более высокую стоимость, но он менее хлопотен — все операции по растаможиванию техники, уплате налогов, оформлению страховок берет на себя лизингодатель. В случае международного лизинга эту работу выполняет лизингополучатель. Таким образом, этот вариант предполагает меньшее вложение средств, однако требует больших затрат времени и сил. Еще недавно западные инвесторы предпочитали заниматься только международным лизингом, но в настоящее время внутрироссийский становится все более и более популярным. РАЗВИТИЕ Лизинг пришел в Россию, но темпы его развития не очень велики. Нестабильность экономики и инфляция не дают возможности строить уверенные прогнозы на будущее, и долгосрочные лизинговые платежи связаны с определенным риском. Затрудняет развитие этой системы и отсутствие необходимой информации, а также опыта подобных сделок. Еще один тормозящий фактор связан с тем, что компании, работающие на рынке, являются дочерними структурами российских же банков. То есть и банк выдает своей дочерней компании кредит, и лизинговая фирма при этом берет свои проценты. Таким образом, лизинговые выплаты получаются очень высокими - 18-20%. А западных компаний, работающих на российском рынке, немного, и они узкоспециализированы. У ряда компаний поставки по лизингу строительной техники стали ведущим направлением лизингового бизнеса. «Альфа-Лизинг», дочерняя структура ОАО «Альфа-Банк», предоставляет в лизинг оборудование по сделкам любой степени сложности, используя индивидуальные соглашения с крупнейшими поставщиками и схемы альтернативного финансирования. Длительная история отношений ЗАО «Балтийский лизинг» и ОАО «Промышленно-строительный банк» показывает, что в лице профессиональной лизинговой компании инвестор находит надежного партнера, обеспечивающего целевое использование предоставляемых денежных средств, гарантирующего доходность и возвратность вложений. Перспективное направление деятельности компании — финансирование малых и средних предприятий строительной отрасли. Зарубежные компании также представляют на российском рынке лизинг строительной техники. Примером тому является всемирно известный концерн Volvo AB. До недавнего времени лизинг шведских тяжелых грузовых автомобилей «Скания» (генеральный представитель в Санкт-Петербурге — «Петроскан») осуществлялся только международной фирмой «Скания лизинг». Однако полтора года назад в Москве открылась внутрироссийская компания «Скания финанс», и теперь в лизинг можно получить полностью растаможенные машины. Важно отметить, что гарантии банка для этого не требуется. Для заключения договора необходимо, чтобы компания работала не менее года в условиях рынка предлагаемых услуг и могла доказать эффективность предложенного плана использования техники. Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является эффективным, доступным и гибким методом привлечения средств. АРЕНДА СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Арендные платежи не покрывают полной стоимости имущества, и все риски, связанные с правами собственника, несет арендодатель. Кроме того, он может обеспечивать техническое обслуживание, а иногда и страхование. Период действия арендного договора короче, чем нормативный срок службы имущества. Размеры платежей при оперативной аренде гораздо выше, чем при финансовом лизинге. Это обусловлено тем, что арендодатель вынужден сдавать имущество в аренду несколько раз в течение его нормативного срока службы. Таким образом, в случае отсутствия спроса на объект лизинга возрастает риск по возмещению остаточной стоимости. Так как оборудование остается в собственности у арендодателя, оперативной арендой чаще всего пользуются фирмы, которые не уверены в постоянстве объема выполняемых работ и периодически меняют профиль своей деятельности. Техника берется на короткий период времени — от одного-двух дней до месяца. Так как современный рынок развивается динамично и не всегда предсказуемо, то преимуществом обладает тот, кто может быстро перестроить свое производство в соответствии с существующей потребностью, увеличив парк оборудования без дополнительных инвестиций. Договор аренды фиксирует сумму предстоящих затрат, что дает компании возможность четко планировать и контролировать финансовую ситуацию. Оперативная аренда позволяет даже небольшим фирмам пользоваться самым современным оборудованием. Она, пожалуй, является единственным способом вести строительство с помощью новейшей техники, не неся при этом ощутимых материальных затрат и минимизируя финансовые риски. Арендодатель берет на себя текущее сервисное обслуживание техники и срочный ремонт, что избавляет клиента от необходимости содержать штат механиков и снабженцев и формировать склад запчастей. Рынок европейской аренды развивается стремительно: в Англии арендуется — 75—80% техники, в Японии — 75—80 %, в Америке — 20%. Если развитие российского рынка и дальше пойдет по европейскому пути, то через 4 года арендуемая техника составит 30% от общего объема. Происходит естественный рост арендного бизнеса, так как все больше строительных компаний убеждается в преимуществе этого метода. Неудобства аренды импортного оборудования связаны с его поставкой, растаможиванием, оформлением документов в Гостехнадзоре, что занимает определенное время. В настоящее время еще не развита инфраструктура ремонта, не всегда можно своевременно найти поставщиков запчастей. В Северо-Западном регионе работают 3-4 западные компании и российские предприятия «Управление механизацией». В большинстве случаев они специализируются на аренде башенных кранов, автотранспорта, компрессоров, автовышек. Полный спектр техники в настоящее время компаниями практически не предлагается. Центр аренды строительного оборудования «Алтима» («ЭнСиСи Индастри») стремится заполнить эту нишу. Он предлагает оборудование крупных мировых производителей и торговых марок: Volvo, Dynapac, Swepac, Case, JCB и др. Это и машины для дорожных работ: вибрационные катки до 15 т, ковшовые погрузчики, виброплиты и асфальтоукладчики; и затирочные машины и виброрейки для работы по бетону, электрораспределительные щиты и трамбовки, офисные и бытовые модули и электростанции. Автор благодарит фирмы «Петроскан» и Центр аренды строительной техники «АЛТИМА» за помощь в подготовке материалов

Дата: 12.11.2002
Анастасия ЧИЧАГОВА
"Петербургский строительный рынок" №10
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!