|
|||||
1 стр. из 1 Сегодня развитие современных технологий, появление большого спектра материалов дает широкий выбор методик в производстве реставрационных работ. Однако специалисты фирмы «Арт-Эксперт» стараются при малейшей возможности применять традиционные технологии, зачастую ими же и воссозданные, или находят неординарные решения, позволяющие возрождать бесценные памятники, сохраняя неповторимый облик старины. — Мы всегда придерживались принципа комплексной реставрации, — говорит генеральный директор ООО «Арт-Эксперт», реставратор высшей категории РФ Михаил Асеев. — Есть два кардинально разных направления: первое — все реставрируется, в каком бы это плохом состоянии ни было; второе — все воссоздается заново. Я считаю, что между этими вариантами нужно искать некий компромисс. Применение новых технологий и материалов часто диктуется жизненной необходимостью, когда иного выхода просто не существует. В то же время есть определенная профессиональная этика. Прогресс — это, конечно, очень хорошо, но уникальные вещи просто необходимо восстанавливать по ранее существовавшим технологиям. За 10 лет научно-реставрационной фирмой, созданной Михаилом Асеевым и искусствоведом-реставратором Татьяной Асеевой, проведены работы на многих архитектурных памятниках Петербурга, восстановление и воссоздание которых непременно начинались с научных, архивно-библиографических изысканий, поисков аутентичных аналогов, разработки оригинальных реставрационных методик и технологий, согласования их с заказчиком и утверждения КГИОП. О каждой из работ НРФ «Арт-Эксперт» можно написать отдельную научно-популярную статью. Сегодня мы расскажем только о некоторых из них. Новый Эрмитаж... Первое в России здание, построенное специально для хранения художественных коллекций. Это единственная в Петербурге работа немецкого архитектора Лео фон Кленце. — В оформлении фасадов Нового Эрмитажа, — отмечает Михаил Асеев, — был использован разнообразнейший по технологии исполнения декор — терракота, акротерии, цинковые скульптуры, орлы на башнях, чугунные ограждения на кровле, просечное железо, гранитные гермы и монументальные фигуры гранитных атлантов (скульптор А. Теребенев)... Воссоздание великолепного декора — основная цель комплексной реставрации, проводимой нашей фирмой. Объем работ значительный. Орлов, например, мы воссоздали по осколкам, найденным на чердаке Эрмитажа. В этом году будет осуществлен монтаж орлов на ризалитах фасада. Проведены также обширные научные, технологические работы, отработан ряд методик (в том числе альтернативных) по цинковым скульптурам. Состояние этих статуй из цинка-шпиатра, выполненных мюнхенскими скульпторами Хальбигом и Шванталером, русскими мастерами В. Демут-Малиновским, П. Свинцовым, Н. Токаревым, Д. Иенсеном и другими, требует срочных мер по их реставрации и консервации. Одна из фигур («Рубенс») утрачена. Специалистами нашей фирмы при участии скульпторов Е. Каца и А. Шляхтина воссоздана статуя Рубенса в виде модели из гипса в натуральную величину. Весной 2000 г. она была принята комиссией в составе представителей Государственного Эрмитажа и КГИОПа. В настоящее время готовится отливка скульптуры (литье по выплавляемым моделям из бронзы) для установки на постоянное место (на фасаде Нового Эрмитажа). Кроме воссоздания уникальных элементов декора фасадов, фирмой «Арт-Эксперт» в Новом Эрмитаже была выполнена оригинальная работа по реставрации световых фонарей Больших Просветных залов. После долгих поисков специалисты фирмы смогли найти оптимальное решение, обеспечивающее как температурно-влажностныйрежим в залах, так и защиту живописи от ультрафиолетового излучения. В световые фонари были установлены уникальные метровые стеклопакеты изогнутой формы. Кроме того, в ходе комплексной реставрации были реконструированы вентиляция (для удаления конденсата), межфонарное пространство, спроектированы системы электроосвещения и автоматики, произведена герметизация кровли над залами. Еще одна из значительных работ — комплексная реставрация фасадов и интерьеров дома № 8 по Английской наб. Особняк И. Ф. Паскевича-Эриванского принадлежит к числу интереснейших образцов петербургской дворцовой архитектуры. В его создании принимали участие многие знаменитые зодчие, такие как А. Штакеншнейдер, А. Пель, Р. Гедике, Э. Крюгер, Р. Марфельд. Эта работа фирмы «Арт-Эксперт» интересна тем, что здесь нужно было учитывать совмещение функциональности современного использования (в здании сейчас находится филиал Московского Индустриального банка) с принципами реставрации КГИОПа. И хотя это было довольно трудно сделать, задачу, в конце концов, удалось решить. Прекрасные интерьеры и фасад этого дома производит очень сильное впечатление. Среди вновь отделанных помещений особняка выделяется дубовая гостиная, выполненная в готическом стиле. Историческая часть органично сочетается с евростандартом, выполненным известной фирмой «Лемминкяйнен». Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови)... Работу по восстановлению полихромной майолики его фасада генеральный директор фирмы «Арт-Эксперт» Михаил Асеев считает одной из сложнейших: — Изразцы, существовавшие на фасаде храма, были выпущены в конце XIX в. Н. Н. Харламовым по старой, традиционной русской технологии. Но материалы, которыми пользовались тогда, ушли в прошлое. Поэтому нам пришлось воссоздавать не только изразцы, но и собственно технологию. Активное участие в этом принимала наш специалист Екатерина Рачковская. Мы сделали изразцы абсолютно идентичными тем, которые сохранились на фасаде храма. И если изразцы — новый и старый — положить рядом, то отличить их невозможно. С июня 2001 г. специалистами НРФ «Арт-Эксперт» проводилось натурное и инженерное обследование архитектурно-конструктивной части Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца, проектные работы по укреплению и гидроизоляции погребов, подвалов, гротов и террасы, пилонов Караульных ворот, составление методики реставрации кирпичной кладки, штукатурной облицовки, каменного декора. В настоящее время совместно с другими реставрационными компаниями фирма приступила к комплексной реставрации дворца, представляющего собой удивительный синтез разнообразных стилей и архитектурных школ — от Микетти и Растрелли до Воронихина и Штакеншнейдера. В начале 90 гг. XX в. оставалось только мечтать о больших проектах. А сегодня активное участие в возрождении жемчужин петербургской архитектуры позволяет специалистам фирмы «Арт-Эксперт» гордиться возможностью внести свой вклад в это сложное, но вдохновляющее дело. Комплексная реставрация фасадов и интерьеров Большой хоральной синагоги (Лермонтовский пр., 2), особняка барона А. А. Штиглица (Английская наб., 68), реставрация внутренних интерьеров Музея В. В. Набокова (ул. Б. Морская, 47), Первой Императорской студенческой столовой СПбГУ... В эти и другие работы специалисты компании «Арт-Эксперт» вложили истинный талант. Об этом, надеемся, рассказ будет продолжен, ибо о прекрасных мастерах, искусством которых возрождаются архитектурные сокровища нашего города, должны знать все. Дата: 12.11.2002 Наталья МАСЛОВА "Петербургский строительный рынок" №10
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||