Опыт реставрации памятников садово-паркового искусства в Санкт-Петербурге

1 стр. из 1

Расцвет русского садово-паркового искусства был связан с основанием в 1703 г. новой российской столицы. Здесь на топких, низких берегах Финского залива одновременно с закладкой города по указам Петра Великого началось строительство садов. Необходимость реставрации исторических парков, которые, в отличие от зданий и сооружений, представляют собой живые биологические системы и в своем развитии проходят различные этапы от взросления до старения, была определена еще в 1939—1940 гг. Тогда же архитекторы Т. Б. Дубяго (1899—1959) и Л. М. Тверской (1889—1972) выполнили серьезные исследования, явившиеся базой для восстановительных работ после 1945 г., т. к. II Мировая война нанесла непоправимый ущерб знаменитым пригородам Петербурга, которые попали в зону оккупации и были разрушены. Реставрация парков началась почти сразу после окончания военных действий. За 50 лет деятельности по восстановлению садово-парковых ансамблей специалисты северной столицы накопили большой опыт. Были и удачные решения и некоторые ошибки, т. к. все делалось практически впервые. Предпроектные работы опирались на анализ иконографического материала, всестороннее обследование объекта, выявление в окружающей среде изменений (настоящих и предполагаемых), выяснение перспективного использования сада или парка. При разработке проектов за основу брались фиксационные чертежи, данные ландшафтной инвентаризации и археологических исследований, что позволяло учитывать изменения и дополнения, произошедшие с ансамблем за весь период его существования, тогда как авторские чертежи могли иметь разночтения с осуществленной композицией. Основой всегда было стремление к максимальному восстановлению водных систем, рельефа и микрорельефа, перспектив на архитектурные сооружения и дальних перспектив, выходящих за пределы ансамбля, а так же соотношения прежнего породного состава деревьев и лиственных и хвойных пород. Из примеров различного подхода к восстановлению парков музейного значения можно назвать следующие: ПЕТЕРГОФ (ПЕТРОДВОРЕЦ). Ансамбль парков формировался на протяжении XVIII-XIX вв. Наиболее ценной является композиция из регулярных Верхнего сада и Нижнего парка, построенная на противопоставлении их объемно-пространственных решений. Особенность – в обилии фонтанов и каскадов, практически первых в России. Авторы восстановления ансамбля: архитекторы Н. А. Зазерский, П. П. Ковалевский, Г. К. Старицына, Г. В .Пионтек, В. С. Шерстнев; ландшафтные архитекторы К. Д. Агапова, Р. Ф. Контская, Т. Н. Ходакова. Верхний сад (15 га) — пример не восстановления, а скорее воссоздания, так как за время войны сад очень сильно пострадал. В основу проекта был взят фиксационный аксонометрический чертеж 1773 г. Тогда сад находился в расцвете. Поэтому сочли возможным следовать чертежу почти буквально. К 1972 г. все основные работы были закончены. Нижний парк (102 га) неразрывно связан с простором Финского залива; его композиция включает несколько микроансамблей. Восстановление парка проводится по частям. К 1979 г. практически завершили работы в районе Марли. В настоящее время идет реставрация Монплезирской террасы. Район Марли (15 га) — пример восстановления сада с полным сносом существующих деревьев. Такое решение приняли в связи с изменением их породного состава. Кроме того, во время войны деревья были частично вырублены, а оставшиеся оказались расположенными случайно по отношению к исторической композиции. При разработке проекта использовали фиксационный чертеж 1775 г. и более ранние чертежи. Особенно необходимо отметить реставрацию Марлинского вала. ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШКИН). В течение XVIII-XIX вв. было построено три парка, из которых наибольшую ценность представляет Екатерининский, состоящий из Старого сада и пейзажного парка. Старый сад (30 га) — пример восстановления сада, при котором необходимо было учитывать построенные позже сооружения, а также сохранение старых деревьев. Автор проекта — ландшафтный архитектор Н. Е. Туманова. В целом композиции возвращен парадный регулярный характер середины XVIII в., соответствующий архитектуре дворца и павильонов, построенных Б.-Ф. Растрелли. Для этой цели восстановили террасы, потерявшие четкость, кружевные партеры перед дворцом и конфигурацию зеркальных водоемов. На террасе, где в XVIII в. находились огибные дороги, были сохранены 100-летние деревья. ОРАНИЕНБАУМ (ЛОМОНОСОВ). Ансамбль, складывавшийся на протяжении XVIII—XIX вв., состоит из Нижнего и Верхнего парков, причем последний содержит районы, построенные в разные стилистические периоды. Участок у Китайского дворца (5 га) — пример сохранения композиции, сформированной постепенно. Автор восстановления — архитектор А. Г. Леляков. Участок был выполнен в 1760 гг. в период перехода от регулярных парков к пейзажным. Его устроили не в полном соответствии с проектом А. Ринальди. Композиция просуществовала около десяти лет. Одной из причин ее быстрой деградации явилось то, что была прекращена стрижка крон деревьев, так как регулярные сады уже не вызывали интереса. В 30 годы XIX в. на соседних территориях были созданы пейзажные композиции. Затем, одновременно с некоторой перестройкой дворца, регулярный участок был переделан в пейзажный. Именно эту композицию было признано целесообразным сохранить. ПАВЛОВСК. Один из прекраснейших пейзажных дворцово-парковых ансамблей в мире, созданный в 1780—1828 гг. В нем можно выделить 8 районов, отличающихся друг от друга композиционными приемами и масштабом решения. К наиболее нетрадиционным относится район Белой Березы. Район Белой Березы (250 га) — пример восстановления крупномасштабной пейзажной композиции по возможности близко к первоначальному замыслу. Автор восстановления — ландшафтный архитектор Е. А. Комарова. Своеобразие этого района заключается в том, что он создан на плоском рельефе без использования архитектурных сооружений, скульптуры и водных поверхностей. Район построен по принципу театральной декорации методом вырубок в существующем лесу. Композиция состояла из двух полян — Большой и Северной — и лесного пояса. Преобладали хвойные породы (80%), но свое название район получил от оформления березами центральной площадки Большой поляны. Реставрационные работы разделили на два этапа. В первую очередь приступили к восстановлению обьемно-пространственного решения на основе планов 1825,1858 гг. и данных аэрофотосъемки 1935 г. Использовался исторический метод вырубок. Вторым этапом стала работа по максимальному приближению к историческому породному составу деревьев, для чего применяли подсадки и рубки формирования. Работы, начатые в 1964 г., на отдельных участках продолжаются и поныне. В настоящее время в исторических парках большей частью решаются проблемы возрастных и экологических изменений, связанные как с естественным старением этих живых памятников, так и с их интенсивной эксплуатацией, при которой они не выдерживают все возрастающих антропогенных нагрузок. Характерными примерами таких объектов являются парки, оказавшиеся в городской черте. Более десяти лет ожидал выделения средств на восстановительные работы Таврический сад. Уникальный ансамбль, созданный английским садовым мастером В. Гоулдом, сад, оказавшийся среди плотно застроенных в XIX в. городских кварталов, пережил за свою историю множество неблагоприятных этапов: интенсивное использование под спортивные и зрелищные мероприятия с устройством катков на зеленых лугах, аттракционов и театров, которые привели к значительному ухудшению его состояния. Ежегодно приходилось вырубать до сотни деревьев, усыхавших из-за сильнейших антропогенных нагрузок. В настоящее время заканчиваются восстановительные работы по проекту, в котором предусмотрены уменьшение количества спортивных сооружений и реконструкция водной системы, что позволит улучшить водоснабжение и проточность прудов. Устроен новый дренаж газонов и дорог, реконструировано освещение, отреставрированы самые старые в Петербурге металлические мосты и историческая ограда сада с сохранением всех подлинных деталей. Многие работы проводились вручную: устройство берегоукрепления из булыжного камня по старой технологии, дренажных лотков. Впервые за многие годы проведено обследование и санация всех без исключения деревьев сада. Все работы проводятся под руководством ООО «РСП «Раритет» — фирмы-генподрядчика по данному объекту. Очень важные изменения произошли в центре Петербурга. Александровскому саду возвращена первоначальная планировка, выполненная в 1874 г. по проекту директора Петербургского Императорского ботанического сада, ученого-ботаника Э. Регеля. В 1930 гг. она была уничтожена, чтобы участникам демонстраций на Дворцовой площади было удобнее завершать шествия. Убраны тополя, которые многие годы закрывали вид на Адмиралтейство по оси Вознесенского проспекта, таким образом открылась одна из важнейших в градостроительном и эстетическом значении городских перспектив. Недавно завершились работы по реставрации фонтана перед башней Адмиралтейства. Предпринята попытка вернуть в сад и цветники по рисункам конца XIX в. Восстановлен и лучший в городе партерный газон у Медного всадника. Примерно аналогичные работы проведены на Петроградкой стороне при реставрации первой очереди Александровского парка. В целом опыт ленинградских (петербургских) реставраторов, накопленный за более чем полвека, позволяет сделать следующие выводы. В основе работы по восстановлению парков должно быть стремление к максимально полному сохранению исторической композиции, как правило, периода ее расцвета. Вместе с тем нельзя не считаться с изменениями, происшедшими как в объекте, так и в окружающей его среде, в частности, с существованием более поздних сооружений и жизнеспособных деревьев. Кроме того, в силу разных обстоятельств иногда бывает невозможно восстановить все детали первоначальной композиции. Поэтому не может быть единой методики реставрации и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.

Дата: 12.11.2002
А. Л. РЕЙМАН Фото автора
"Петербургский строительный рынок" №11/1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!