Концепция целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»

1 стр. из 1

Введение Концепция целевой программы «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» (далее — Концепция) определяет принципиальные положения жилищной политики Санкт-Петербурга в отношении жилых помещений, заселенных семьями, не связанными родственными отношениями (далее — коммунальные квартиры), и намечает основные меры по ее осуществлению с целью постепенного перевода коммунальных квартир в жилые помещения для односемейного заселения и с целью ускорения продвижения городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Концепция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», с Основными направлениями нового этапа реализации государственной программы «Жилище», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.03.96 № 431, которые предусматривают осуществление государственной поддержки действий граждан по самостоятельному улучшению жилищных условий. В этом документе указано, что в ближайшее время для значительной части населения приоритетным способом улучшения жилищных условий должно стать использование капитала в виде существующей квартиры с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных средств. Реализация Концепции требует принятия целевой программы «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» (далее — Программа), создания целостной системы нормативно-правовых актов, регулирующих процесс поэтапного перевода квартир коммунального типа заселения в квартиры для односемейного заселения (далее — процесс расселения коммунальных квартир) и ускорения продвижения городской очереди по улучшению жилищных условий. Анализ ситуации в жилищной сфере В Санкт-Петербурге жилищная проблема является достаточно сложной. Появление большого числа коммунальных квартир явилось результатом исторических, миграционных процессов и иных специфических условий его развития. На начало 2001 года население Санкт-Петербурга составляло 4 628 тысяч человек. По данным Комитета по управлению городским имуществом на 01.01.2000, в городе имеется 60 898 тысяч кв. м жилой площади. В среднем, на жителя Санкт-Петербурга приходится 13 кв. м жилой площади. Жилищный фонд Санкт-Петербурга включает 1 605 тысяч квартир, из них около 150 тысяч коммунальных квартир, что составляет приблизительно 10 процентов жилищного фонда. При этом жилищный фонд при коммунальном заселении используется нерационально и неэффективно. В центральных районах города на одного проживающего в коммунальной квартире приходится, в среднем, 17 кв. м жилой площади. Основная часть многонаселенных коммунальных квартир с низкими потребительскими качествами находится в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном, Невском административных районах Санкт-Петербурга, то есть, в основном, в исторической части города. При этом в большинстве случаев дома в центре города находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. В центральных районах значительное число аварийного жилищного фонда — это коммунальные квартиры. Все граждане, поселившиеся в коммунальных квартирах до 1988 года, имеют право постановки на очередь на улучшение жилищных условий. В соответствии с решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 07.09.87 № 712/6 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде» районные органы учета и распределения жилой площади осуществили поэтапный прием на учет по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в коммунальных квартирах. Городская очередь с 1987 по 1993 год увеличилась именно за счет граждан, проживающих в коммунальных квартирах, и на 01.01.93 составила 846 тысяч человек. С 1993 года очередь начала медленно уменьшаться. По состоянию на 01.02.2001 на учете по улучшению жилищных условий состоит 744,1 тыс. человек ( 303,6 тыс. семей), из общего числа граждан, состоящих на учете, 38,4% — 285, 9 тыс. человек (121,9 тыс. семей) имеют жилищные льготы. В настоящее время в коммунальных квартирах проживает около 62,3% всех очередников, что составляет примерно 189 тысяч семей, из них 14 386 семей одиноких граждан, являющихся инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, блокадниками, инвалидами общего заболевания. Острой социальной проблемой является и проживание граждан, больных открытой формой туберкулеза, в коммунальных квартирах. Таким образом, решение проблемы городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Санкт-Петербурге, решение проблем социально незащищенных групп населения неразрывно связано с проживанием граждан в коммунальных квартирах. Темпы расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге за счет усилий частного риэлтерского бизнеса и самих жильцов падают. По данным ГУ «Горжилобмен» расселено коммунальных квартир за: 1997 год — 1 532, 1998 год — 1 348, 1999 год —1 059, 2000 год — 720. Сейчас в отдельных районах применяются методы перераспределения жилищного фонда с целью расселения коммунальных квартир и продвижения городской очереди. В проектах реконструкции отдельных территорий городской застройки применяются методы, разработанные для расселения домов с преобладающим числом коммунальных квартир при совместном участии города и инвестора. Данные мероприятия являются разовыми, поэтому для эффективного внедрения разработанных методов в целях поэтапного сокращения числа коммунальных квартир необходим целенаправленный программный подход. В Концепции изложены цель, основные задачи Программы, предложены основные принципы, которые позволят ускорить процесс расселения коммунальных квартир и продвижения городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Цели и задачи, достигаемые при реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге Основная цель, достигаемая при реализации процесса расселения коммунальных квартир, — постепенный перевод квартир коммунального типа заселения в квартиры для односемейного заселения и ускорение продвижения городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при условии применения существующих механизмов и принципов и во взаимодействии с иными программами в жилищной сфере. Основные задачи, которые следует решить для обеспечения процесса расселения коммунальных квартир: 1. Формирование условий в Санкт-Петербурге для ускорения, стимулирования и регулирования процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир. 2. Разработка организационных и финансово-экономических механизмов процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир. 3. Создание благоприятных условий для объединения интересов и усилий города, инвесторов и жителей в целях инвестирования реконструкции, ремонта жилых домов с расселением коммунальных квартир. 4. Создание и развитие системы взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, государственных и негосударственных организаций, участвующих в реализации Программы. 5. Формирование нормативной правовой и методической базы для обеспечения реализации Программы, социальной защиты граждан, проживающих в коммунальных квартирах, государственного контроля и нормирования процесса расселения коммунальных квартир. 6. Создание и развитие систем информатизации, прогнозирования и мониторинга реализации Программы с отлаженным механизмом обратных связей для актуализации схем расселения и приоритетности конкретных мероприятий. Основные принципы С учетом того, что процессы в жилищной сфере (инфляционные, миграционные, нормо-творческие и иные) являются процессами динамическими, основными принципами построения Программы являются: 1. Системный подход в организации исполнения Программы через создание системы эффективных экономических и правовых механизмов по расселению коммунальных квартир, ремонту и реконструкции жилищного фонда с учетом его классификационной разнородности по форме собственности, заселенности, контингенту проживающих, типу зданий, техническому состоянию, инвестиционной привлекательности как объектов реконструкции. 2. Комплексный подход к организации и осуществлению мероприятий Программы в ее взаимосвязи с федеральными и городскими действующими или разрабатываемыми программами, в том числе осуществление мероприятий по расселению коммунальных квартир в процессе ремонта и реконструкции зданий исторического центра Санкт-Петербурга, создания пешеходных зон, реконструкции жилых домов первых массовых серий (Приложение 1). 3. Дифференцированный подход при определении очередности исполнения Программы (Приложение 2) в отношении: — граждан, по наличию жилищных льгот и фактической материальной обеспеченности (доходов, а также жилой площади, находящейся в собственности или пользовании); — объектов, исходя из их технического состояния; — источников финансирования, классифицируемых на бюджетные, внебюджетные, смешанные (сочетание бюджетных и внебюджетных источников). Реализация процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир должна производиться также с соблюдением следующих принципов: 1. Принципы реализации Программы по двум самостоятельным направлениям: «Расселение коммунальных квартир в домах, нуждающихся в реконструкции» и «Эффективное перераспределение жилых помещений коммунальных квартир для продвижения городской очереди». 1.1. Субъектный принцип — «Эффективное перераспределение жилых помещений коммунальных квартир для продвижения городской очереди» — предусматривает работу с гражданами в процессе расселения коммунальных квартир, при которой граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, снимаются с очереди, квартира заселяется одной семьей. Основное направление работ производится с гражданами, проживающими в коммунальных квартирах в домах, прошедших капитальный ремонт или реконструкцию, а также не нуждающихся в таковом ремонте. Очередность расселения определяется в соответствии с категориями, указанными в Приложении 2. 1.2. Объектно-субъектный принцип — «Расселение коммунальных квартир в домах, нуждающихся в реконструкции» — предусматривает работу с гражданами в процессе расселения и с инвесторами при работе с объектами жилищного фонда. Основное направление работ производится с гражданами, проживающими в домах, нуждающихся в ремонте или реконструкции, и с организациями, инвестирующими процесс расселения, реконструкции или ремонта данного фонда. При работе с организациями-инвесторами следует соблюдать их интерес в безубыточности инвестиционного проекта, производя предоставление объекта жилищного фонда через «Лот расселения», учитывающий возможность компенсации инвесторам части их затрат в виде передачи подготовленной территории (пятна застройки) под строительство жилых домов или в иных формах по согласованию сторон. 2. Объединение средств бюджета, инвесторов и граждан, позволяющее экономно и эффективно расходовать бюджетные средства, предусмотренные на продвижение городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для решения задач Программы. 3. Адресно-проектный принцип построения Программы. 4. Планомерность, непрерывность и этапность реализации Программы. 5. Открытость информации, доступность материалов нормативно-правового характера, публикация обобщенной информации о ходе реализации Программы в средствах массовой информации. 6. Создание системы информационного обеспечения Программы, ее открытости и прозрачности для населения. Информационное обеспечение реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге Информационное обеспечение реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге осуществляется через создание и использование для реализации Программы: 1. Единой городской информационной базы «Очередники города», позволяющей производить учет очередников с классификацией по наличию жилищных льгот и осуществлять мероприятия по сверке на наличие фактической обеспеченности жилой площадью, в том числе находящейся в собственности очередников. 2. Информационной системы «Коммунальные квартиры в Санкт-Петербурге» в виде подсистемы единой информационной системы о жилищном фонде и гражданах, в нем проживающих. 3. Информационной системы для ведения реестра временно свободных жилых помещений, в том числе вновь вводимых, освобождающихся, выморочных квартир и комнат, квартир и комнат обменного фонда Санкт-Петербурга. 4. Единой информационной системы учета ордеров, выдаваемых на жилые помещения в Санкт-Петербурге, позволяющей осуществлять статистический учет ордеров и аналитическую деятельность. Указанные информационные системы могут и должны применяться и в текущей работе органов Администрации Санкт-Петербурга. Организационное обеспечение реализации процесса расселения При реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге в целях обеспечения социальных гарантий граждан в жилищной сфере Комитет по жилищной политике должен осуществлять контроль следующих видов деятельности: 1. Ведение единой городской информационной базы жителей Санкт-Петербурга, состоящих на очереди по улучшению жилищных условий «Очередники города». 2. Ведение реестра временно свободных жилых помещений, в том числе помещений обменного фонда Санкт-Петербурга. 3. Использование временно свободных жилых помещений, подлежащих использованию и заселению при проведении мероприятий по реализации Программы. 4. Ведение единой системы учета ордеров, выдаваемых на жилые помещения государственного жилищного фонда. 5. Исключение практики перевода квартир для односемейного заселения в квартиры коммунального типа, заселяемые по отдельным договорам социального найма гражданами, не находящимися в родственных отношениях, в домах нового строительства и домах, прошедших капитальный ремонт. 6. Проведение мероприятий по государственной поддержке инвесторов и риэлтерских структур, участвующих в Программе. 7. Организация публикаций и обсуждения в печати, электронных средствах массовой информации методических и правовых документов по вопросам Программы. 8. Совершенствование структуры и распределения функций организаций и учреждений, подведомственных Комитету по жилищной политике, наделение функциями координатора по реализации Программы учреждения, подведомственного Комитету по жилищной политике, или уполномоченного органа для обеспечения целенаправленной, организованной работы по реализации Программы. Финансирование реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге Финансирование процесса осуществляется за счет бюджетных средств и привлеченных средств инвесторов (юридических и физических лиц) и средств граждан, проживающих в жилищном фонде, подлежащем расселению. В основу реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге заложен принцип экономии бюджетных средств, минимизации средств инвесторов и граждан, использование имеющегося в собственности города, граждан и инвестора жилищного фонда, использование подготовленных территорий для строительства новых жилых домов (пятен застройки), имеющихся в распоряжении Администрации Санкт-Петербурга. Для финансирования процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир предусмотрено привлечение кредитов банков, средств граждан, в том числе полученных ими под залог недвижимого имущества, средств инвесторов — юридических и физических лиц, иных внебюджетных средств, а также части средств от продажи объектов недвижимости в жилищной сфере, принадлежащих Санкт-Петербургу, части средств от платных услуг, оказываемых населению на рынке недвижимости в жилищной сфере, что позволит значительно сократить привлечение для решения городских жилищных проблем вновь построенного жилья. Необходимым является создание целевых счетов, аккумулирующих внебюджетные средства для реализации мероприятий Программы. Правовое обеспечение Для реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге необходимо: 1. Принять в установленном порядке целевую программу Санкт-Петербурга «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», включающую два направления: «Расселение коммунальных квартир в домах, нуждающихся в реконструкции» и «Эффективное перераспределение жилых помещений коммунальных квартир для продвижения городской очереди». 2. Внести в действующие нормативные правовые акты Санкт-Петербурга изменения и дополнения, определяющие порядок использования жилищного фонда Санкт-Петербурга для перераспределения и формирования фонда жилых помещений, предназначенных для реализации Программы. 3. Принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, регулирующие порядок обмена жилых помещений в Санкт-Петербурге, формирования и использования обменного фонда Санкт-Петербурга. 4. Принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, определяющие порядок оказания органами исполнительной власти Санкт-Петербурга содействия гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках Программы. 5. Принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, определяющие порядок взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, государственных и негосударственных организаций, участвующих в реализации Программы. 6. Принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, регулирующие условия и порядок передачи гражданами, по их желанию, в собственность Санкт-Петербурга жилых помещений, ранее перешедших в собственность граждан в порядке приватизации. 7. Разработать типовые договоры пожизненной и постоянной ренты с гражданами, желающими передать свое жилье в собственность Санкт-Петербурга, для оказания им социальной помощи и защиты. 8. Принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, определяющие порядок предоставления заинтересованным лицам (инвесторам) единым лотом и целевым назначением домов с преобладающим количеством коммунальных квартир и аварийных домов (кварталов, микрорайонов) для расселения и реконструкции и объектов компенсации — подготовленной территории для строительства жилых домов (пятен застройки) — или в иной форме по согласованию сторон. Этапы подготовки и реализации процесса расселения и реконструкции коммунальных квартир в Санкт-Петербурге Период с 2001 по 2002 год (первый этап). Для подготовки и начала реализации Программы необходимо провести следующие мероприятия: — обобщить данные по коммунальным квартирам жилищного фонда Санкт-Петербурга и подготовить проект Программы, в котором определить потребности в жилой площади для категорий граждан, определенных как первоочередные категории в процессе расселения коммунальных квартир (Приложение 2), и форму оказания содействия процессу реализации Программы и обеспечения необходимого уровня финансирования со стороны Администрации Санкт-Петербурга; — определить мероприятия по организации структуры и системы взаимодействия учреждений, подведомственных Комитету по жилищной политике, с другими органами Администрации Санкт-Петербурга и организациями в процессе реализации Программы; — разработать и утвердить Программу в установленном порядке и подготовить нормативную правовую базу для реализации Программы; — начать процесс расселения коммунальных квартир, определив в качестве первоочередных категории граждан согласно списку, указанному в Приложении 2 к Концепции. Период с 2002 по 2011 год (второй этап). Осуществление Программы по адресно-проектному принципу, предусматривающему цикличность мероприятий. Сроки выполнения работ второго этапа подлежат уточнению в ходе реализации мероприятий первого этапа. Ожидаемые результаты 1. Поэтапный перевод квартир коммунального типа заселения в квартиры для односемейного заселения в Санкт-Петербурге. 2. Создание благоприятных условий для инвестирования в жилищную сферу с целью восстановления жилищного фонда, представляющего культурное и историческое наследие. 3. Повышение эффективности использования бюджетных средств на продвижение очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда. 4. Ускорение продвижения городской очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 5. Осуществление социальной защиты граждан при решении жилищных проблем. 6. Снижение криминогенной обстановки в бытовой сфере.

Дата: 12.11.2001
Владимир Артемьев и Вадим Симоновский
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!