|
|||||
1 стр. из 1 Инвентаризация автомобильных дорог Самарской области с целью выявления возможностей эффективного использования существующего технологического и трудового потенциала позволяет констатировать следующее… • технологии в области ремонта и содержания автодорог, позволяющие кардинально улучшить положение с эксплуатацией автодорожной сети либо отсутствуют, либо безнадежно устарели; • научно-технические разработки отечественных производителей либо не отвечают уровню поставленных задач, либо требуют значительных инвестиций и больших временных затрат на внедрение; • отсутствие системного подхода к решению стоящих проблем не позволяет добиться уровня качества, соответствующего современным требованиям потребителей – пользователей автодорог. Исходя из этого и были сформулированы основные задачи развития дорожной отрасли региона, создающие целостную концепцию работы на период до 2005 г. и перспективой до 2008 г. Важнейшими из них стали: до 2005 г. осуществить качественный скачок в развитии дорожной отрасли в сфере ремонта и содержания покрытий существующей и вводимой в строй сети автомобильных дорог. Это означает, что более 75% автодорог по завершении работ должны находиться в состоянии, соответствующем европейским эксплуатационным параметрам качества дорожных покрытий. Для реализации этой цели в отрасли начат процесс инноваций, ориентированный на передовые зарубежные технологии и накопленный мировой опыт в сфере ремонта и содержания автодорог. Основным при этом стало использование технологий по защите, сохранению и продлению сроков эксплуатации существующей сети дорог. За счет целевой модернизации существующего в отрасли потенциала перед дорожниками поставлена задача — к 2008 г. достичь европейского уровня в содержании обстановки пути. Для этого разработана программа по переориентации деятельности ДЭУ на группы работ, направленных на обустройство обстановки пути с использованием средств малой механизации, и работ по содержанию автодорог с использованием передовых отечественных и зарубежных технологий. Поставлена задача добиться существенного снижения уровня затрат на содержание и ремонт дорог в период 2005—2008 гг. В ближайшие два года запланировано добиться 100% соответствия уровня безопасности участников дорожного движения регламентируемому отечественными и зарубежными стандартами. Исходя из основных целей развития дорожной отрасли региона, в частности, путем создания мощных производственно-технических подразделений, а также учитывая передовой опыт зарубежных стран в области содержания и ремонта автодорог, было принято решение разбить регион на три сегмента: «южный», «северо-восточный» и «западный» с концентрацией производственного потенциала соответственно в трех базовых точках. Целесообразность подобной сегментации доказана с точки зрения оптимизации производственных и управленческих процессов. Разделение на сегменты позволяют не только оптимизировать транспортные издержки, но и снизить уровень затрат на транспортную составляющую. Географическое местоположение базовых точек и их полное соответствие современным требованиям позволяет планировать бесперебойность производственных процессов и полное решение проблем доставки дорожных материалов. Кроме вышеперечисленных достоинств, концентрация потенциала дорожно-строительных и эксплуатационных предприятий в непосредственной близости от проектной системы «Транспортно-дорожный каркас» позволяет оперативно решать производственные задачи как при строительстве и вводе в эксплуатацию системы, так и при последующем ее содержании. Реализация поставленных целей возможна только через полное реформирование системы управления дорогами, что, на наш взгляд, приведет к качественному улучшению состояния сети автодорог, отвечающего интересам пользователей, повышению инновационной активности и инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства. В целях сокращения сроков проведения реформ и снижения рисков принято решение использовать метод «качественного скачка», суть которого заключается в резком улучшении функционирования всей отрасли, что, тем не менее, не должно сопровождаться сколько-нибудь значительным ростом различных рисков, принимаемых на себя органами управления автомобильными дорогами и администрацией региона. Важнейшим стало использование руководством дорожного комплекса области системного подхода, позволяющего получить на основе повышения эффективности технологических процессов и эффективное использование денежных средств, и высокое качество конечного продукта. Разработан единый консолидированный проект развития отрасли с перспективой до 2008 г., который по своей сути можно разбить на два направления: реформирование системы управления и инновационное перевооружение отрасли. Реформирование системы управления Реформирование системы управления, согласно разработанной концепции, предполагается осуществлять по следующим направлениям: • Создание принципиально новой системы управления через формирование и внедрение информационной среды, соответствующей уровню решаемых дорожной отраслью задач на каждый текущий момент времени. Это неизбежно потребует отвлечения значительных финансовых ресурсов, но построенная информационная среда на базе передовых информационных технологий позволит: а) осуществлять подготовку и оценку управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности, используя инструменты моделирования на долгосрочную перспективу (сроком не менее 25 лет), с обязательным учетом не только инвестиционной нагрузки на этапе создания объекта (в данном случае дороги), но и затрат на его последующую эксплуатацию; б) сделать системную увязку инженерно-технических решений объекта с финансово-экономическими показателями развития экономики территориально-административных образований и региона в целом. • Создание системы подготовки управленческих кадров для нужд органов государственного управления дорожным хозяйством на базе передовых международных методов интенсивного обучения менеджменту, управления экономикой и финансами. • Совершенствование, а кое-где и кардинальный пересмотр, нормативно-правовой базы для обеспечения инновационных процессов. Начатая в 2001 г. работа по созданию территориально-строительных норм построена на использовании европейских стандартов, применяемых в дорожном строительстве, ремонте и содержании автодорог в странах со схожими климатическими условиями. К примеру, в настоящее время согласно Положения № 16 от 08.04.2002 г. уже разработано и утверждено в Госстрое 14 временных Территориально-элементно-сметных норм, которые обеспечивают процесс внедрения новых технологий. • Построение системы управления качеством дорожных материалов и работ. Вот уже в течение 2 лет ведется мониторинг состояния сети автодорог региона (включая дороги федерального и ведомственного значения). Собранные сведения о летнем и зимнем содержании автодорог объединены в рамках информационной системы и являются базой для принятия решений по повышению качества ремонта и содержания автодорог Самарской области. В ближайшее время планируется широкомасштабное внедрение разработанной системы управления качеством в каждом ДЭУ, которое будет наделено полномочиями супервайзера по качеству. • Структурная реформа системы управления, которая заключается в создании отраслевых управляющих компаний при обязательном участии государства с учетом федерально-административного и территориального устройства региона, уровня экономического развития, существующей инфраструктуры, географических и климатических условий. При этом предполагается наделить их следующими полномочиями: • привлекать для работы высококвалифицированных менеджеров, отечественных и иностранных экспертов с целью обобщения в этих компаниях навыков и знаний, лучшего отечественного и мирового управленческого опыта; • использовать накопленный мировой опыт в области строительства, ремонта и содержания дорог через обязательное участие подобных компаний во всемирных ассоциациях, таких как, например, РIАRС (Международная ассоциация дорожных организаций). Основной задачей отраслевых управляющих компаний должно стать профессиональное управление производственными процессами, создание системы интенсивной подготовки управленцев новой генерации для нужд государственных органов управления автомобильных дорог всех уровней посредством вовлечения их в реальную работу, формирование технической политики с учетом особенностей уровня развития промышленности, существующего технологического потенциала, развития сырьевой базы в регионе, других факторов; осуществление всестороннего контроля качества работ на основе мировых стандартов. Инновационное перевооружение отрасли Развитие структур для ремонта и содержания автомобильных дорог Самарской области осуществляется, исходя из основных направлений совершенствования дорожного хозяйства, ориентируется на достижение высоких технических, экономических и социальных результатов, отвечающих потребностям создания единой транспортной сети страны. При этом основные задачи состоят в: формировании научно-технической политики на основе экономических подходов, исходя из наибольшей эффективности технических и конструктивных решений; создании экономических механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность всех участников инвестиционного процесса во внедрении новых экономичных и долговечных материалов и конструкций; ориентации на повышение долговечности дорожных конструкций и сооружений взамен получения сиюминутной выгоды от сокращения стоимости строительных и ремонтных работ; постоянном учете региональных особенностей при проведении технической политики, при сохранении единых принципов формирования автотранспортных коммуникаций и технических требований к ним; создании условий для развития творческой инициативы инженеров-дорожников всех уровней; пересмотре основных принципов и подходов к техническому нормированию и типовому проектированию на основе экономических подходов; ориентации на интересы потребителей и учете особенностей Российской Федерации; создании эффективной системы контроля качества дорожных работ. Важнейшим фактором развития и поддержки реформ является создание частной собственности на средства производства. Процесс, на наш взгляд, должен происходить при непосредственном влиянии государства через формулирование бюджетно-технической политики на среднесрочную перспективу (в интервале четырех лет). Она должна быть нацелена на инновационное перевооружение отрасли, ориентированное на отечественные и зарубежные технологии, созданные на базе лучшего мирового опыта в части строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Технологическое перевооружение должно быть направленно на обеспечение качества конечного продукта через обязательное внедрение принципа замкнутого технологического цикла, позволяющего объединить все технологические цепочки в руках одного подрядчика или группы подрядчиков, претендующих на выполнение определенного направления дорожных работ. Реализация этого направления видится в формировании «договорных» дорожных концернов, базирующихся на вовлечении отечественных и зарубежных инвесторов с большим практическим опытом реализации капиталоемких инвестиционных проектов. Это возможно в условиях гарантированного государством благоприятного инвестиционного климата, создания экономических механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность всех участников инвестиционного процесса. Стратегия реформирования включает в себя два основополагающих этапа: • Этап создания условий для возникновения «договорных» концернов посредством проведения разумной ценовой политики, поз-воляющей обеспечить процесс реинвестирования капитала инвесторов в среднесрочной перспективе. Время реализации этого этапа от 2—4 лет с момента начала реализации. • Этап формирова-ния конкурентноспособных объединений предприятий и создание основополагающих правил функци-онирования «догово-рных» концернов на рынке дорожного стро-ительства. Государственное регулирование при этом заключается в поддержке сбалансированного, с точки зрения спроса и предложения, рынка дорожных работ в целях получения оптимального соотношения цены и качества получаемых государством услуг. Для сохранения существующей сети дорог на качественно новом уровне и обеспечения должного уровня безопасности дорожного движения необходимо наличие разработанной последовательности высокотехнологичных работ на поверхности дороги. В 2001 г. дорожниками области осуществлено объединение в одну систему современных технологий, оборудования и квалифицированного персонала по схеме «качественный материал – высокопроизводительное оборудование – современная технология – квалифицированное производство работ – независимый линейный контроль результатов». Основным результатом работы в рамках этого проекта стал тот факт, что в регионе создана, запланированная в бизнес программе, структура, имеющая реальный технический потенциал — в штатном режиме функционирует «базовая точка» в г. Кинеле, объединяющая в себе мощности по производству дорожных материалов высокого качества. Планируемые и уже созданные производственные мощности работают с учетом потребностей в дорожных ресурсах при ремонте и содержании не только региональных, но и федеральных дорог, проходящих по территории области. По отзывам иностранных экспертов, созданная в г. Кинеле модель производства и качество получаемой продукции по ряду параметров являются лучшими в Европе. Важным экономическим результатом реализации проекта является то, что он оказался инвестиционно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов (общий объем привлеченных в проект инвестиций превысил 200 млн. руб.). И сегодня, когда многое из запланированного ранее уже внедрено в дорожно-строительный комплекс Самарской области, приоритетными на период 2003—2005 гг. становятся следующие направления: • Сохранение существующего каркаса автодорог в первую очередь за счет внедрения эффективных, ресурсосберегающих технологий ремонта. • Развитие улично-дорожной сети сельских и городских населенных пунктов. • Строительство и реконструкция автомобильных дорог межрегионального значения. В частности, автомагистрали «Центральная» как составной части автотранспортного коридора «Центр-Поволжье-Урал». • Техническое и технологическое перевооружение дорожной отрасли. • Создание принципиально новой системы управления с привлечением в органы управления дорожным хозяйством региона высокопрофессиональных менеджеров. • Построение единой информационной системы, основанной на внедрении передовых информационных технологий. • Завершение формирования новой нормативно-информационной базы. Дата: 12.11.2002 А. А. Латкин, к.э.н., руководитель Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Самарской области "СтройПРОФИль" №8
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||