Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий

1 стр. из 1

Производственный аутсорсинг — передача сторонней организации целиком функции производства или части задач, связанных с производством продукции. Производственный аутсорсинг можно условно разделить на два вида: • аутсорсинг заготовок и комплектующих; • аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции. В первом случае это доля и степень готовности закупаемых узлов и комплектующих. Во втором случае речь идет о передаче «на сторону» функции транспортировки, ремонта оборудования, подготовки производства и самого производственного процесса. Компании, осуществляющие аутсорсинг заготовок, производят поиск на рынке узлов и деталей, а компании, отдающие на аутсорсинг выполнение функций, поддерживающих производственный процесс, прибегают к услугам промышленного сервиса. Как работают в мире В мире существует три основных типа компаний: • компании, которые осуществляют полный цикл (или его большую часть) разработки и производства продукта; • компании, которые занимаются преимущественно инжинирингом, а производство если и имеют, то только опытное; изготовление всех деталей заказывают по аутсорсингу; • компании, которые инжинирингом практически не занимаются, а, располагая передовым оборудованием, оказывают услуги по производству изделий по чужому инжинирингу и при необходимости под чужой торговой маркой. Производительность труда в России примерно в пять раз меньше, чем в США. Это объясняется не только отличием в технологиях, но и разным подходом к бизнесу. В частности, доля аутсорсинга на Западе существенно больше, чем в России. По данным ежегодного исследования журнала Industry Week — IW Census on Manufacturing, 3000 американских производственных компаний (44,7%) активно пользуются услугами сторонних специализированных компаний для осуществления перевозок. Также около половины компаний немного используют аутсорсинг содержания оборудования и/или самого процесса производства. Менее всего используется аутсорсинг снабжения, обслуживания складов и распределения. Во всем мире компании переходят на аутсорсинг, чтобы повысить эффективность деятельности и расширить свои возможности. Например, организация может иметь оборудование, которое необходимо для выполнения разовых операций. Промышленный сервис Компании на рынке промышленного сервиса в основном оказывают услуги по ремонту, содержанию оборудования и сдачи его в аренду. Вместе с тем, достаточно большая группа компаний занимается содержанием промышленных объектов, предоставляя услуги по уборке и переработке отходов бригад производственных рабочих, дворников и вахтеров. Чтобы понять объемы рынка, достаточно взглянуть на масштабы компаний, на нем работающих. Например, компания Wyko Industrial Services оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений, а также услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, где имеет около 200 офисов ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании составляет 150 млн. фунтов. Компания FBG Service Corporation, предоставляющая услуги дворника, вахтера, уборки помещений, уборки и переработки мусора, работает с одной из крупнейших энергетических компаний Alliant Energy, обслуживает территории 2400 объектов. Поставки заготовок Легче всего представить ситуацию взаимодействия производителя с поставщиками на конкретном примере. Машиностроительная компания JLG Industries — производитель погрузчиков, подъемников и телескопических экскаваторов, с оборотом в $1 млрд. Все материалы, стальной лист и узлы (колеса, гидравлику, двигатели и т. д.) компания JLG Industries закупает у поставщиков. Таким образом, производство заключается в самостоятельном изготовлении только корпуса машины, а уже собранные и готовые к установке на машины узлы поступают от поставщиков прямо на конвейер. Причем работа организована так, что поставщик сам определяет время и объемы поставки благодаря интегрированной системе отчетности и контроля объемов производства продукции, а также объемов запасов на складах производителя и поставщика. Как обстоят дела у нас Организация производства и рынок узлов, деталей и заготовок в России Можно выделить четыре особенности современного состояния отечественной промышленности, которые характеризуют ситуацию во многих отраслях: 1. «Натуральное хозяйство» — типичное устройство российской производственной компании. Собственный выпуск заготовок (литейный и кузнечные цеха), собственные ремонтные и транспортные цеха и т. д. 2. «Усталость производства» — истощенность производственных мощностей, низкий уровень загрузки и несоответствие требуемому качеству продукции. 3. «Ограниченные ресурсы» — требуются затраты на переоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать во что инвестировать. 4. «Надо решаться!» — какие цеха и направления бизнеса развивать, а какие нет. Необходимо определить, насколько важны для бизнеса заготовительные и вспомогательные производства. Поставки заготовок Перечислим основные аргументы «за» и «против» для перехода на аутсорсинг заготовок, которые рассматриваются отечественными производственниками. Аргументы «за»: • исключены убытки от заготовительного производства; • возможная прибыль от продаж, которую можно будет инвестировать в основной бизнес/основные цеха; • концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов на основном бизнесе; • использование существующего опыта российских компаний по продаже заготовительных и транспортных цехов; • возможность закупки заготовок за рубежом по сопоставимым ценам. Аргументы «против»: • процесс передачи «на сторону» производства заготовок может занимать много времени; • в результате перехода к аутсорсингу работа предприятия стабилизируется, однако в случае срыва поставок возможно неудовлетворительное качество или повышение цен; • покупка заготовок за рубежом требует более жесткого планирования производства и закупок на 2 месяца вперед и более, а также связано с дополнительными трудностями — знаниями языков, соблюдением таможенных правил и т. д.; • в случае принятия решения о продаже заготовительного или вспомогательного производства поиск покупателя может быть длительным. На данный момент нет оснований утверждать преобладающую силу тех или иных аргументов. Поэтому рынок находится в подвешенном состоянии. Одни компании стараются переходить на аутсорсинг («ЛОМО», Ирбитский мотозавод), другие ищут сторонние заказы для своих заготовительных цехов («Петрозаводскбуммаш»), а третьи не желают от них избавляться и сокращают мощность под потребности основного производства (Кировский завод, КАМАЗ). Критерии перехода на аутсорсинг В западной практике принято использовать следующую схему для оценки целесообразности перехода на аутсорсинг, разработанную компанией PriceWaterhouse-Coopers (см. схему). Более частные критерии перехода на аутсорсинг, используемые в российской практике 1. Невозможность обеспечить требуемое качество. Например, завод «ЛОМО», имея собственный цех печатных плат, производил на 2 поколения отставшие изделия. Было решено, что закупать необходимые детали будет проще и дешевле, чем строить полностью новый цех, устанавливать современное оборудование и собственно осуществлять управление. 2. Снижение затрат. На Ирбитском мотоциклетном заводе было проведено сокращение цеха по пошиву обивки сидений мотоциклов. На рынке такие изделия закупать дешевле, чем производить самостоятельно. 3. Высвобождение дефицитного оборудования и высококвалифицированной рабочей силы. Высвобождение уникального оборудования, занятого изготовлением стандартных изделий. 4. Уменьшение объемов работы отдела снабжения за счет сокращения номенклатуры закупаемых деталей вследствие приобретения собранных в узлы изделий. Критерии отказа от аутсорсинга 1. Отсутствие надежных поставщиков. 2. Потенциальная монополия со стороны возможного поставщика. Препятствия по приобретению таких заготовок на других предприятиях. Например, большие габариты — высокие транспортные расходы. 3. Снижение оперативности. Существенное увеличение сроков изготовления «на стороне», неприемлемое для обеспечения процесса производства. 4. Увеличение затрат. Себестоимость изготовления непосредственно на производстве меньше, чем цена предложенная на рынке. В завершение хотелось бы отметить, что рынок промышленных заготовок, деталей и узлов, а также промышленного сервиса находится в точке перегиба, когда многие определяются с тем: стоит ли содержать самостоятельно заготовительные и вспомогательные цеха или отказаться от них и, возможно, выгодно продать. При этом можно больше сконцентрироваться на основной деятельности и приобрести дополнительные конкурентные преимущества. С другой стороны формируются специализированные компании, оказывающие эти услуги. В течение 5—10 лет рынок должен сформироваться. Возможно, самые сливки удастся собрать тем, кто первым определится со своей позицией. Примечания: 1. Критерии определения стратегической позиции компании по отдельному виду операции являются уникальными для каждой организации и подвержены субъективному восприятию менеджеров. 2. «Реорганизовать» — возможно в краткосрочном периоде отдать на аутсорсинг, но в долгосрочном периоде должно быть возвращено под контроль компании. 3. ? (Необходимо обсуждать) — много возможных решений: продажа, расширение и предоставление услуг другим организациям; аутсорсинг, расширение профиля и создание стратегического конкурентного преимущества.

Дата: 12.11.2002
И. C. Шелухин, ИКФ «АЛЬТ»
"СтройПРОФИль" №8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!