Экологию узаконили

1 стр. из 1

Одна из главных причин принятия экологического законопроекта — вступление в силу в январе 2002 г. нового федерального закона «Об охране окружающей среды», наделяющего субъекты Российской Федерации гораздо более широкими полномочиями в сфере экологии. Основная цель нового городского экологического законопроекта, подготовленного с учетом федерального закона, — повысить качество жизни петербуржцев, перейти от ликвидации последствий загрязнений к их предупреждению. Основные направления природоохранной политики разработаны с учетом предложений отраслевых и территориальных органов городской администрации, депутатов Законодательного собрания, надзорных органов, научных и общественных организаций. Строится главный коллектор и очистные сооружения В последние годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, способствующая улучшению экологической ситуации в городе. Введен в эксплуатацию первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации мощностью 250 т смешанного осадка в сутки, благодаря чему практически прекращен вывоз осадков сточных вод на Южный полигон. Активно ведутся работы по созданию предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в пос. Красный Бор, строительству главного коллектора северной части города, строительству Юго-Западных очистных сооружений и подводящего к ним коллектора. Продолжаются работы по очистке рек и каналов в центре Санкт-Петербурга, укреплена материально-техническая база служб, обеспечивающих обслуживание водоемов и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях города. Реализуются природоохранные программы: «Чистый город», «Радиация», «Демеркуризация», «Диоксины», «Радон» и другие. Созданы сеть автоматизированного контроля радиационной обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (АСКРО) и автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха; организована система сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп с объектов социальной сферы. С 2000 г. в городе действует информационный центр по работе с населением и общественными организациями. В 2001 г. создана дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Ведется большая работа по экологическому образованию и просвещению. Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов, нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкого падения массы выбросов от промышленных предприятий не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности, не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. Вместо законов — нормативно-правовые акты Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. Законы Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности отсутствуют. Правовое регулирование на территории города осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В период 1991—2001 гг. администрацией Санкт-Петербурга было принято 107 нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, из них 82 акта в последние шесть лет. В связи с отсутствием необходимой законодательной базы представляется приоритетным законотворческое направление в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Актуальными направлениями в области развития экологического права также являются: l создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Санкт-Петербурга, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь — Ленинградской обл.; l анализ и обновление морально устаревшей нормативно-методической базы с целью адекватного возмещения затрат на ликвидацию последствий техногенных и антропогенных воздействий с разработкой и внедрением системы превентивных мер по предупреждению экологических правонарушений путем ужесточения экономической ответственности правонарушителей. В перспективе необходима оптимизация нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности с учетом норм международного права и региональной специфики Санкт-Петербурга. Новые законодательства В ближайшие годы представляется необходимым разработать и представить в Законодательное собрание Санкт-Петербурга следующие проекты законов Санкт-Петербурга: l «Соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга»; l «Об особенностях охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге с использованием технологических нормативов»; l «О внесении изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»; l «О введении санкций за невыполнение природоохранных мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса»; l «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям»; l «О защите зеленых насаждений»; l «Об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга»; l «Об участии общественности в принятии решений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности»; l «Об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории Санкт-Петербурга». подчинение Градостроительной политики экологической безопасности Удачное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат привели к бурному росту строительной индустрии Санкт-Петербурга. Очевидно, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация зданий, строений и сооружений оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Поэтому основной целью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области градостроительства является разработка Комплексной схемы мероприятий по охране окружающей среды Санкт-Петербурга. Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2002—2004 гг. будут выдерживаться приоритеты в осуществлении таких наиболее важных для города проектов и программ федерального значения, как «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», «Строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга», «Строительство моста через реку Неву», «Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений», «Строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции Автово» и др. Развернулись работы по строительству в грузовом районе порта специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений мощностью 5 млн. т в год. Нефтяной терминал может увеличить объем перегрузки нефти до 15 млн. т в год. В настоящее время развитие Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской обл. на период до 2005 г., одобренного постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1987 № 1387. Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга до 31.12.2003 должен быть разработан новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга. Ключевой задачей Генерального плана должна быть его увязка с ориентирами экологической безопасности Санкт-Петербурга — это является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Градостроительная политика должна быть «подчинена» приоритетным принципам обеспечения экологической безопасности. Комфортность условий проживания горожан в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, в большой степени зависит от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно на озелененные территории. В связи с этим актуально освоение новых окраинных районов, разуплотнение городской застройки в центре города с уменьшением нагрузки на озелененные территории. Сохранение эколого-градостроительного равновесия становится ключевой проблемой, что возможно только при активной «экологизации» градо-строительной политики. Совершенствование эколого-градо-строительной деятельности требует упорядочения процесса государственной экологической экспертизы, в том числе корректировки нормативно-правовой базы для формирования заключений природоохранных органов, а также защиты экологических прав граждан при принятии и реализации градостроительных решений на территории города. Первоочередными мерами для обеспечения экологической безопасности градостроительным методами является: l разработка Комплексной схемы охраны окружающей среды Санкт-Петербурга; l перебазирование, реформирование, ликвидация экологически опасных предприятий и организаций, расположенных в городе, и реабилитация освобождаемых территорий, в том числе путем озеленения; l завершение строительства Кольцевой автомобильной дороги; l строительство западного скоростного диаметра; l завершение строительства комплекса защитных сооружений; l строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей-стоянок для освобождения от автотранспорта дворовых пространств; l разработка режима хозяйственной и другой деятельности в водоохранных зонах, закрепление границ водоохранных зон на местности; l создание снежных свалок, обеспеченных современными методами очистки; l экологизация жилищно-коммунального сектора городского хозяйства. Подземные переходы и скоростные магистрали Существующий режим движения автотранспорта в Санкт-Петербурге обусловливает увеличение выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами автомобилей. Рост интенсивности движения автомобильного транспорта на основных магистралях города создает также повышенный уровень шумового загрязнения окружающей среды. Малое количество подземных переходов и большое количество перекрестков, вызывающих скопление машин, работающих на холостом ходу, приводит к резкому увеличению загрязнения воздуха. Автомобиль, работающий на холостом ходу, а также в момент разогрева двигателя, является источником повышенного загрязнения воздуха из-за нестабильности режима работы двигателя. Планировка города, особенно это касается старой застройки, затрудняет воздушную циркуляцию и способствует увеличению загазованности улиц. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры и совершенствование организации движения на территории города является одним из направлений борьбы за качество атмосферного воздуха. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и совершенствованию организации движения автотранспорта в интересах охраны атмосферного воздуха включают: l разработку схемы развития систем и отдельных видов транспорта (схема комплексного развития транспорта Санкт-Петербурга, схема дорожно-мостового строительства и др.) с обобщением и использованием основных решений для повышения экологической безопасности; l разработку Программы по выводу, ликвидации объектов в центре города, связанных с привлечением грузового транспорта; l строительство cкоростных магистралей, в том числе: — Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга; — Западного скоростного диаметра; — Центральнодуговой магистрали. l проектирование и строительство новых мостовых и туннельных связей через реку Нева и ее притоки; l проектирование, строительство и реконструкцию подземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок; l разработку и проведение оперативных работ по совершенствованию организации уличного движения и повышению пропускной способности на перекрестках; l внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением на территории города. Канализация — залог экологического здоровья Среди ряда необходимых мероприятий, направленных на стабилизацию и оздоровление экологической обстановки на водных объектах, главнейшими являются переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. В восточной части Финского залива, на реке Нева и внутренних водотоках и водоемах города необходимо проведение природоохранных мероприятий по следующим направлениям: l развитие системы канализации города; l очистка акватории и водоохранных зон; l оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения рек и водоемов на территории Санкт-Петербурга; l охрана и использование подземных вод; l содействие внедрению на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий, а также сооружений по очистке сточных вод. Основную внешнюю нагрузку на Балтийское море дает Санкт-Петербург. До 1977 г. все сточные воды Санкт-Петербурга сбрасывались в водные артерии города и Финский залив без очистки, в связи с чем возникла и с каждым годом обострялась опасность экологической катастрофы, которая затронула бы не только Северо-Западный регион России, но и страны Балтийского моря. Во исполнение Хельсинской конвенции и постановления Совета Министров СССР от 16 июня 1976 г. для Ленинграда была разработана программа прекращения сброса неочищенных сточных вод в реку Нева и Финский залив. Распоряжением Совета Министров СССР от 4 августа 1987 г. был определен комплекс мер по обеспечению 100% очистки стоков Санкт-Петербурга. Развитие водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Генеральной схемой канализации Санкт-Петербурга и его пригородов. Долгосрочная программа была разбита на три приоритетных направления — краткосрочная 1997—1999 гг., среднесрочная 2000—2005 гг. и долгосрочная 2006—2015 гг. За последнее десятилетие, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществлен ряд значительных мероприятий по реализации программы, среди которых необходимо отметить следующие: l в 1994 г. проектная производительность Северной станции аэрации достигла 1250 тыс. куб. м в сутки, однако из-за незаконченности строительства 1-й нитки главного коллектора северной части города фактическая производительность станции составляет в среднем 600—650 тыс. куб. м очищаемых стоков в сутки; l начиная с 1991 г. и по настоящее время для улучшения качества очищенных сточных вод ведется планомерная работа по замене аэрационной системы аэротенков на мелкопузырчатую аэрацию, под эту систему реконструированы аэротенки Центральной и Красносельской станций аэрации, очистных сооружений городов Колпино, Пушкина, поселков Металлострой и Понтонный, частично реконструированы аэротенки Северной станции аэрации и города Кронштадта; l в 1999 г. произведена реконструкция одного аэротенка Северной станции аэрации с глубоким удалением биогенных элементов биологическим путем по финской технологии; l за период с 1992 г. по 2000 гг. велись работы по переключению «прямых» выпусков; за этот период переключено 28 выпусков с общим расходом около 31 млн. куб. м стоков в год; l летом 1999 г. введен в эксплуатацию коллектор Петроградской стороны, при этом на Северную станцию аэрации переключено 4 «прямых» выпуска с общим расходом около 10 млн. куб. м стоков в год; l начиная с 1995 по 1997 гг. ежегодно ремонтировалось в среднем по 25,5 км канализационных сетей, в 1998 г. — 36 км, в 1999 г. — 16,6 км, в 2000 г. — 19,5 км. Внедрение программ защиты окружающей среды региона Балтийского моря, особенно в регионе Финского залива, должно быть ускорено. Особое внимание должно быть уделено развитию в Санкт-Петербурге эффективной системы водоснабжения и канализации. Основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы, следующие: l завершить строительство Юго-Западных очистных сооружений на производительностью 330 тыс. куб. м в сутки, что позволит обеспечить очистку почти 90% всех сточных вод Санкт-Петербурга и сократить годовой сброс в Финский залив загрязнений по ВПК на 33 тыс. т, по общему фосфору — на 820 т, по общему азоту — на 4250 т., одновременно на 50—70% снизится поступление в бассейн Балтийского моря других загрязнений, кроме того, в городе появится возможность строительства новых жилых домов и общественных зданий; l завершить строительство главного коллектора-дюкера северной части города, что позволит направить все стоки северной части города на ССА, довести производительность ССА до проектной (1250 тыс. куб. м сточных вод в сутки) и разгрузить бассейн канализования ЦСА; l продолжить работу по переключению «прямых» выпусков на очистные сооружения, что позволит довести очистку сточных вод города до 100%; l завершить строительство коллектора-дублера к Центральной станции аэрации, тем самым увеличить надежность работы станции; l осуществить корректировку Генеральной схемы водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга и его пригородов в соответствии с Генеральной схемой развития города на период до 2015 г. Достигнув этих целей, Санкт-Петербург обеспечит экологическую безопасность Финского залива и частичное выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №11
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!