В. И. ЯКУНИН: "РАЗВИТИЕ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ"

1 стр. из 1

В конце беседы сотрудники редакции вручили В. И. Якунину последние номера журнала "Федеральный строительный рынок". Фото: О. Бочкарева - Владимир Иванович, какова цель Вашей поездки в Ленинградскую область? - Поездка началась с облета крупнейших портов, расположенных в Ленинградской обл. и Петербурге. Задача - оценить объемы необходимых работ для обеспечения грузопотоков, тяготеющих к региону. В Усть-Луге было проведено рабочее совещание, касающееся наших обязательств по обеспечению подъездов. Мы договорились о скорейшем согласовании схемы железнодорожного обеспечения с тем, чтобы до конца года приступить к регулярной отгрузке каменного угля на экспорт. Пока нам не удалось "замкнуть" в кольцо внутрипортовые железнодорожные пути, по которым вагоны подаются на разгрузку, а затем выводятся порожняком. Эта проблема должна быть решена - реализуя столь серьезный и масштабный проект, как Усть-Луга, нельзя экономить на технологии. Также наша задача - провести усиление подходов путей к порту. Также мы оценили проблемы, связанные со строительством порта "Высоцк", которое активно ведет компания "Лукойл", и перспективы развития нефтеналивного порта "Приморск". В совещании приняли участие специалисты Минтранса РФ и администрации Ленобласти. Хочу особо подчеркнуть, что наконец появилось нормативное обеспечение координации различных транспортных ведомств - никакие проекты по развитию транспортных систем не могут осуществляться без координации с коллегами. Таким образом, если создается ТЭО строительства порта, имеющего железнодорожные подъезды, то Минтранс обязан согласовать эти планы с нами. Также речь шла о необходимости увязать проблемы грузовых перевозок с созданием скоростного (до 200 км/ч.) сообщения Хельсинки - Санкт-Петербург и далее с Москвой. Это ставит перед нами задачу усиления путей и последующее разведение грузовых потоков и пассажирского движения. - Каковы приоритетные направления по взаимодействию с нефтяниками региона? - В Приморске была рассмотрена генеральная схема развития порта и железнодорожных подходов. Мы должны рассчитывать на объемы порядка 40 млн. т нефтепродуктов в год. Однако необходимо учитывать намерения компаний "Транснефтепродукт" развивать объемы экспорта и мощности по перевалке. Называть более значительные объемы нецелесообразно, так как соответствующие решения должны быть приняты Правительством. Пока же нам необходимо активизировать работы по реконструкции верхней дороги Мга - Приозерск - Выборг, нижней дороги Санкт-Петербург - Хельсинки, причем с привлечением к этим работам компаний, которые будут работать в портах. Между МПС и "Лукойлом" подписано соглашение о создании терминала по перевалке нефтепродуктов в районе Высоцка. В ходе переговоров с менеджерами "Лукойла" мы согласовали планы по развитию инфраструктуры для перевалки порядка 3,5 млн. т темных нефтепродуктов. Октябрьской железной дорогой согласовано ТЭО, в котором определено, какие работы требуются для усиления подъездных путей. Должен сказать, что с доставкой 3,5 млн.т грузов мы благополучно справимся. Однако в настоящее время готовится ТЭО следующей очереди этого объекта, мощностью 5 млн. т. Для перевалки таких объемов потребуется дополнительное усиление подъездов - возможно, строительство новой станции "Высоцк 2". Конечная стоимость работ, в том числе затраты МПС, будет определена после разработки ТЭО. Эти расходы в значительной степени должен на себя взять инвестор проекта - "Лукойл". Что касается угля, то через действующий порт "Высоцк" предполагается ежегодная отгрузка порядка 2,5 млн. т. Порт Усть-Луга до 2005 г., по сдержанным оценкам, выйдет на уровень до 8 млн. т угля. Если оценивать общие объемы угля, которые станут поступать в порты к 2005 г., вероятно число 10-12 млн. т, хотя грузовладельцы заявляют более значительные объемы. В ходе недавней поездки в Сибирь я встречался с Аманом Тулеевым и полпредом Президента в Сибирском федеральном округе. Тулеев поддерживает инициативу развития Усть-Луги и оказывает большую помощь в урегулировании противоречий в вопросе собственности порта (в состав акционеров вошли "Кузбассразрезуголь" и шахта "Соколовская"). Известно, какую потребность испытывают угольщики в развитии мощностей по перевалке, и неудивительно, что Усть-Луга рассматривается как желанный и перспективный порт. При этом Минтранс и владельцы грузов сходятся в позиции, что уголь должен выводиться из угольных мощностей Петербурга, которым нужно сконцентрироваться на дорогостоящих грузах, в первую очередь - контейнерах. - Реальна ли для железной дороги конкуренция с трубопроводным транспортом в части, касающейся транспортировки жидких углеводородов? - Перевалку темных нефтепродуктов предполагается осуществлять только железнодорожным транспортом. Что касается светлых нефтепродуктов, то для них может использоваться и трубопроводный, и железнодорожный транспорт. - Развитие экономики каких регионов отразится на развитии грузопотока Северо-Запада? - Мы не должны рассматривать проблемы Санкт-Петербургского транспортного узла в отрыве от проблем, которые решаются нашими коллегами на других железных дорогах. Грузы, перевалка которых осуществляется здесь, зарождаются в Сибири, на Урале, в Кузбассе. Также развитие транзитного потенциала региона связано, во-первых, с действием транспортного коридора Север - Юг и с соединением Транскорейской и Транссибирской магистралей. Тот и другой грузопотоки неизбежно придут в Ленобласть. Если говорить о Транскорейской, то мы рассчитываем на контейнерные грузы. По оценке экспертов, можно ожидать дополнительного объема - порядка 200 тыс. контейнеров (в двадцатифутовом исчислении). Отдаленная и оптимистическая перспектива - до 1 млн. контейнеров, но до этого далеко, потому что требуется выполнить огромные объемы работ на наших дорогах. Для развития коридора "Север-Юг" требуется усиление и железных дорог, и портовой инфраструктуры. Один из важнейших объектов - порт "Оля", который присутствует в инвестиционной программе МПС. Сложностей с организацией грузопотоков на этом направлении меньше, но меньше и ожидаемых объемов перевозок. В регион придут и контейнерные, и традиционные грузы. - Груз, который очень хотелось бы увидеть в числе традиционных - российская пшеница. Каково положение с транспортной инфраструктурой, обеспечивающей экспорт зерновых? - Эта тема поднималась в беседе В. В. Путина с Г. М. Фадеевым, и вы должны отметить, что МПС очень быстро отреагировало на ситуацию, сложившуюся на рынке зерна, обеспечило подвижным составом, выступило инициатором сокращения тарифов, согласовав с ФЭК двадцатипроцентные тарифные ставки на перевозку зерна, быстро вошло в контакт с зерновиками. В рамках программы "2К" достигнута договоренность о перевалке 1200 тыс. т зерна. Ведутся активные переговоры с Украиной. Некоторые нестыковки произошли, правда, с эстонскими железными дорогами, которые оказались временно не готовы принять порядка 800 вагонов пшеницы из Казахстана. - Каковы основные работы по развитию линейной части Октябрьской железной дороги? - 18 числа будет завершена работа по реконструкции Обуховского "узелка". Заканчиваем развязку в Автово, пропускная способность узла увеличены на 75 %. Создается развязка Выра, которая позволит увеличить трафик грузовых поездов и завернуть часть поездов с Московского вокзала на Ладожский. Другие направления: электрификация дорог, расширение телекоммуникационных систем. На очереди и создание логистического центра МПС.

Дата: 12.11.2002
Материал подготовили О. БОЧКАРЕВА, А. КОМОЛЬЦЕВ
"Федеральный строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!