|
|||||
1 стр. из 1 НК "ЮКОС" является одной из первых российских промышленных компаний, перешедших от постановки краткосрочных задач к долгосрочному планированию. 23 сентября 2000 г. в Красноярске состоялось расширенное заседание правления, посвященное разработке стратегии развития на ближайшие пять лет. НЕФТЕПРОВОДЫ По части экспорта нефти одним из наиболее перспективных в настоящее время считается юго-западное направление: российская нефть транспортируется до портов Черного моря, затем перевозится на юг Европы танкерами. Однако одного этого пути очень скоро станет недостаточно - по прогнозам, к 2015 г. экспорт из черноморских портов возрастет до 110 млн.т, тем временем пропускная способность пролива Босфор может быть увеличена не более чем до 90 млн.т. Для развития направлений экспорта, альтернативных отгрузкам через Черное море, "ЮКОС" приступил к реализации реконструкции нефтепровода "Адрия", позволяющего поставлять российскую нефть напрямую в Адриатическое море. Работы "ЮКОС" ведет по соглашению с хорватской нефтетранспортной компанией JANAF. Реализация проекта позволит соединить хорватское направление нефтепровода "Дружба" (ведущего нефть из России через Белоруссию, Украину и Венгрию на НПЗ в хорватском городе Сисак) и "Адрию", связывающую Сисак с портом "Омишаль". Собственно, главная проблема состоит в том, что "Адрия" работает в ином направлении: не с востока на запад, как "Дружба", а, наоборот, с запада на восток. Чтобы вывести российскую нефть в Адриатическое море, "ЮКОС" повернет нефтяные реки вспять. Ряд месторождений "ЮКОС", которые разрабатываются или готовятся к разработке, расположены в Восточной Сибири, и строительство нефтепровода в Китай является одним из самых масштабных проектов компании на ближайшую пятилетку (мощностью 30 млн. т в год и стоимостью $1,7 млрд). "ЮКОС" плодотворно сотрудничает с КНР с 1999 г., когда в поднебесную была отправлена пробная партия нефти - 12 тыс. т. Сейчас объем поставок нефти на Восток составляет 1,5 млн. т в год. В отсутствие нефтепровода российскую нефть восточному соседу приходится везти по железной дороге. Это создает некоторые неудобства: из-за разницы в ширине колеи на железных дорогах двух стран приходится менять тележки под российскими цистернами с нефтью. Трубопровод же позволит в 10-15 раз увеличить объемы поставок и значительно сэкономит транспортные расходы. В том же 1999 г. в рамках IV регулярной встречи глав правительств России и Китая, прошедшей в Москве, был подписан пакет соглашений о сотрудничестве двух стран в области энергетики. Среди них было и соглашение между "ЮКОС", ОАО "Транснефть" и Китайской национальной нефтегазовой компанией о разработке технико-экономических расчетов (ТЭР) проекта строительства нефтепровода Россия-Китай. В январе 2000 г. результаты ТЭР подтвердили эффективность проекта. А в сентябре 2001 г. в рамках визита в Россию премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи было подписано генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Правительством России "ЮКОС" назначен координатором поставок отечественной нефти в Китай. Компании было поручено вести переговоры с китайской стороной о формуле цены на поставляемую нефть и маршруте нефтепровода. С 19 по 24 июня 2002 г. в Самаре прошло заседание российско-китайского руководящего комитета по строительству нефтепровода Россия - Китай, на котором китайская и российская стороны внесли последние коррективы в инвестиционное обоснование проекта и вплотную подошли к началу следующего этапа - подготовительным работам к строительству трубопровода. Участники заседания назвали конкретные сроки начала практического воплощения проекта: строительство развернется уже в середине следующего года. Компания "ЮКОС" становится стратегическим поставщиком нефти для Китая. Между Россией и Китаем подписано генеральное Соглашение о разработке ТЭО строительства нефтепровода, который позволит уже в 2005 г. экспортировать 20 млн. т, а в 2010 г. - 30 млн. т нефти. В соответствии с подписанным Соглашением на сегодняшний день практически завершен первый этап разработки ТЭО - "Обоснование инвестиций в строительство нефетепровода Россия-Китай", в рамках которого на основании Технического задания разработан раздел "Оценка воздействия строительства и эксплуатации нефтепровода на окружающую среду". В соответствии с соглашением, НК "ЮКОС" будет обеспечивать не менее 50% поставок нефти по нефтепроводу. Если же другие российские нефтяные компании не проявят интереса к китайскому рынку, то компания целиком заполнит трубопровод своей нефтью. Китай очень заинтересован в выгодном импорте нефти, поскольку его энергозатраты растут год от года. Если в 1994 г. Китай импортировал 4 млн. т нефти, то в 1999 г. - уже 35 млн. т. По прогнозам Госплана КНР, к 2005 г. импорт возрастет до 75 млн. т. Из российской нефти 20 млн. т, а в 2010 г. - 30 млн. т. Всего же в 2010 г., по прогнозам экспертов, Китаю понадобится 320 млн. т. Справиться с китайским заказом НК "ЮКОС" вполне по силам: она располагает внушительной ресурсной базой в Томской области и Красноярском крае. Центральная и Восточная Сибирь вообще богата нефтяными запасами. По оценкам экспертов, они сопоставимы со всеми разведанными на данный момент запасами Западной Сибири и Европейской части России. Однако их разработка невыгодна, поскольку экспорт в западные страны потерял бы всякий смысл из-за стоимости транспортировки, а внутренний рынок и без того не испытывает недостатка нефти. Так что постройка нефтепровода в Китай выгодна для России не только с точки зрения увеличения экспорта, но и с точки зрения использования новых ресурсов. Эксплуатация нефтепровода принесет значительный социально-экономический эффект как для России в целом, так и для регионов, по территории которых проходит маршрут нефтепровода. Нефтепровод в Восточной Сибири - это прежде всего рабочие места и высокие зарплаты для местного населения. Значительный объем заказов на строительно-монтажные, железнодорожные, энергетические, лесовосстановительные работы будет размещаться среди местных предприятий. В строительстве нефтепровода будет участвовать около 3000 местных строителей, а общая численность местного обслуживающего персонала в период эксплуатации нефтепровода составит около 1700 человек в год. Нефтепровод - это и доходы в региональные и местные бюджеты регионов. Для Иркутской области они составят 85 млн. долларов, для Республики Бурятия - 320 млн. долл., для Читинской области - 427,5 млн. долларов. По предварительным оценкам, рост товарооборота в районах прохождения трассы в ходе строительства нефтепровода составит более 40 млн. рублей. Наконец, и это самое главное, нефтепровод повысит интерес инвесторов к работе в регионе, в первую очередь - к развитию нефтяных месторождений Восточной Сибири в связи с появлением перспективного направления экспорта нефти. В случае, если трасса трубопровода пройдет по сельскохозяйственным и другим угодьям, их владельцам полагается выплата соответствующей компенсации. Вопрос о компенсации решается в рамках землеотводных дел, в которых представлен перечень землепользователей и определены размеры убытков (в том числе упущенная выгода) и потерь сельскохозяйственного производства. За причиненный ущерб хозяйства получат компенсации и средства на восстановление культурного слоя земли, а лесхозы - за вырубленный лес. Как показывает практика, строительства трубопровода и сумма компенсаций в несколько раз превышают стоимость реального ущерба. Так что хозяйства, по территории которых пройдет нефтепровод, не только не лишатся сырьевой базы, а наоборот, смогут расширить свое производство за счет компенсационных средств. ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ Реализацией проекта преобразования "ЮКОС" в нефте-газовую энергетическую компанию также стало введение в строй в июне 2002 г. Лугинецкой газокомпрессорной станции для утилизации попутного нефтяного газа, добываемого компанией на территории Томской области. Мощность станции - 1,5 млрд. куб. м газа в год. Полученный "ЮКОС" газ поступает в Единую газотранспортную систему России. Его потребителями станут промышленные предприятия и электростанции, использующие его в качестве топлива, а также население городов и поселков Западной Сибири и Алтая. Это событие - первый шаг в реализации еще одного стратегического проекта "ЮКОС", стремящегося стать нефте-газовой энергетической компанией современного типа. "Открытие Лугинецкой ГКС является важным шагом в развитии собственного газового бизнеса, предусмотренного стратегией ком- пании, - заявил президент "ЮКОС ЭП" Юрий Бейлин. - Новая современная газокомпрессорная станция позволит, следуя самым жестким экологическим требованиям, увеличить добычу нефти на месторождениях с высоким газовым фактором на территории Томской области и получить значительные объемы товарного газа, являющегося сырьем, в том числе для томской электроэнергетики". Находится ГКС в поселке Лугинецкое Томской области, в 400 км южнее г. Стрежевой. Ее строительство было начато в 1997 г., однако в связи с существовавшими тогда ограничениями по доступу в магистральные газопроводы "ЮКОС" принял решение приостановить строительство станции. В 2000 г. была утверждена новая стратегия, предусматривающая, в частности, значительное увеличение добычи нефти в течение ближайших пяти лет. В целях повышения уровня добычи нефти на территории Томской области приняты решения о более активной разработке месторождений с высоким газовым фактором, завершении строительства и пуске Лугинецкой станции. В 2002 г. НК "ЮКОС" достиг договоренностей с РАО "Газпром" о сдаче добываемого ею газа в магистральные газопроводы Единой газотранспортной системы России. При строительстве станции применялись самые современные зарубежные технологии и оборудование, в основном американских и английских компаний. В частности, поставщиком основных газовых компрессоров была компания Rolls-Royce. На первом этапе сырьем для ГКС стал попутный нефтяной газ, а также природный газ газовой шапки с Лугинецкого нефтегазоконденсатного месторождения. В дальнейшем на ГКС будет утилизироваться попутный газ с Гураринского, Южно-Тамбаевского, Останинского и других прилегающих месторождений, а также нефтегазовых месторождений Южно-Пудинского и Северо-Пудинского участков Томской области. Проектная мощность станции - 4,285 млн. куб. м. газа в сутки. Потребителями лугинецкого газа станут промышленные предприятия и электростанции, использующие его в качестве топлива, а также население городов и поселков Западной Сибири и Алтая, подключенных к Единой газотранспортной системе. Сейчас извлекаемые запасы нефти на Лугинецком месторождении составляют 21,8 млн. тонн, извлекаемые запасы газа - 72,6 млрд. куб. м, извлекаемые запасы газового конденсата - 7,8 млн. т. Ввод в эксплуатацию ГКС позволит получить за период действия лицензии на разработку месторождения (до 2014 г.) более 17 млн. т нефти и свыше 8 млрд. куб м сухого товарного газа. Эксплуатация газокомпрессорной станции обеспечит создание не менее 250 дополнительных рабочих мест для обслуживания станции и обустройства месторождения. Кроме того, ввод в эксплуатацию Лугинецкой газокомпрессорной станции является значительным вкладом НК "ЮКОС" в защиту окружающей среды удивительного по красоте региона Западной Сибири, уже несколько сотен лет носящего название "Васюганье". Утилизация попутного нефтяного газа на Лугинецкой ГКС позволит предотвратить выбросы около 120 тыс. т в год продуктов сжигания в атмосферу, в том числе 85 тыс. тонн диоксида углерода, относимого к категории парниковых газов. К 2005 г. "ЮКОС" планирует добывать 15 млрд. куб. м газа в год. Этот газ будет утилизирован в электроэнергию, использующуюся для энергообеспечения предприятий компании. К этому времени производство электроэнергии должно достичь 13 млрд. КВт/час. Таким образом, одной из важнейших стратегических задач на ближайшие пять лет является превращение НК "ЮКОС" в полноценную энергетическую компанию. По материалам компании "ЮКОС" Соединение нефтепроводов "Адрия" и "Дружба" позволит транспортировать нефть на побережье Адриатического моря без промежуточной перевалки, резко увеличивающей стоимость экспорта. На первом этапе пропускную способность нефтепровода в направлении порта предполагается довести до 5 млн. т в год, а впоследствии - до 15 млн. т. В этот проект компания инвестировала $20 млн. Для его реализации создано специальное подразделение - "ЮКОС-Адрия" с штаб-квар- тирой в Загребе. Усилия вполне оправданны: порт "Омишаль" - глубоководный. Это позволит работать с танкерами, способными перевозить до 350 тыс. т нефти. А возможность использования большегрузных танкеров де- лает высокорентабельными рейсы даже на такие направления, как Северная Америка. Протяженность будущего нефтепровода составит 2247 км, в том числе по России - 1452 км, по Китаю - 795 км. Проект предусматривает строительство нефтепровода по маршруту Ангарск - Забайкальск - Дацин. Общая протяженность нефтепровода составляет 2247 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, республику Бурятия, а также Читинскую область. Протяженность российской части нефтепровода составляет 1452 км, китайской - 795 км. 18 июня 2002 г. НК "ЮКОС" ввела в эксплуатацию Лугинецкую газокомпрессорную станцию для утилизации попутного нефтяного газа, добываемого компанией на территории Томской области. Стоимость Лугинецкой газокомпрессорной станции мощностью 1,5 млрд. куб. м в год составила $200 млн. Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" №5
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||