|
|||||
1 стр. из 1 Шельф - почти нетронутая кладовая российских углеводородных ресурсов - "САХАЛИН-2" - один из наиболее масштабных на сегодняшний день нефтегазовых проектов России. Разработку его осуществляет компания "Сахалин Энерджи". Она была создана восемь лет назад специально для реализации данного проекта. В число акционеров "Сахалин Энерджи" входят такие известные во всем мире фирмы, как "Шелл", "Мицуи" и "Мицубиси". Проект предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Первое богато нефтью, второе - газом и конденсатом. Обе точки расположены на континентальном шельфе в Охотском море, приблизительно в 15 км от Северо-Восточного побережья Сахалина. В моем понимании, проект делится на три блока. Первый блок - строительство морских платформ. Второй - это трубопроводы. И третий блок - вся береговая инфраструктура: строительство мостов, развязок, завода по сжиженному газу и проч. Всего в рамках проекта "Сахалин-2" должно быть построено порядка 15 морских платформ. Вес каждой - по крайней мере, в металлопрокате - от 80 до 90 тыс. т. Впрочем, возможно, что "сахалинские" сооружения будут несколько легче, поскольку принято решение строить платформы из стали и железобетона. По-видимому, последние представляются заказчику более эффективными с позиции экономики. Тем не менее, даже с уменьшенной долей металлопроката вес платформы будет составлять 50-60 тыс. т. Теперь, что касается тендера, который мы выиграли. Это тендер на поставку 22 тыс. т стали для сооружения первых двух платформ - нижней их части. Конкурс проводила компания "Сахалин Энерджи". Все технические параметры конкурсного металлопроката были предварительно с нею согласованы. 6-7 сентября представитель компании-заказчика встречался в Колпине с Д. Ю. Горошковым. Утверждались все возможные варианты поставок металлопроката. Также во время этой встречи стороны коснулись условий контракта. Тендер проходил в системе электронных торгов на площадке компании "Шелл". Сразу скажу, что для нас это первый успешный опыт в такого рода состязании. В конкурсе были заявлены три участника: мы, Германия и Япония. Каждому был присвоен свой номер. В процессе торгов мы давали свои предложения по ценам и, в конце концов, оказались в лидерах. На мой взгляд, наше предложение было наиболее эффективным, поэтому компания констатировала, что данный тендер выиграла "Северсталь". В настоящее время идет работа по подписанию контракта. Думаю, что он будет подписан. Поставки металлопроката начнутся с февраля будущего года равными порциями, начиная с 400 до 2,5 тыс. т. Производить металл будут на стане "5000" в Колпине. - Лев Станиславович, на ваш взгляд, что позволило "Северстали" обойти конкурентов? - Первое и самое главное - то, что существует Соглашение о разделе продукции (СРП), в соответствии с которым компания "Сахалин Энерджи" обязывается обеспечить участие российских компаний в объеме не менее 70%. Этот фактор дал нам возможность участвовать в тендере и "взять" максимум поставок - 16 тыс. т из 22. Замечу, что лот, подразумевающий поставки 6 тыс. т металла толщиной от 55 до 130 мм, мы даже не заявляли для участия. Другим положительным фактором, который, несомненно, учли организаторы торгов, был опыт северсталевских поставок "Севмашпредприятию" для строительства платформы "Приразломная" в Баренцевом море. Не последнюю роль, конечно же, сыграли наличие практически всех международных сертификатов и предыдущие контакты компании с нашим предприятием. Ее представители, к слову, несколько лет назад были на "Северстали" с аудитом. Суммарный эффект всего вышеназванного таков: мы восприняты как национальный поставщик металлопроката по данному проекту. Определение солидное, но надо учесть, что подразумевает оно не только поставки металла для строительства морских платформ, но, в перспективе, и отгрузку крупных партий проката для изготовления труб. Объемы здесь потребуются очень большие - не менее полутора миллионов тонн. - Победа в тендере, разумеется, пришла не сама собой. Кто-то ее добросовестно "ковал". Кто? - Безусловно, большую роль здесь сыграла техническая дирекция, - без ее поддержки дирекция по сбыту была бы очень слаба. А. А. Степанов всегда очень оперативно и внимательно реагирует на все мои обращения. Допустим, сегодня я с ним поговорил - завтра уже проводится совещание. Руководитель технической дирекции понимает, что речь идет о весьма сложных марках стали, и принимать какие-либо решения по их производству без предварительного согласования на всех уровнях - начиная со сталеплавильщиков и заканчивая главными специалистами - невозможно. Еще одно отдельное спасибо господину Голованову. Александр Васильевич играет первую скрипку в "иксовых" сталях. Он составляет все рабочие планы для цехов, готовит техническую информацию для ответов на запросы (а их в рамках данного проекта поступает великое множество), и делает все супероперативно. Из сотрудников дирекции по сбыту хочу отметить менеджеров Дмитрия Цхе и Алексея Шитикова. На заключительном этапе, перед тендером, первый решал вопросы электроники, контактировал с коллегами, которые предоставляли нам место на электронных торгах, а второй занимался мониторингом и подготовкой ответов для компании "Сахалин Энерджи". - В двух словах расскажите нашим читателям, что собой представляет морская платформа: с чем ее можно сравнить по размерам, инфраструктуре, "начинке"? - Это огромнейшее сооружение, своего рода искусственный остров в море, мини-город, в котором живет и работает вахта - 120 человек. На платформе создана полная система жизнеобеспечения. Есть все, вплоть до вертолетной площадки. Корпус этого "острова" - так называемая "юбка" - выполняется из железобетона и металла особой прочности - его изготовлением как раз и будет заниматься "Северсталь". Материал этот уникален по своим свойствам. Он может "работать" в агрессивной морской среде, в условиях повышенной сейсмической опасности, при очень низких температурах - от -50 до -60 оС. "Юбка" платформы, выполненная из этой стали, в состоянии выдерживать мощный натиск морского льда на протяжении десятилетий. Конечно, не всякое предприятие может изготовить такой продукт. "Северсталь" - смогла. Уникальные свойства новой марки стали получили посредством микролегирования и определенных температурных режимов. Рабочую карту разрабатывала техническая дирекция совместно с цехом (ЛПЦ № 3). - Что означает для "Северстали" участие в проекте "Сахалин-2" - с разных точек зрения: экономической выгоды, имиджа, перспективы? - Ну, имидж и экономическая выгода здесь, безусловно, имеют место быть, потому что целиком этот проект оценивается в сумму от $15 млрд. до $30 млрд. Компания "Шелл" - с мировым именем. Подписав с ней контракт, "Северсталь" получает возможность поучаствовать в других тендерах, которые будет проводить эта фирма по своим проектам, причем не только в России. Далее. Не будем забывать, что проект "Сахалин-2" - весьма металлоемкий. Предстоит строительство 15 платформ, каждая, напомню, по 80-90 тыс. т. Умножьте. Это огромный объем металлопроката. Перспектива работы на 15-20 лет. Кроме того, проект включает в себя строительство трубопроводов - это еще 1,5 млн. т металлопроката. Для их изготовления будут задействованы и металлурги, и трубные предприятия (на мой взгляд, вероятнее всего - Выкса), и машиностроители. При этом в работу пойдут уникальные стали. Требования к ним будут предъявляться чрезвычайно жесткие. Для нас этот проект тоже по-своему уникален. Он позволит "Северстали" поддерживать свой технический уровень. Судосталь, которую мы сейчас производим в рамках данного проекта, адекватна металлопрокату для труб. Примерно те же свойства. Это передовая технология. Перспектива. Участие ОАО "Северсталь" в первом проекте, реально осуществляемом в России на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), объясняется рядом серьезных факторов, признанных организаторами проекта. К ним относятся технические и технологические возможности компании. Прежде всего, это наличие толстолистового стана, который способен производить толстый лист, соответствующий требованиям проекта "Сахалин-2", в числе которых высокие прочностные характеристики, способность работать в условиях низких температур. ОАО "Северсталь" в первом полугодии 2002 г. осуществило поставку крупной партии металлопроката (7000 т) "Севмашпредприятию", использованной при изготовлении нефтяной платформы "Приразломная", которая будет эксплуатироваться на шельфе Баренцева моря. Судосталь марки Е36-Z повышенной свариваемости и вязкости, достигнутых за счет особого химсостава, а также повышенной хладостойкости (до -40 оС) по свойствам является близким аналогом продукта, который необходим для разработки нефтяных месторождений в условиях Сахалинского шельфа. Технология производства этой стали сертифицирована Российским Морским Регистром Судоходства. Проект "Сахалин-2" предполагает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В рамках проекта предусматривается строительство морских платформ, морских и наземных трубопроводов, компрессорных, нефте- и газоперекачивающих станций, завода сжиженного природного газа, терминалов отгрузки нефти, телекоммуникационной системы и других объектов инфраструктуры. Редакция благодарит ОАО "Северсталь" за предоставленные материалы Дата: 12.11.2002 Светлана КЛИМОВА "Федеральный строительный рынок" №5
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||