1 стр. из 1
Тем не менее в России есть реальная возможность обеспечить надежное функционирование водопроводных, тепловых и канализационных сетей. Для этого просто надо изменить устаревшие подходы к решению этой задачи!
С этого утверждения началась наша беседа с профессором Олегом Александровичем ПРОДОУСОМ, действительным членом Академии ЖКХ РФ, д. т. н., руководителем лаборатории «Эксплуатация коммунальных сетей».
— Олег Александрович, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве?
— У ответа на этот вопрос есть две составляющие: первая — состояние трубопроводов системы жизнеобеспечения, а вторая — проблемы управления ЖКХ, которые во многом и породили кризисное положение в этой сфере. Начну со второй. Сегодняшняя система управления в жилищно-коммунальном хозяйстве не просто исчерпала себя, она прогнила по сути своей, ведь до сих пор в ней фактически никто ни за что не отвечает. Даже те «услуги» (в кавычках), которые нам предоставляются, на самом деле оплачиваются далеко не всем населением, а только его частью. Но, похоже, это всех устраивает, ведь даже части оплаты хватает на покрытие эксплуатационных расходов. Зато если что-то случается в вашем доме или вашей квартире, то рассчитывать на немедленную помощь в решении возникшей проблемы не приходится. Все равно ведь человеку некуда обратиться, кроме как в жилконтору, а там выясняется, что либо вы звоните не в рабочее время, либо нужных специалистов нет на месте или они вообще отсутствуют в принципе, либо денежных средств на это не предусмотрено.
Я придерживаюсь той точки зрения, что без изменения существующей системы управления ЖКХ никакая реформа в этой отрасли невозможна. А пока — стоимость коммунальных услуг растет, а их качество постоянно ухудшается. Но если более 30% нашей квартплаты составляет стоимость воды и тепла, то мы имеем полное право взамен получить хорошо отапливаемую квартиру и постоянное наличие холодной и горячей воды. Наша страна единственная в мире, в которой в летнее время почти на месяц отключают горячую воду, хотя в это время мы продолжаем за нее исправно платить. А почему бы на период профилактического ремонта не иметь резервные котельные и трубопроводы, которые подключались бы взамен ремонтируемых?
— Но ведь у ЖКХ порой не хватает денег даже на ремонт уже имеющихся сетей, откуда же взять средства на что-то еще?
— Да, изношенность наших трубопроводов — это общепризнанный факт. Если взять, например, систему водоснабжения, то из 523 тыс. км всех сетей 60% уже отслужили запланированный срок, а 163 тыс. км по уровню изношенности необходимо заменить уже сегодня. По данным Госкомстата России еще в 1998 г. только доход за отпущенную воду составил 21,2 млрд. руб., в том числе от населения — 6 млрд. руб. Суммы немалые. А вместе с тем затраты на реализацию 1 кубометра воды у нас на 30-40% выше среднеевропейских. Это же настоящая «черная дыра», в которую сколько ни вкладывай средств, все равно отдачи не будет.
Общая протяженность тепловых сетей составляет в России 183 тыс. км (в двухтрубном исчислении), при этом 29 тыс. км находятся в аварийном состоянии. Это 21,3%. В одной из своих статей, опубликованных в строительной прессе в середине прошлого года, я приводил расчеты, исходя из 10% изношенности трубопроводов. Если одновременно заменить имеющиеся насосы на современные, менее энергоемкие и более экономичные, чугунные и стальные трубы — на пластмассовые, а устаревшую запорную арматуру — на современную, имеющую срок службы до 50 лет, то полученный экономический эффект составит около $600 млн. в год. А если посчитать эффект от замены половины труб и оборудования? При сегодняшнем состоянии трубопроводов прямые потери воды достигают 30—40%, тепла — до 15%, а затраты электроэнергии превышают возможные в 3-5 раз. В денежном эквиваленте эти потери (которые, кстати, оплачиваются налогоплательщиками) становятся сравнимы с ВВП страны. Это ли не «черная дыра»? И представьте себе масштаб: трубопроводы, по которым движется питьевая и сточная вода, идет тепло, по своей протяженности превышают общую длину всех железных и автомобильных дорог, речных, морских и авиалиний! Поэтому так важно изменить существующее положение дел. Нельзя больше финансировать системы жизнеобеспечения по «остаточному» принципу, пора брать пример с других развитых стран, где выделение средств на данные цели является первоочередной задачей обеспечения нормальной жизни населения. Надо понимать, что водопровод, канализация и системы теплоснабжения имеют и стратегическое значение. Я уверен, что решение проблемы может быть только комплексным: замена устаревших трубопроводов на более современные при одновременном проведении реформ управления всего ЖКХ. Только тогда можно будет ожидать каких-то положительных результатов.
— Как вы считаете, с чего нужно начинать?
— С создания условий для возникновения альтернативных жилконторам структур, которые бы могли на конкурсной основе оказывать услуги населению. Во Франции, например, организация, выигравшая тендер, получает на 10 лет право эксплуатации трубопроводов. И если за это время будут хоть какие-то жалобы от населения, то в следующий раз она уже тендер не выиграет.
Никто, в конце концов, не мешает проявлять инициативу на местном уровне, не дожидаясь соответствующих решений на государственном уровне. Уже есть примеры (в Сибири, на Дальнем Востоке, в Зауралье), когда администрации городов и регионов принимают юридические акты, позволяющие частным структурам принимать участие в эксплуатации трубопроводов систем жизнеобеспечения. И, конечно же, очень важный вопрос — это замена металлических труб на пластмассовые. В Чите, например, в системах внутреннего водоснабжения и водоотведения в настоящее время в основном используют изделия из пластмассы. Этот материал применяют не только при новом строительстве, но и при ремонте старых трубопроводов.
— А в чем основные преимущества пластмассовых труб перед металлическими?
— Примерно с 40 гг. XX столетия трубы из пластмасс стали использоваться во всем мире, так что накоплен большой, и что важно — положительный опыт. В Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Франции уже давно в новом строительстве используют трубопроводы только из инертных материалов, в основном из пластмассы. Это позволяет получить ряд преимуществ. Например, гарантийный срок службы пластмассовых труб европейского или скандинавского производства сейчас составляет 50 лет. Пластмасса не стареет и не подвержена коррозии. Трубы из нее имеют минимальное гидравлическое сопротивление, поэтому расходуется гораздо меньше средств при перекачке питьевой или сточной воды. С годами пластмассовых трубы не зарастают изнутри, а значит, не меняют пропускную способность в течение всего срока службы. Они не подвержены разрушению блуждающими токами, что очень важно для городских условий. Одно из важнейших достоинств пластмассовых труб в том, что они не боятся подвижек грунта, поэтому не разрушаются из-за колебаний почвы. Яркий пример: во время двух крупных землетрясений в Японии в 1995 и в 2000 гг. все выполненные из пластмассы водопроводы уцелели.
В нашей стране пока еще сохраняется некоторое недоверие к этим новшествам. Полипропилен, например, — это совершенно удивительный материал, который не боится ни колебаний температур, ни агрессивной среды. Существуют его разновидности, предназначенные для систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализации. Достоинства есть и у других, популярных сегодня в мире, материалов — полиэтилена, поливинилхлорида и т. п. Но поскольку Россия долгие годы держала лидерство по производству стали и чугуна в мире, то, на мой взгляд, этим и объясняется такая стойкая приверженность к их использованию независимо от появления новых, более технологичных, долговечных и недорогих материалов. Сталь и чугун на самом деле не так уж и плохи, но только на определенное время. В процессе эксплуатации их характеристики постепенно ухудшаются, чего не происходит с пластмассой. Иногда утверждают, что чугунным трубам нет альтернативы. Но их приверженцы забывают, что в такой трубе еще есть раструбное соединение, выполненное на резиновом уплотнительном кольце, срок службы которого всего 3—5 лет. А ведь сама труба лежит в земле обычно гораздо дольше. И если кольцо выходит из строя, утечки неизбежны. В трубах же из пластмассы нет проблемы стыковых соединений. Полиэтиленовые трубы, сваренные встык, представляют собой монолит, что и подтверждает: как раз пластмассовым трубам нет альтернативы.
— А если нет средств на полную замену металлических трубопроводов, то возможна ли их частичная замена? Могут ли пластмассовые трубы сосуществовать в одной системе со стальными или чугунными?
— В техническом плане все эти проблемы уже давно решены. Приведу в качестве примера Иркутск, с горводоканалом которого мы давно и успешно сотрудничаем. Ежегодно в этот город поставляется по несколько вагонов пластмассовых труб для бестраншейного ремонта систем водоснабжения и канализации. При этом, по нашим подсчетам, экономится не менее 50% от суммы затрат, которые возникли бы при традиционном методе ремонта с раскопкой котлованов. И новые трубы прекрасно уживаются с еще остающимися металлическими. Кстати, способы бестраншейного ремонта нашли свое применение уже во многих регионах нашей страны. А главное — те, кто уже пошел на использование пластмассовых труб и новых технологий, теперь не хотят возвращаться к прежнему.
Наше сотрудничество не ограничивается поставками труб и оборудования. Специалисты компании помогают также и в обучении работников предприятий, эксплуатирующих системы водоснабжения, канализации и теплоснабжения. Ведь это не менее важный вопрос. Городов, с которыми мы активно сотрудничаем, на сегодняшний день уже не менее двух десятков, но Иркутск — наиболее показателен, ведь там уложено в грунт уже более 20 км пластмассовых труб.
— А привело ли это к заметному удорожанию коммунальных услуг?
— Нет. Наоборот, это привело к существенному сокращению затрат по транспортировке воды к потребителю. Во многом благодаря комплексному подходу, одновременно менялись насосы, трубопроводы и запорная арматура.
— Вся ваша деятельность, связанная с трубопроводными системами, проходит в Санкт-Петербурге. Не могли бы вы охарактеризовать, зная вопрос не понаслышке, состояние петербургских трубопроводов?
— Деятельность коллектива, в котором я в настоящее время работаю, напрямую связана с эксплуатацией трубопроводов. Мы занимаемся продвижением самых современных технологий и оборудования на рынок ЖКХ. Работаем в основном с регионами, но в пример приводим и объекты в нашем городе, выполненные с применением новейших материалов. Именно в Санкт-Петербурге впервые в России, в 1993 г., был проведен первый ремонт канализационного трубопровода бестраншейным способом. Это очень эффективный способ ремонта труб. В первую очередь — для нашего города, имеющего сложную геологию, высокий уровень грунтовых вод, подвижки грунтов, часто приводящих к аварийным ситуациям.
Уже сейчас в районе Невского проспекта и прилегающих магистралей, благодаря давно сложившимся партнерским отношениям с Горводоканалом, практически все системы водоснабжения и канализации выполнены из пластиковых труб с применением бестраншейных технологий. В год у нас заменяется примерно 20 км канализационных и 15 км водопроводных сетей. И все чаще применяются пластмассовые трубы. Конечно, в основном работы пока ведутся в центре города, в «спальных» районах очередь дошла еще не везде, но прогресс налицо.
К сожалению, ситуация с тепловыми сетями не столь радостная. Здесь до сих пор используются только стальные трубы, а ведь на огромной части разводящих тепловых сетей можно было бы использовать трубы из полипропилена и других подобных материалов, не имеющих проблем в эксплуатации.
— Олег Александрович, каков ваш прогноз на случай, если подход к решению проблемы ремонта и эксплуатации трубопроводных систем в ближайшие годы коренным образом не изменится?
— Академик В. С. Ромейко, чью позицию я полностью разделяю, называет нынешнее состояние российских трубопроводов потенциальным «подземным Чернобылем». Не хотелось бы получить столь же трагические последствия и в результате сбоев систем канализации, водо- и теплоснабжения. А ведь уже сейчас некачественная питьевая вода, например, является источником многих заболеваний населения. Но любую катастрофу лучше предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями. А для этого всего лишь нужно всерьез взяться за замену старых трубопроводов с помощью современных материалов и технологий. И если большинство жителей России убедится на собственном опыте в надежности и долговечности новой системы, то оправданны будут и выставляемые жилконторами счета на оплату коммунальных услуг. Со своей стороны я готов рассказать об опыте работы ряда городов России, которые решают многие проблемы коммунальных сетей на самом современном уровне.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" №1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!