Столица мостов

1 стр. из 1

— Вот здесь, на острове, Данилыч, поставим крепость, за ней город будем строить. Как со шведом в Ниеншанце закончим, так и приступишь. Пора братцу Карлу подвинуться, для России место освободить!
— Как скажешь, мин херц, так и будет!

Так оно и вышло. Через три дня шведы, напуганные неожиданным натиском русских полков, сдали Ниеншанц. Но до победы было еще далеко. Паруса шведских фрегатов маячили на туманном морском горизонте, опытные войска короля Карла были вполне готовы достойно наказать непрошеных гостей.
16 мая 1703 г. на острове Енисари, по-русски — Заячий, под руководством новоиспеченного генерал-губернатора князя Александра Даниловича Меншикова, началось строительство земляной крепости, которое было завершено через сорок дней. Под защитой ее бастионов на Городском, ныне Петроградском, острове стал расти новый город: столица Российской Империи — Санкт-Петербург.

ПЕРВЫЙ МОСТ
Для сообщения между крепостью и Городским островом Меншиков велел построить наплавной мост на деревянных понтонах — плашкоутах. В случае военной опасности, из соображений обороны, он мог быть легко убран или сожжен. Мост пересекал Кронверкский проток около Меншикова бастиона, расположенного в северо-восточном углу крепости.
В 1706 г. принимается решение о замене земляных бастионов кирпичными, и на Заячьем острове разворачиваются масштабные строительные работы. Устойчивость и грузоподъемность наплавного моста оставляла желать лучшего, поэтому его заменяют новым деревянным мостом на свайных опорах. Средний пролет моста был сделан подъемным, для пропуска небольших судов, и состоял из двух симметричных частей, вращавшихся вокруг горизонтальных осей. Их раскрытие и подъем производились цепями, при помощи рычагов-«журавлей», лебедок и блоков с противовесами.
В 1738 г., когда началось строительство Иоановского равелина крепости, мост перестроили. Его береговые пролеты были перекрыты каменными арками, а средняя часть осталась деревянной, с разводным пролетом.
С этого времени мост стал называться Петровским, а в 1887 г. был переименован в Иоанновский, по месту расположения — напротив Иоанновских ворот Петропавловской крепости.
За время существования, мост неоднократно ремонтировался и реконструировался. Последняя реконструкция, проведенная в прошлом году, вернула мосту облик, который он имел в конце XVIII в.
С этого простого, скромного сооружения и началась 300-летняя история петербургских мостов.

НАД НЕВОЙ
Петр, основывая Санкт-Петербург, конечно, больше всего думал об удобной гавани и менее всего о мостах. Даже более того, он, может быть, надеялся, что мостов никогда не будет, и поездки по реке приучат к воде сухопутных россиян.
Как бы там ни было, но при жизни Императора попыток построить мост через Неву не предпринималось. А вот после его смерти, в 1727 г., светлейший князь А. Д. Меншиков, ставший при Екатерине Первой фактическим правителем России, приказал построить через Неву наплавной мост, который соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Судя по всему, соратник Петра не был любителем водных поездок и предпочитал выезжать из своей резиденции более «земным» способом.
В этом же году Императрица умирает и Меншиков попадает в опалу. Он приказывает в срочном порядке разобрать мост, надеясь тем самым воспрепятствовать аресту своего имущества. Это, как известно, его не спасает. «Полудержавный властелин» ссылается в далекий Березов, а двор нового Государя — Петра Второго — переезжает в Москву.
Петр Второй скоропостижно умирает, в 1731 г. Новая Императрица — Анна Иоанновна, — опасаясь дворянского проконституционного заговора, летом 1832 года переезжает в Санкт-Петербург, за которым окончательно утверждается статус российской столицы.
Одно из первых указаний, отданных новой хозяйкой Империи, было простым и недвусмысленным: «С великим поспешанием мост через Неву отстроить!»
К сожалению, конструкции старого моста были к тому времени уже по большей части растащены обывателями, поэтому по приказу Адмиралтейств-коллегии плавсредства для строительства моста изымались у местных жителей.
Изготовленный «на скорую руку» мост простоял всего один год, и в 1733 г. разбушевавшийся в устье Невы шторм разметал это ненадежное сооружение.
Ошибки были учтены, и в этом же году под руководством «ластовых судов» мастера Соловьева и «лекарского помощника» Стеклова был построен третий по счету плашкоутный мост через Неву.
Позднее было наведено еще несколько подобных мостов, конструкция которых не сильно отличалась друг от друга.
Вот как описывает наплавные мосты доктор И. Г. Грегори в своей книге «Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга», изданной в 1794 г.: «Нынешние мосты на Неве возведены на больших плашкоутах, утверждаемых двумя якорями и укрепляемых между собой канатами. Расстояние между ними есть таковое, что бревна от одного плашкоута до другого достигают. Для пропуска кораблей имеются между некоторыми плашкоутами подъемные мосты. Удобность таковых мостов есть весьма великая; они воздымаются при умножении и упадают при унижении воды в Неве. Можно по оным безвредно лошадьми гнать во весь опор и перевозить наивеличайшие тягости, как, например, большие камни, едва 16 лошадьми везомые».
Проезд и проход по Исаакиевскому плашкоутному мосту был не бесплатным — с прохожего взималась одна копейка, за каждую лошадь нужно было заплатить по 2 копейки, владелец кареты платил пятак. Только дворцовые кареты, курьеры, пожарные команды и воинские части могли проходить по мосту бесплатно. На «мостовые деньги» в Петербурге был построен Морской Николо-Богоявленский собор. Мостовой
сбор был отменен высочайшим указом в 1754 г., в день рождения престолонаследника Павла Петровича.
До 1779 г. мост разводился осенью перед ледоставом и убирался до весны. Впоследствии его стали наводить и после ледостава, прорубая во льду каналы, по которым проводили и устанавливали плашкоуты.
В 1821 г. мост был реконструирован, в результате чего значительно увеличилась его грузоподъемность. Работами руководили инженеры А. А. Бетанкур и В. К. Треттер. По обоим берегам были возведены каменные устои, облицованные гранитом со спускающимися к воде закругленными лестницами.
После окончания строительства Благовещенского моста в 1850 г. наплавной мост передвинули выше по течению, к стрелке Васильевского острова, и наименовали Дворцовым. На этом месте мост простоял до 1912 г. Когда началось строительство металлического Дворцового моста, плашкоутный мост вернули на старое место — между Сенатской площадью и Университетской набережной. Он снова стал Исаакиевским, но не надолго.
Дело в том, что мост освещался керосиновыми фонарями, и вот 11 июня 1916 г. бак с керосином, находившийся в одном из плашкоутов, загорелся. Огонь, раздуваемый ветром, быстро охватил деревянный мост. Попытки погасить пожар не увенчались успехом. Перегоревшие балки лопнули, и горящие фрагменты моста поплыли по Неве, к Николаевскому мосту, где долго догорали у его массивных каменных быков.
Так завершилась история самого старого моста через Неву, около двухсот лет «верой и правдой» служившего петербуржцам. О нем напоминает мемориальная доска, которая находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома 13 по Университетской набережной, которая гласит: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819—1821 гг. по проекту инженера Бетанкура. 1727—1916». Так же о мосте напоминают два гранитных выступа с лестницами на обоих берегах Невы — устои Исаакиевского моста.
Петербургские старожилы рассказывают, что иногда, осенью, под утро, можно увидеть в густом тумане, стелящемся над Невой, два параллельных пунктира тускло горящих огней, тянущихся от Сенатской площади к Васильевскому острову. Это — призрак Исаакиевского моста. Что ж, в городе, где за героем Пушкина гонялся оживший Медный Всадник, где приведения и призраки — явление, в принципе, заурядное, возможно и такое.
Между тем, «кончина» Исаакиевского моста была, в какой-то степени, символична. Время наплавных мостов закончилось, и произошло это задолго до трагического пожара.
Эксплуатация плашкоутных мостов доставляла массу хлопот, вполне понятных, если представить их конструкцию: плохая устойчивость, пожароопасность, трудности с разводкой и наводкой — все это делало их, хоть и необходимыми, но весьма ненадежными сооружениями.
В связи с этим, на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв., неоднократно поднимался вопрос о строительстве постоянного моста через Неву.
Один из самых интересных проектов, так и не воплощенных в реальность, — одноарочный мост, сконструированный гениальным русским механиком-самоучкой
И. А. Кулибиным совместно с математиком Леонардом Эйлером. В 1776 г. этот проект был представлен на рассмотрение Академии наук. Мост должен был перекрывать Неву величественной аркой с пролетом в 294(!) метра. Высота арки обеспечивала свободный проход под мостом парусных кораблей. Передвижения по мосту должны были осуществляться по двум галереям — одна предназначалась для пешеходов, другая — для транспорта. Для въезда на мост предусматривались длинные пандусы.
По словам Д. И. Журавского, одного из основателей русской научной школы в области строительной механики и мостостроения: «На этой конструкции видна печать гения, она построена по системе, признаваемой новейшей наукой за самую рациональную…»
Будь этот мост построен, он мог бы по праву претендовать на звание одного из «архитектурных чудес» света. Судя по сохранившимся рисункам, этот мост был похож на радугу, упершуюся своими основаниями в невские берега.
К сожалению ни технологий, ни материалов для воплощения этого проекта в жизнь в то время еще не было создано. Все ограничилось постройкой испытательной модели в масштабе 1:10, которая выдержала все прочностные испытания, но спустя 30 лет сгнила и обрушилась, так как была деревянной.
И. А. Кулибину принадлежат еще несколько весьма оригинальных проектов металлических мостов, которые тоже так и остались на бумаге. Этот великий изобретатель родился немного раньше того времени, в котором его идеи, возможно, нашли бы достойное применение.
И. А. Кулибин скончался в 1814 г. А первый постоянный мост через Неву был заложен только в 1843 и открыт 1850 гг.

(Продолжение следует)

Дата: 12.11.2003
Александр ЗАЙЦЕВ
"Петербургский строительный рынок" №1-2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!