1 стр. из 1
Ангел благославляет наш город уже третье столетие. Он практически ровесник Северной Венеции. Впрочем, с точки зрения фактологии, это не совсем точно. Дело в том, что это уже четвертый Ангел в петербургском небе. Первый из них был установлен на шпиле Петропавловского собора в конце 1724 г. по личному распоряжению Петра Великого.
Император настаивал на скорейшем строительстве колокольни храма. Недавно основанному и неустроенному, не имеющему еще столичного вида Санкт-Петербургу необходима была некая архитектурная доминанта, видимая практически от любого уголка небольшого еще тогда городка. Главный архитектор всей новой имперской столицы и Петропавловского собора Доменико Трезини и голландский «спицный мастер» Герман ван Болес как могли торопились с выполнением воли царя.
Другая задача, которую явно «продвигал» российский монарх: показать и своим подданным и многочисленным иностранным «негоциантам», что основанная им новая столица государства — город европейский и христианский. Очевидно, Ангел-флюгер почерпнут им во время «великого посольства» по Европе, а не является продолжением старых русских традиций. По замыслу Петра Великого Ангел должен осенить не только «град Санкт-Питерсбургх», но и его великие реформы по введению России в семью великих европейских государств.
Архитектурно-символические замыслы царя воплощал великий архитектор Доменико Трезини, который в 1722 г. писал в Канцелярию городовых дел, что «надлежит ныне делать из листовой меди Ангела летающего, который будет поставлен на кугель шпица... который будет держать в руках крест». «Барочный» Ангел Трезини легко парил параллельно земле, и казалось, что он только слегка прикасается к прямому, суровому кресту (кстати, не сугубо православного, «осьмиконечного», а как бы общехристианского образца).
Первый Ангел царил над Санкт-Петербургом до 30 апреля 1756 г., когда во время ночной грозы в колокольню ударила молния, деревянный шпиль загорелся и рухнул на Петропавловский собор, который был достроен в 1732 и освящен в апреле 1733 г. Восстановительные работы длились долго. Готовились и обсуждались проекты самых крупных архитекторов того времени — Чевакинского, Валлен-Деламота, Фельтена, Ринальди и др. Все они предполагали существенную перестройку колокольни, изменение привычного облика шпиля. Однако Екатерина II постановила строить колокольню «точно так, какова прежде была, понеже все прочие планы не столь красивы». Руководил возведением деревянного шпиля немецкий мастер Б. П. Брауэр, а работы выполняла бригада плотников
А. Еремеева. В 1774 г., заново сделанный мастером Форшманом, Ангел вновь взлетел над городом. Но судьба его была незавидна. Всего через несколько лет — 10 сентября 1777 г. — произошло знаменитое наводнение, и бешеные удары шторма оторвали у Ангела крылья и погнули его фигуру. Вот тогда и было решено переделать конструкцию. Новый проект предусматривал отказ от барочной идеи легкомысленного парения над землей и более тесную привязку Ангела к основанию креста — так, чтобы центр тяжести его фигуры сблизился с вертикальной осью шпиля. Тем самым снижалась опасная нагрузка на всю конструкцию.
За эскиз флюгера взялся великий Ринальди, и уже в 1778 г. новый — третий — Ангел, сделанный руками того же Форшмана, занял свое законное место. На позолоту шпиля ушло 2519 червонцев и еще 90 — на флюгер. В 1779 г. по проекту академиков Эйлера, Румовского и Крафта мастер Вебер поставил необходимый для башни такой высоты громоотвод. Еще раньше усилиями знаменитого голландского курантного мастера Оортона Класса появились башенные часы с боем. Ангел Антонио Ринальди продержался довольно долго для наших холодных небес — больше 70 лет. Летом 1830 г. к Ангелу поднялся кровельщик Петр Телушкин. Он сумел преодолеть отрицательный уклон яблока шпиля и взобрался на самую верхушку, чтобы произвести ремонт. Это была первая известная реставрация Ангела, но кардинальным образом оздоровить ситуацию она не могла — деревянные конструкции подгнили, и уже конца 1830-х гг. конструкция дала ощутимый крен.
В 1857 г. талантливый военный инженер Д. И. Журавский предложил заменить деревянный шпиль металлической конструкцией по принципу мостовых ферм, прочных и легких. Недавно взошедший на престол государь Александр II одобрил проект, и работы начались. Ангела Ринальди спустили на землю для тщательного осмотра и вынесения «диагноза». Приговор опытных инженеров и мастеров был однозначен: необходимо полностью заменить флюгерную конструкцию. Тогда-то и был сделан четвертый, всем нам знакомый Ангел, который, судя по всему, является точной копией работы Ринальди. Бригады Журавского работали быстро и надежно. Ажурная конструкция шпиля, изготовленная на Боткинском заводе, была доставлена в конце мая 1858 г., и в ноябре Ангел вновь парил над городом. Сам шпиль был покрыт позолоченными листами меди, переплавленной из старинных медных монет.
Не минули Петропавловский собор «революционные преобразования». Вскоре после революции, в 1919 г. его закрыли, а «церковные ценности изъяли», то есть попросту разворовали. Но и этого показалось мало: в 1938 г. большевики заставили куранты на великолепных часах О.Класса играть «Интернационал». А затем трудящиеся монтажно-теплотехнической конторы обратились к тогдашнему первому секретарю Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) А. А. Жданову, убеждая «дорогого Андрея Александровича» скорее «снять со шпиля Петропавловской крепости ангела с крестом и увенчать шпиль пламенной звездой по типу звезд, венчающих башни Кремля в Москве». Призыв, разумеется, был подхвачен ВЦИКом, а Отдел охраны памятников Ленинграда (видимо, в целях наилучшего сохранения наследия прошлого) быстро изготовил модель звезды. Но, то ли чудом Божьим, то ли из-за нехватки грамотных специалистов, «по техническим причинам» Ангела «свергнуть» не удалось.
К счастью, времена радикального погрома наследия «старого режима» ушли в прошлое. Отношение к памятникам изменилось. К Ангелу с целью реставрации стали подниматься альпинисты. Косметические работы проводились сравнительно регулярно, но, по мнению современных специалистов, довольно непрофессионально и небрежно. Остается надеяться, что усилия реставраторов, выполняющих обновление флюгера к 300-летию Петербурга, будут выполнены качественно и Ангелу еще долго не потребуется «лечение».
Дата: 12.11.2003
Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №3
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!