История одного шедевра

1 стр. из 1

Ангел благославляет наш город уже третье столетие. Он практически ровесник Северной Венеции. Впрочем, с точки зрения фактологии, это не совсем точно. Дело в том, что это уже четвертый Ангел в петербургском небе. Первый из них был установлен на шпиле Петропавловского собора в конце 1724 г. по личному распоряжению  Петра Великого.
Император настаивал на скорейшем строительстве колокольни храма. Недавно основанному и неустроенному, не имеющему еще столичного вида Санкт-Петербургу необходима была некая архитектурная доминанта, видимая практически от любого уголка небольшого еще тогда городка. Главный архи­тектор всей новой имперской столицы и Петропавловского собора Доменико Трезини и голланд­ский «спицный мастер» Герман ван Болес как могли торопились с выполнением воли царя.
Другая задача, которую явно «продвигал» российский монарх: показать и своим подданным и многочисленным иностранным «негоциантам», что основанная им новая столица государства — город европейский и христианский. Очевидно, Ангел-флюгер почерпнут им во время «великого посольства» по Европе, а не является продолжением старых русских традиций. По замыслу Петра Великого Ангел должен осенить не только «град Санкт-Питерсбургх», но и его великие реформы по введению России в семью великих европейских государств.
Архитектурно-символические замыслы царя воплощал великий архитектор Доменико Трези­ни, который в 1722 г. писал в Канцеля­рию городовых дел, что «надлежит ныне делать из листовой меди Ангела ле­тающего, который будет поставлен на кугель шпица... который будет дер­жать в руках крест». «Барочный» Ангел Трезини легко парил параллельно земле, и казалось, что он только слегка прикасается к прямому, су­ровому кресту (кстати, не сугубо православного, «осьмиконечного», а как бы общехристианского образца).
Первый Ангел царил над Санкт-Петербургом до 30 апреля 1756 г., когда во вре­мя ночной грозы в колоколь­ню ударила молния, деревянный шпиль загорелся и рухнул на Петропавловский собор, который был достроен в 1732 и освящен в апреле 1733 г. Восстановительные работы длились долго. Готовились и обсуждались проекты са­мых крупных архитек­торов того времени — Чевакинского, Валлен-Деламота, Фельтена, Ринальди и др. Все они предполагали существенную перестрой­ку колокольни, изменение привычного облика шпиля. Однако Екате­рина II постановила строить колокольню «точно так, ка­кова прежде была, понеже все прочие планы не столь красивы». Руководил возведением деревянного шпиля немецкий мастер Б. П. Брауэр, а работы выполняла бригада плотников
А. Ереме­ева. В 1774 г., заново сде­ланный мастером Форшманом, Ангел вновь взлетел над городом. Но судьба его была незавидна. Всего через несколько лет — 10 сентября 1777 г. — произошло знаме­нитое наводнение, и бешеные удары шторма оторвали у Ангела крылья и погнули его фигуру. Вот тогда и было решено переделать конструкцию. Новый проект предусматривал отказ от барочной идеи легкомыс­ленного парения над землей и более тесную при­вязку Ангела к основанию креста — так, чтобы центр тяжести его фигуры сблизился с вертикальной осью шпиля. Тем самым снижалась опасная нагруз­ка на всю конструкцию.
За эскиз флюгера взялся великий Риналь­ди, и уже в 1778 г. новый — третий — Ангел, сделанный руками того же Форшмана, занял свое законное место. На позолоту шпиля ушло 2519 червонцев и еще 90 — на флюгер. В 1779 г. по проекту академиков Эйлера, Румовского и Крафта мастер Вебер по­ставил необходимый для башни такой высоты громоотвод. Еще раньше усили­ями знаменитого голландского курантного мастера Оортона Класса появились башенные часы с боем. Ангел Антонио Ринальди продержался довольно долго для наших холодных небес — боль­ше 70 лет. Летом 1830 г. к Ангелу поднялся кровельщик Петр Телушкин. Он сумел преодолеть отрицательный уклон яблока шпиля и взобрался на са­мую верхушку, чтобы произвести ремонт. Это была первая известная реставрация Ангела, но кардинальным образом оздоровить ситуацию она не могла — деревянные конструкции подгнили, и уже конца 1830-х гг. конструкция дала ощутимый крен.
В 1857 г. талантливый военный инженер Д. И. Журавский предложил заменить деревянный шпиль металлической конструкцией по принципу мостовых ферм, прочных и легких. Недавно взошедший на престол государь Александр II одобрил про­ект, и работы начались. Ангела Ринальди спустили на землю для тщательного осмотра и вынесения «диагноза». Приго­вор опытных инженеров и мастеров был однозначен: необходимо полностью заменить флюгерную конструкцию. Тогда-то и был сделан четвер­тый, всем нам знакомый Ангел, кото­рый, судя по всему, является точной копией работы Ринальди. Бригады Журавского работали быстро и надежно. Ажурная конструкция шпиля, изготов­ленная на Боткинском заводе, была до­ставлена в конце мая 1858 г., и в ноябре Ангел вновь парил над городом. Сам шпиль был покрыт позолоченными листами меди, переплавленной из старинных медных монет.
Не минули Петропавловский собор «революционные преобразования». Вскоре после революции, в 1919 г. его закрыли, а «церковные ценности изъяли», то есть попросту разворовали. Но и этого показалось мало: в 1938 г. большевики заставили куранты на велико­лепных часах О.Класса играть «Интернационал». А затем трудящие­ся монтажно-теплотехнической конто­ры обратились к тогдашнему первому секретарю Ленинградского горкома и обкома ВКП(б) А. А. Жданову, убеждая  «дорогого Андрея Александровича» скорее «снять со шпиля Петропавловской крепости ангела с крестом и увенчать шпиль пламенной звездой по типу звезд, венчающих башни Кремля в Москве». Призыв, разумеется, был подхвачен ВЦИКом, а Отдел охраны памятников Ленинграда (видимо, в целях наилучшего сохранения наследия прошлого) быстро изготовил модель звезды. Но, то ли чудом Божьим, то ли из-за нехватки грамотных специалистов, «по техническим причинам» Ангела «свергнуть» не удалось.
К счастью, времена радикального погрома наследия «старого режима» ушли в прошлое. Отношение к памятникам изменилось. К Ангелу с целью реставрации стали подни­маться альпинис­ты. Косметические работы проводились сравнительно регулярно, но, по мнению современных специалистов, довольно непрофессионально и небрежно. Остается надеяться, что усилия реставраторов, выполняющих обновление флюгера к 300-летию Петербурга, будут выполнены качественно и Ангелу еще долго не потребуется «лечение».

Дата: 12.11.2003
Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!