1 стр. из 1
— Андрей Евгеньевич, расскажите какова на сегодняшний день ситуация на объекте?
— Все работы, проводимые по договору с Госстроем России, по реставрации флюгера «Ангел», креста и яблока завершены в полном объеме. Они включали в себя как реставрацию облицовки скульптуры, так и восстановление поворотного механизма. Именно обнаружение неисправностей в его работе и послужило причиной того, что в мае 2002 г. был поставлен вопрос о необходимости комплексной реставрации флюгера. На сегодняшний день эта работа завершена и «Ангел» занял свое законное место на шпиле собора.
— С какими проблемами вам пришлось столкнуться при реставрации?
— Сложности, которые возникали при производстве работ, были связаны не с нехваткой специалистов, которые способны их выполнить, а с определенными бюрократическими проволочками в принятии принципиальных решений. С середины 2001 г. наша компания начала проводить работы по монтажу лесов и одновременно работы, связанные с реставрацией шпиля Петропавловского собора. В мае 2002 г., когда леса были возведены до первоначально планируемой отметки +106.0 м, была выявлена неисправность поворотного механизма флюгера. И хотя сразу было понятно, что выполнение ремонтных работ без демонтажа обшивки и каркаса флюгера невозможно, к тому же и состояние медной облицовки требует незамедлительного вмешательства, этот вопрос на различных уровнях (КГИОП, институт «Ленпроектреставрация», ГМИ СПб) решался вплоть до августа.
Эта трехмесячная задержка, учитывая тот факт, что необходимо было разработать ряд мероприятий, позволяющих увеличить высоту лесов еще на 18—20 м, а также сжатые сроки выполнения работ породили массу проблем. В результате мы вынуждены были максимально ужать и без того трудновыполнимый график работ, вести монтаж конструкций и облицовки в зимний период при том, что в соответствии с требованиями КГИОП проведение подобных работ не допускается при температуре ниже -10 °С, а в соответствии с требованиями безопасности запрещается при скорости ветра более 8 м/с. И все же все работы были выполнены на высочайшем уровне, что отметила приемная комиссия.
— С кем компания «Акме Дек» сотрудничала при проведении работ?
— Нам, как генподрядчикам, очень повезло с партнерами. Эта работа над одним из исторических символов Санкт-Петербурга, безусловно, является знаковой и очень ответственной. Поэтому наша компания мобилизовала своих лучших специалистов и привлекла с помощью ГМИ СПб ряд авторитетных организаций для решения вопроса обследования, расчетов и разработки концепции и изготовления поворотного механизма. За три месяца был рассмотрено несколько вариантов решения проблемы реставрации флюгера. Было и предложение полностью демонтировать спицу, выполнить ее заново с новым поворотным механизмом в заводских условиях, и предложение по изготовлению копии флюгера, и предложение по изготовлению новых подшипников, и т. д. Большинство вариантов, поступивших от различных фирм и даже частных лиц, были отклонены, т. к. либо сроки изготовления (до 2 лет) и стоимость работ, либо необходимость постоянного (не менее двух раз в год) технического обслуживания поворотных механизмов не соответствовали предъявляемым требованиям. Предложение по изготовлению новой выколотной копии флюгера было так же отклонено. Стоимость этих работ и сроки их выполнения очень велики. Изготовление копии методом гальванопластики так же дорого, да и качество этих работ еще не соответствует предъявляемым требованиям, в чем можно убедиться, внимательно рассмотрев уже имеющуюся в Невской куртине копию фигуры «Ангела». К тому же любая копия, пусть даже самая хорошая, это все же копия.
В самой Петропавловской крепости находятся газодинамическая лаборатория и филиал Музея космонавтики. Через них к нам с предложением своей помощи обратилась одна из структур ВПК — ФГУП «Конструкторское бюро специального машиностроения», обладающее новейшими отечественными разработками и технологиями. К работе был подключен ЦНИИ «Прометей» — ведущий научно-исследовательский институт в области материаловедения. Его сотрудники провели экспертизу использовавшихся исторических материалов и дали рекомендации по возможности применения других, более современных (марки сталей, антикоррозийные покрытия). Мастера
Обуховского завода изготовили на станках с ЧПУ детали поворотного механизма. Был привлечен Санкт-Петербургский Политехнический университет, располагающий уникальным программным комплексом, позволяющим делать расчеты поведения конструкции в динамическом режиме. На кафедре «Механика и процессы управления» университета, в лаборатории профессора А. И. Боровкова, была разработана аэродинамическая модель конструкции инженера Журавского, позволившая просчитать все ветровые нагрузки и смоделировать работу флюгера с новыми поворотными механизмами в реальных условиях. Эти работы позволили подтвердить эффективность конструктивных решений, использованных при ремонте. Сотрудники ЗАО «Тяжмаш» провели работы по доводке поверхности шеек и опорных частей спицы с подшипниками поворотного механизма.
Таким образом, для проведения реставрации были собраны лучшие специалисты. Благодаря такому объединению сил нам удалось поставить вопрос реставрации «Ангела» на более высокий уровень, чем это было в 1993—1996 гг. при проведении предыдущих работ.
Ставилась задача выполнить работы так, чтобы конструкция не нуждалась в серьезном ремонте как минимум 50 лет. Думаю, что нам это сделать удалось. Теперь «Ангел »— единственный в мире действующий поворотный флюгер на высоте 122 м — долго не потребует помощи реставраторов.
— Какие материалы и технологии использовались при проведении работ?
— В соответствии с требованиями КГИОП было принято решение максимально следовать принципам, заложенным Журавским. Сделано это было по двум причинам: чтобы свести к минимуму отклонения от исторической конструкции и для длительной работы механизма без эксплуатации, что уже было проверено временем — механизм Журавского без технического обслуживания проработал более 130 лет. Исключения составили некоторые материалы (сталь и антикоррозионные покрытия). Специалисты ФГУП «КБСМ» и ЦНИИ «Прометей» после проведенных исследований сохранившихся деталей механизма и спицы, опираясь на современные научные знания, разработали проект новых подшипников, подобрали высоколегированные стали, максимально подходящие по своим свойствам к материалам, которые были использованы Журавским, а также к тем, которые были применены в процессе реставрации 1996 г. Из них и были выполнены узлы подшипников. Были приняты все меры для предотвращения процесса коррозии и чтобы в процессе притирки подвижных частей механизма избежать заклинивания и прочих проблем. Применялись цинкование, азотирование, другие современные технологии.
В ходе работ выявились недостатки предыдущей реставрации. Оказалось, что свинцовый противовес, который должен уменьшать действующие нагрузки на подшипники флюгера, меньше необходимого в два раза. Его пришлось увеличить, в соответствии с проведенными расчетами, на 108 кг. Выяснилось, что не до конца был решен вопрос о подготовке поверхности стыковки подшипника и спицы. Шейка подшипника находилась в крайне корродированном состоянии, были выявлены многочисленные микротрещины. Было даже опасение, что придется полностью менять спицу. К счастью, после снятия долей миллиметра с поверхности шейки выяснилось, что повреждения носят поверхностный характер.
Работа поворотного механизма, точность изготовления и места установки противовеса, а также технология сборки каркаса и облицовки флюгера были тщательно проверены в ходе двух контрольных сборок на испытательном стенде в Екатерининской куртине. Специалисты ЗАО «Тяжмаш», используя данные, полученные в результате проведенных контрольных сборок, с помощью специально изготовленного станка осуществили шлифовку шеек всех трех подшипников, после чего была выполнена окончательная доводка всех деталей «по месту».
Каркас фигуры «Ангела» из нержавеющей стали, выполненный на Кировском заводе в 1996 г., находился в хорошем состоянии, поэтому его менять не стали. Сама выколотная скульптура была полностью отреставрирована с применением современных технологий и заново позолочена.
— Была ли проведена экспертиза документации по «Ангелу»?
— Вся документация, разрабатываемая по федеральному финансированию, проходит обязательную двухстадийную экспертизу (КГИОП, УГВЭ). После рассмотрения проекта по обследованию, изучению, физико-химическому анализу, конструкторской документации, фотофиксации в КГИОП отдел ПТО ФГУ «СЗД Госстроя РФ» передал комплект документации в Управление государственной вневедомственной экспертизы. УГВЭ, учитывая важность объекта, пришлось для анализа проекта по флюгеру «Ангел» привлечь авторитетную комиссию в составе д. т. н. В. В. Дубаренко, заслуженного деятеля науки РФ, профессора, д. ф. н. В. А. Пальмова, профессора, д. т. н. Г. И. Белого. В результате нами было получено положительное заключение на конструкции флюгера.
— Когда «Акме Дек» завершит работы на шпиле?
— Как я уже говорил, в силу ряда обстоятельств произошла непредвиденная задержка. Сейчас осуществляется монтаж позолоченной облицовки шпиля и параллельно — демонтаж строительных лесов. Несмотря на крайне жесткие сроки, я уверен, что к празднованию юбилея в мае мы все же успеем завершить все работы, и Петропавловский собор предстанет во всей своей красе.
ЗАО «Акме Дек» Санкт-Петербург, ул. Правды, 22, оф. 180-181 Тел.: (812) 164-4164, 315-3895, 113-3536 E-mail: info@akme.ru
Дата: 12.11.2003
Беседовал Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №3
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!