Новая жизнь энергетического оборудования

1 стр. из 1

Многими аналитиками в ближайшие годы прогнозируется рост техногенных катастроф, вызванных авариями на предприятиях энергетического комплекса России. Теплоснабжение социальной сферы осуществляется в основном на базе либо районных котельных, либо теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). Крупные промышленные предприятия имеют, как правило, собственные источники тепла, причем градообразующие предприятия еще и отапливают целые поселки. Износ основных фондов, т. е. генерирующего оборудования, которое производит тепло- и электроэнергию, приближается к критическому уровню. Работает оно до сих пор по той простой причине, что, с одной стороны, при проектировании был заложен солидный запас прочности, а с другой –  как ни удивительно это звучит, помогла перестройка. Что имеется в виду? Все оборудование рассчитано на работу с максимальными параметрами в течение определенного времени. Это, собственно, и называется ресурсом. Во время переходного периода, когда большое число промышленных предприятий стояли или работали с минимальной загрузкой, энергетическое оборудование работало на пониженных параметрах. Это автоматически привело к увеличению ресурса. Правда, за то же самое время персонал, который осуществляет обслуживание и ремонт, «постарел» и частично ушел на пенсию, а новый, которому можно было бы передать опыт и мастерство, не пришел. Это связано и с низкими заработками, тяжелыми условиями труда и непрестижностью самой профессии. Сейчас все производственники отмечают этот прискорбный факт.
Итак, мы объективно имеем оборудование, подошедшее к границе своего паркового ресурса, и недостаток квалифицированного персонала для его обслуживания. Какие же пути решения данной проблемы можно предложить?
С нашей точки зрения, единственный путь — это продление сроков эксплуатации энергетического оборудования (в т. ч. отработавшего парковый ресурс) на базе его сервисного обслуживания специализированными предприятиями и/или частичная или полная его замена. Второй вариант связан с одномоментными и очень крупными инвестициями (вложениями) в основные фонды, что в условиях хронического дефицита средств представляется кране сложным. На первое место выходит концепция современного сервисного обслуживания оборудования, реализация которой, как минимум, поможет не допустить разрушения энергетического хозяйства страны. При этом она ориентирована на новые условия функционирования энергетики после вступления в силу законов, которые сейчас обсуждаются в Госдуме, и перехода генерирующих мощностей в частные руки.
Сервисное обслуживание подразумевает:
1. Капитальный ремонт оборудования с предварительным анализом объемов предыдущих ремонтов, анализом отказов и остановов;
2. Проведение промышленной экспертизы оборудования для определения индивидуального ресурса и прогнозирования возможных отказов;
3. Мониторинг оборудования, профилактические работы;
4. Наработка статистической базы для оптимизации объемов и сроков ремонта, снижение уровня затрат на запчасти с целью дальнейшего перехода к ремонтам по состоянию;
5. Широкое привлечение научно-исследовательских и учебных институтов для внедрения новых технологий и подготовки эксплуатационных и ремонтных кадров.
На первое место, и это очевидно, мы поставили блок «Капитальный ремонт». Качественно проведенный, он позволит не только обеспечить бесперебойную работу оборудования, но и в последующем перейти к ремонту «по состоянию». Это, в свою очередь, высвобождает средства для реновации, т. е. обновления парка техники. Но качественное проведение ремонта невозможно без профессионального персонала. И, если мы говорим о котельном оборудовании, вопрос наличия квалифицированных сварщиков выходит на первое место. Причем считается, что качество материалов, сварочного оборудования и технологий обеспечены.
В настоящее время структуры Национального аттестационного комитета по сварочному производству (НАКС) России проводят аттестацию сварщиков в соответствии с «Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства» ПБ 03-273-99 и «Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства» ПБ 03-278-99. При анализе заявок выяснилось, что 95% специалистов не повышали свою квалификацию в течение 15—20 лет. Учитывая, что в это же время не были запущены в производство новые образцы оборудования отечественного производства, сварочные материалы не соответствуют современным требованиям, а также катастрофически снизился профессиональный уровень сварщиков, вопросы качественного выполнения работ представляют собой достаточно большую проблему. Опыт работы аттестационных пунктов показал, что в связи с утерей специальных навыков количество сварщиков, способных пройти аттестацию, составляет менее 30%. И это при том, что даже работников низкой квалификации сегодня почти невозможно найти, а предлагаемый уровень заработной платы (прим. 20 000 руб.), как в кривом зеркале, отражает дикость сложившейся ситуации.
То же самое можно сказать и о специалистах сварочного производства с высшим образованием. Кафедры сварки высших учебных заведений выпускают единицы специалистов, из которых лишь незначительная часть идет в энергетику и вообще на производство. Как результат — снижение качества сварочных работ и рост количества аварий. При частной собственности на генерирующие мощности такое положение абсолютно недопустимо. Поэтому при переходе к сервисному обслуживанию на первое место выходит не только качество работ (надо же нести гарантийные обязательства), но и методы осуществления их контроля, в том числе использующие последние научные разработки и достижения.
Из сказанного выше становится очевидно, что проблема обеспечения нормальной работы теплоэнергетического оборудования не только сложна, но и многопланова, т.к. включает в себя массу различных аспектов, решить которые под силу только крупным холдинговым структурам.

Дата: 12.11.2003
Материал подготовлен заместителем генерального директора компании ООО «ЛИГА» ЯКОВЛЕВЫМ И. Э.
"Петербургский строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!