Итоги года: экономика растет

1 стр. из 1

Основные показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2000 – 2002 годах

Так, по предварительной оценке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, валовой региональный продукт Санкт-Петербурга в 2002 г. увеличился в сопоставимых ценах на 5,7% по сравнению с 2001 г. В то же время по России в целом прирост валового внут-
реннего продукта оценочно составил 4,1%. Прогнозируемый прирост валового регионального продукта Санкт-Петербурга в 2003 г. будет не ниже достигнутого уровня.

ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Темпы прироста промышленного производства в Санкт-Петербурге в 8,5 раз превысили общероссийские (31,4% в Санкт-Петербурге против 3,7% в России). Это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам промышленной политики и целенаправленной работе администрации Санкт-Петербурга по привлечению заказов на предприятия города.
Рост инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге составил за 11 месяцев 2002 г. 45% против 2,5% в России. Одним из факторов стала капитализация крупных промышленных предприятий Санкт-Петербурга.
За счет быстрого роста экономики Санкт-Петербурга за январь-ноябрь реальные денежные доходы населения города возрастали быстрее, чем в среднем по стране: 9,7% в Петербурге и 9,0% по России, средняя реальная заработная плата — соответственно на 19,2% и на 17,4%.
В 2002 г. в Санкт-Петербурге объем производства промышленной продукции составил 204,4 млрд. руб. Среди ведущих отраслей петербургской промышленности наиболее высокие темпы прироста отмечались в машиностроении — свыше 49%.
Вместе с тем, по итогам года, не преодолена тенденция спада производства в легкой промышленности (84,9%), что связано с неправильной маркетинговой политикой на многих предприятиях отрасли, а также в химической и нефтехимической промышленности (95,7%), что в основном вызвано ужесточением экологических требований к химическим производствам. Кроме того, на негативную ситуацию в этих отраслях повлияло укрепление курса рубля, что снизило конкурентоспособность импортозамещающих товаров.
По прогнозу, в 2003 г. сохранится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для энергомашиностроительных и судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.
Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в январе — сентябре 2002 г. составил $4,7 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 15,1%, в том числе экспорт — $1,3 млрд. (уменьшился на 12,5%), импорт — $3,4 млрд. (увеличился на 30,4%).
Налоговые доходы бюджета в 2002 г. по-прежнему определяли промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и строительство.
БОЛЬШОЙ ПОРТ СТАНОВИТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ
В 2002 г. Санкт-Петербург продолжал динамично развиваться как международный транспортный узел. Объем перевозок грузов в январе-декабре 2002 г. всеми видами транспорта составил 175,7 млн. т.
Основной объем перевозок грузов пришелся на железнодорожный (54,4%) и трубопроводный (37%) транспорт. При этом в структуре грузооборота значительно снизилась доля грузов, опасных для окружающей среды.
Принятие в январе 2002 г. Генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербург и комплекс совместных мер администрации Санкт-Петербурга, Министерства путей сообщения и Минтранса позволили существенно повысить инвестиционную привлекательность Большого порта.
В 2002 г. построена транспортная развязка в Автово, закончено строительство второй очереди комплекса минеральных удобрений ЗАО «Балтийский балкерный терминал». В 2003 г. будет построена дополнительная станция разгрузки вагонов. Строительство комплекса увеличит грузооборот порта, и, соответственно, увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней оценочно на $12 млн.

НАШЛИ ДЕНЬГИ НА ДАМБУ
Подготовка к празднованию 300-летия города консолидировала финансовые ресурсы, в том числе на развитии транспорта. Так, на строительство комплекса защитных сооружении от наводнений в 2002 г. из федерального бюджета было выделено 180 млн. руб. А 20 декабря 2002 г. состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕБРР о займе для строительства комплекса защитных сооружений в объеме $245 млн.
Продолжались работы по строительству Кольцевой автомобильной дороги за счет выделенных из федерального бюджета в 2002 г. 4,6 млрд. руб.
Продолжается реконструкция и реставрация железнодорожных вокзалов, в том числе за счет средств Министерства путей сообщения. За счет средств городского бюджета в 2002 г. были приобретены 290 автобусов, 41 троллейбус, 28 трамвайных вагонов, 6 пригородных электропоездов.
Одной из наиболее быстро растущих отраслей экономики города в 2002 г. оставалась связь. Общий объем услуг связи, оказанных организациями Санкт-Петербурга в январе-декабре 2002 г., составил 24,1 млрд. руб.
За 11 месяцев 2002 г. произошел резкий рост инвестиций в основной капитал на 45%. Парадоксальная для экономики ситуация роста инвестиций в основной капитал при ухудшении финансового положения предприятий может быть объяснена прежде всего изменениями в бухгалтерском и налоговом учете, введенными с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в силу 25 главы Налогового кодекса. С принятием этих изменений предприятия получили возможность существенно расширить перечень затрат, исключаемых из налогооблагаемой прибыли. В результате резко возросли амортизационные отчисления предприятий (почти в 2 раза за январь-сентябрь
2002 г. по сравнению с январем-сентябрем
2001 г. в абсолютном выражении) и увеличился объем выданных кредитов (почти в 6 раз), что, естественно, отразилось на снижении объемов налогооблагаемой прибыли.
При этом предприятия за счет амортизационных отчислений и полученных кредитов смогли не только не снизить, но и нарастить свою инвестиционную активность.
По итогам января-сентября 2002 г. в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал произошли существенные изменения. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций за данный период пришелся на транспорт, далее со значительным отрывом следовали промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом если удельный вес транспортной отрасли в общем объеме инвестиций по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. вырос с 27,6% до 32,8%, то удельный вес промышленности сократился практически вдвое — с 30,6% до 17,3%, а жилищно-коммунального хозяйства изменился незначительно — 16,7% по итогам 9 месяцев 2002 г. по сравнению с 14,7% за аналогичный период 2001 г.
Общий объем иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2002 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. на 20,9%. При этом прямые инвестиции в экономику города сократились на 31%, а взносы в уставный капитал от зарубежных владельцев — на 46,1%. Среди факторов, повлиявших на падение иностранных инвестиций, можно выделить следующие:
 ухудшение предпринимательского климата, вызванное нестабильностью федерального налогового законодательства (в течение 2002 г. только во вторую часть Налогового кодекса РФ больше 10 раз вносились изменения и дополнения);
 отмена инвестиционных налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях, вызванная изменением федерального налогового законодательства;
 существенное замедление темпов экономического роста в странах Западной Европы. (Прирост ВВП Германии оценочно составил за 2002 г. 0,2%, что является самым низким уровнем с 1993 г.
Главной задачей экономической политики администрации на 2003 г. и последующие годы является сохранение достигнутых темпов роста экономики.
Среди инструментов, стимулирующих рост экономики, можно назвать:
 увеличение капитальных вложений в основные отрасли городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (в том числе фонда развития инфрастуктуры и других бюджетных инструментов);
 развитие совместного бюджетного и внебюджетного финансирования приоритетных для развития города проектов;
 развитие и освоение новых территорий, прежде всего вокруг КАД;
 активизация процесса вывода промышленных предприятий из центра города;
 поддержание созданного положительного имиджа Санкт-Петербурга, потока туристов и обеспечение отдачи от вновь созданных к 300-летию Санкт-Петербурга объектов кулътурно-досуговой сферы;
 развитие транспортной транзитной функции, прежде всего Морского порта и транспортной логистики.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!