Петербургский транспортный комплекс: резервы и перспективы развития

1 стр. из 1

Для развития перевозок в городе сложилась соответствующая инфраструктура — Санкт-Петербургский транспортный комплекс, активно адаптирующийся к новым хозяйственным, экономическим и социальным реальностям, достижениям научно-технического прогресса.
Потенциал транспортного комплекса используется далеко не в полной мере. Имеются значительные резервы и возможности для улучшения работы в сфере развития транспортных услуг в Санкт-Петербурге.
Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к транспортному обеспечению, применения современных технологий и рациональных путей доставки грузов.
Интеграция транспортного комплекса Санкт-Петербурга в мировую транспортную систему является важной составляющей стратегии вхождения России в международную экономику.

ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ СХОДЯТСЯ В БОЛЬШОМ ПОРТУ
Наш город лидирует на Северо-Западе России по объемам перевозок грузов и пассажиров морским, железнодорожным, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составляют около 300 млн. т в год, из них 58% — экспортно-импортные.
Транзитный грузопоток, проходящий по территории Санкт-Петербурга, составляет примерно 100—110 млн. т в год или порядка 30% от общего объема перево-зок всеми видами транспорта.
В Санкт-Петербурге создана принципиально новая территориально-хозяйственная структура, обладающая огромным потенциалом развития — Большой порт Санкт-Петербург, включающий: морской, лесной, рыбный и пассажирский порты, причальные стенки заводов и морских баз, портово-технологические причалы Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
В 2002 г. в Большом порту Санкт-Петербург было переработано 41 млн. т грузов (соответственно в 2000 г. — 32,1 млн. т, в 2001 г. — 36.9 млн. т), в том числе:
— ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» — 23 млн. т;
— ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» — 6,784 млн. т (рост объемов за 2002 г. составил 111%).
Судооборот Большого порта Санкт-Петербург в 2002 г. составил 17 569 судов, из них пассажирских — 210 судов, перевезено 142 355 пассажиров.
В структуре грузов, переработанных Большим портом Санкт-Петербург, наибольшие объемы приходятся на нефтепродукты, металлы, химические грузы, контейнеры.
Рост портовых технологических мощностей и грамотное управление, позволили частично перевести российские грузопотоки из стран Прибалтики и Финляндии в петербургский порт.
Развитие Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) существенно изменило направленность транзитного грузопотока наливных грузов в пользу России. Доля ПНТ в общем объеме перевалки российских нефтепродуктов странами Балтийского моря составила 13%. Дальнейшая реализация Программы строительства нефтепродуктового терминала позволит перегружать к 2007 г. до 15,0 млн. т нефтепродуктов.
Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляется 68,2% высокодоходных контейнерных перевозок Российской Федерации. На сегодня это один из основных грузопотоков на Северо-Западе.
Успех в борьбе за транзитные грузы во многом зависит от обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта, беспрепятственного прохождения грузопотоков из порта на магистральные сети страны.
Значительная доля контейнерных перевозок из Большого порта Санкт-Петербург выполняется автотранспортом — 81,5%, что предопределяет существенную нагрузку на улично-дорожную сеть города, вызывает заторы, значительно осложняет условия движения автотранспорта.
Для создания условий по улучшению работы предпортовой железнодорожной станции «Автово» в ноябре 2002 г. открыто движение автомобильного и железнодорожного транспорта в разных уровнях по вновь построенному за счет средств Федерального и городского бюджетов автомобильному путепроводу на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции «Автово». Реализована первая очередь крупномасштабного инвестиционного проекта — строительство Балтийского Балкерного терминала с перерабатывающей способностью — 2,5—3,0 млн. т в год. Проектная мощность терминала 5,0—7,0 млн. т.
Разработана и одобрена правительством Санкт-Петербурга, Минтрансом РФ и Правительством РФ «Генеральная схема развития Санкт-Петербургского портового транспортного узла (Большого порта Санкт-Петербург), в соответствии с которой к 2010 г. грузооборот порта составит 58 млн. т.
Подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Большом порте Санкт-Петербург».
Созданы объективные возможности для реализации ряда крупных проектов на некоторых участках побережья Невской губы.

ПО ВОДЕ, ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ И ПО ВОЗДУХУ
Приоритетным направлением совместной работы администрации города и Минтранса РФ является организация и развитие грузопассажирского паромного сообщения с Калининградом и портами Германии.
27 декабря 2002 г. грузопассажирское судно «Георг Отс» открыло паромную линию Санкт-Петербург — Калининград.
Скоростные пассажирские паромы в перспективе должны соединить Петербург с Хельсинки, Стокгольмом, Таллинном, Ригой и обеспечить максимально быстрое и комфортное передвижение пассажиров.
Администрация Санкт-Петербурга совместно с Управлением Октябрьской железной дороги и ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», проводит работу по созданию единого информационного пространства в работе железной дороги и порта, главной целью которой является организация взаимодействия служб железной дороги, Морского порта, перевозчиков и грузовладельцев.
Погрузка грузов ФГУП «Октябрьская железная дорога» МПС РФ за последние 5 лет увеличилась на 20,2 % и достигла 95,6 млн. т.
Основными видами перевозимых грузов являются: строительные — 26,2% от всего объема, нефть и нефтепродукты — 14,6%, железная руда — 15,2%, химические и минеральные удобрения — 13,6%, лесные грузы — 8,1%.
Из общего объема перевозок грузов по железной дороге около 32% составляют перевозки в международном сообщении.
Грузооборот ФГУП «Октябрьская железная дорога» МПС РФ за 2002 г. составил 101 566 млн. км;пассажирооборот — 18515 млн. км.
В целом по дороге перевезено 187 263,0 тыс. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении — 167 375,0 тыс. пассажиров.
В Санкт-Петербургском железнодорожном транспортном узле отправлено 97 402,3 тыс. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении — 90 324,0 тыс. пассажиров.
Волго-Балтийский водный путь — составная часть транспортного комплекса Санкт-Петербурга.
По нему проходят основные грузопотоки, следующие из Центрального и Северо-Восточного регионов России.
Основные перевозимые грузы: нефтепродукты, металлы, лесные, строительные и химические грузы.
За навигацию 2002 г. по реке Нева под разведенными мостми Санкт-Петербурга прошло  7046 судов, перевезено 15,516 млн. т грузов.
Активно развивается территория «Пулково» в целях создания современного аэровокзального комплекса, расширяется система авиасообщений и увеличивается рост объемов перевозок между регионами страны и с зарубежными странами, ведется обновление парка воздушных судов, осуществляется переход в обслуживании авиационного транспорта на стандарты и нормы Европейского Союза.
В результате реконструкции, ремонта и благоустройства аэровокзальный комплекс «Пулково» будет соответствовать современным мировым стандартам, что позволит принимать гостей города на самом высоком уровне.
Работа ГУАП «Пулково» за 2002 г. характеризуется следующими показателями:
 самолето-вылеты — всего 18 134;
 отправлено пассажиров — 1262,6 тыс. чел., в том числе:
 международные воздушные линии — 659,4 тыс. чел;
 внутренние воздушные линии — 603,2 тыс. чел.
Отправлено грузов — 11 260 т.
В ЗАО «Грузовой терминал Пулково» в 2002 г. обработано грузов — 12 214,3 т.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
Среди всех видов транспорта наибольший удельный вес в объемах грузовых перевозок приходится на автомобильный транспорт — около 40%.
За 2002 г. автомобильным транспортом перевезено около 150,0 млн. т грузов, основными направлениями перевозок являются перевозки в направлении Финляндии и Эстонии.
Транзитный статус Санкт-Петербурга на сегодня — приоритетен. Его реализация и развитие должны получать всемерную поддержку на всех уровнях.
Мощным импульсом социально-экономического развития не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада России является развитие сети автомобильных дорог в рамках 9 интермодального коридора, коридора «Север-Юг». Поэтому от развития транспортного комплекса города во многом зависят возможности России стать одним из крупнейших участников мирового товарообмена.

КАД И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
Одним из наиболее значимых проектов развития транспортного комплекса является строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.
Выполнен большой объем работ по строительству подключений новой магистрали к улично-дорожной сети города, ведется ремонт городских дорог, на которые ляжет основная нагрузка при выводе транспортных потоков на КАД.
Трасса Кольцевой автомобильной дороги должна стать центром притяжения мощных инвестиционных потоков как из бюджета, так и частных средств фирм и компаний, планирующих развивать свой юизнес в непосредственной близости от новой скоростной магистрали.
Реализация проекта КАД позволит существенно улучшить работу международной транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, создаcт предпосылки для развития в городе сети логистических транспортных центров: «Белоостров», «Ржевка», «Парнас», «Шушары», «Волхонка», «Ручьи», карго-центра «Пулково», портовых комплексов «Бронка», «Ломоносов», «Кронштадт», «Горская», ряда промышленных зон, расположенных непосредственно в зоне тяготения магистрали.
Для улучшения условий деятельности и повышения конкурентоспособности петербургских транспортных предприятий Администрацией города разработана «Программа государственной поддержки международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга на 2001—2004 годы».
Главная ее задача — обеспечение функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга как единого механизма, учитывающего специфику деятельности каждой из его составляющих.
Программа создает основу для системного обоснованного решения проблем и задач развития транспортного комплекса города.
Увеличение объемов транспортной работы, считают в администрации города, позволит прирастить долю валового внутреннего продукта и приведет к росту поступлений в бюджеты всех уровней, вызовет мультипликативный эффект в других отраслях экономики, создаст благоприятные условия для экономического развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в целом.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!