1 стр. из 1
Табл. 1. Основные закономерности управления строительной отраслью города
Недостаточное внимание уделялось и еще одному важному резерву эффективности — развитию информационных технологий.
Сегодня становится очевидным, что успех отрасли напрямую связан с прогрессом в области управления, а также с ускорением процесса формирования информационных сетей.
Открытая политика, провозглашенная администрацией Санкт-Петербурга, опирается на гласность, достоверность, на равную для всех доступность информации и разнообразие способов ее доставки заинтересованным людям, начиная от населения и до инвесторов включительно.
НАШ ГОРОД ОТКРЫТ МИРУ
Единая городская информационная система (ЕИСТ www.stateinvest.spb.ru) обеспечивает жителей любой точки планеты информацией об экономической ситуации в Санкт-Петербурге, о нормативно-правовой основе для инвестирования в экономические проекты города, об успешном опыте прямых инвестиций в город, об инвестиционных проектах развития недвижимости, поддерживаемых городом в рамках стратегических инвестиционных программ. Использование информационных технологий и компьютерных сетей в современных условиях является основным направлением повышения качества управления.
Развитие строительной отрасли мегаполиса должно базироваться на знании его объективных закономерностей и субъективных принципов управления отраслью. Систему этих закономерностей и принципов можно представить в виде концепции повышения эффективности управления строительной отраслью (СО) города.
Проблема совершенствования управления СО крупных городов с системных позиций при одновременном рассмотрении всех ее составных частей до настоящего времени не решена. Это в первую очередь относится к установлению оптимальных пропорций между управляющей и управляемой подсистемами с использованием различного инструментария и современных технологий управления, что должно привести к оптимальному решению социальных и экономических проблем жизнедеятельности и развития региона. В нашем городе только комплексное совершенствование системы управления СО позволит получить наибольший эффект. Это возможно при наличии общей концепции совершенствования системы управления СО как сложной макросистемой.
I. Рассмотрим первый аспект — методологию разработки концепции. Ее можно представить в виде следующего алгоритма.
1. Определение исходных данных.
1.1. Экономические законы развития общества.
1.2. Основные положения региональной политики развития России.
1.3. Стратегический план развития Санкт-Петербурга.
1.4. Существующие разработки по концепции управления СО.
1.5. Состояние объектов, инструментария, технологий в строительной отрасли.
2. Анализ и оценка исходных данных и разработка рекомендаций.
2.1. Анализ и оценка социально-экономических проблем региона.
2.2. Определение недостатков, присущих строительной отрасли.
3. Определение структуры и состава концепции реформирования СО.
3.1. Главная цель совершенствования системы управления СО.
3.2. Закономерности управления СО.
3.3. Принципы управления СО.
3.4. Требования к элементам системы управления СО.
4. Оценка соответствия состояния СО основным принципам концепции.
5. Определение направлений и путей реформирования СО.
5.1. Объект управления в управляемой подсистеме.
5.2. Инструментарий и технологии управления.
5.3. Объекты управления в управляющей подсистеме СО.
6. Определение эффективности управления СО с учетом его совершенствования.
7. Оптимальное решение социальных и экономических проблем жизнедеятельности отрасли.
Совершенствование системы должно привести к созданию оптимальной структуры управления, которая обеспечит рациональное функционирование жизнедеятельности города при стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения.
Что получит город в результате реформирования системы управления CO?
Научное обоснование разработки стратегических планов развития СО.
Оптимизацию управленческих решений (экономических, организационных, технологических и др.) при разработке администрацией города планов, проектов, инвестиционных программ.
Организацию взаимодействия между всеми источниками на внутреннем и внешнем контурах управления.
Формирование оптимальной структуры городского заказа.
Оптимальное распределение финансов между всеми программами и проектами городского заказа с учетом выполнения федеральных и муниципальных программ.
Создание благоприятного инвестиционного климата.
Оперативную оценку выполнения инвестиционных и адресных программ и разработку рекомендаций по их выполнению.
II. Основные закономерности процесса управления.
Рассмотрим второй аспект концепции — основные закономерности управления строительной отраслью города.
Для реализации целей на новом уровне необходимо, чтобы система управления СО соответствовала основным критериям управления (табл. 1).
III. Изложенные закономерности позволяют сформулировать основные принципы управления отраслью (третий аспект концепции). Они приведены в табл. 2.
Критерии оценки состояния систем управления, соответствие требованиям, вытекающим из принципов управления, составляющие основу теории управления сложными системами, определены на основе экспертных оценок специалистов СПб ГАСУ, ВИТУ, НПО «Наука—строительству» и других организаций.
Из всех принципов, приведенных в табл. 2, определяющим следует считать первый. Реализация этого принципа дает возможность органам управления отрасли, прежде всего Комитету по строительству, провести выбор оптимальных управленческих решений при разработке cтратегического плана развития города.
Принципиальной особенностью выбора оптимальных вариантов при управлении строительной отраслью в Санкт-Петербурге является учет политических, экономических, финансовых рисков. Поэтому при реализации первого принципа обязательным условием для получения оптимального решения следует считать наличие в модели управления СО системы управления рисками.
Использование изложенных принципов повысит эффективность управления строительным комплексом города. Данная концепция может служить основой для формирования стратегических направлений социально-экономической политики региона.
Дата: 12.11.2003
А. И. ВАХМИСТРОВ, к. э. н., вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по строительству, президент Союза строительных объединений и организаций
"Петербургский строительный рынок" №4
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!