Объект, уникальный во всех отношениях

1 стр. из 1

АЛЬТЕРНАТИВА ПРЯМЫМ ГАРАНТИЯМ
Опыт строительства крупномасштабных объектов в городе есть,  что важно — это создание жизнеспособной схемы финансирования, управления и контроля над расходованием средств столь крупных  проектов. О работе над проектом ЮЗОС рассказывает Глава Представительства НСС ИНТЕРНЕШНЛ АБ в Санкт-Петербурге Майкл Миллер.
— Проект ЮЗОС реализуется на базе уже существующих незавершенных очистных сооружений. В кратчайшие сроки комплекс полностью должен быть достроен и запущен в режиме, который будет соответствовать нормам очистки сточных вод в соответствии с рекомендациями ХЕЛКОМ.
Инициатива строительства ЮЗОС изначально принадлежала городу, и это понятно. Однако городу в одиночку не решить столь крупную проблему, связанную со сбросом сточных вод в  Финский залив, нарушающую экологическую обстановку еще и близлежащих стран Балтийского бассейна.
Первые шаги были сделаны еще два года назад на высоком правительственном уровне. И решающим фактором здесь  тогда явилась именно сложившаяся неблагоприятная экологическая ситуация.
Тогда же встал вопрос изыскания денежных ресурсов для привлечения в этот проект.
Естественно, главное беспокойство кредиторов — это вопрос обеспечения заемных  средств, или, другими словами, кредиторам необходимы гарантии того, что деньги будут возвращены в полном объеме, включая проценты. В нашем случае это значит, что объект будет построен и начнет функционировать.
Финансирование стройки — это, во-первых, ресурсы города, во- вторых,  донорские средства от заинтересованных стран, а в-третьих, кредиты банков.
Вопросов очень много. Так, например, каждый из доноров, а их здесь несколько, имеет свое видение использования денег, а очистные сооружения — это единый комплекс, поэтому учесть интересы каждого и одновременно целесообразно распорядиться средствами для строительства — задача  довольно непростая.
Летом 2000 г. Северный Инвестиционный Банк согласился на предложение ГУП«Водоканал Санкт-Петербурга» взять на себя функции исполнительного агентства и координатора проекта завершения строительства ЮЗОС. Позже был создан координационный совет, в который вошли представители заинтересованных сторон — «Водоканал Санкт-Петербурга», администрация города, Северный Инвестиционный Банк, НСС, ЮИТ, СКАНСКА, НЕФКО, ФМОС, СИДА, ДЕПА и TAСИС. Позднее присоединились Европейский Банк Реконструкции и Развития и Европейский Инвестиционный Банк.

СКАНДИНАВСКИЙ ХАРАКТЕР РОССИЙСКОЙ СТРОЙКИ
После того как на правительственном  уровне было решено, что этот проект будет поддержан и донорские средства поступят от северных стран: Финляндии, Швеции, Дании, — проект приобрел «скандинавский» характер. Европейским он стал значительно позже, когда ЕБРР и программа Евросоюза ТАСИС  решили профинансировать каждый свою часть . Когда все участники финансирования были определены, начался этап проработки моделей его обеспечения. В общей сложности мы этим занимаемся уже два года. Так как структура основана на частно-государственном партнерстве без прямых городских или государственных гарантий, схема получилась сложной  и объемной. Количество договоров перевалило за 100.
Модель формировалась на ходу. Никто полностью не представлял тот путь, который предстоит проделать к созданию жизнеспособной структуры.  Каждый участник выдвигал свои требования, имея свое видение проблемы, и были такие критические моменты, когда некоторые переставали верить, что результат вообще возможен. Необходимо было искать компромиссы, учитывать интересы каждого. Было много возможностей все развалить, прекратить на самой начальной стадии.
Можно с уверенностью сказать, что        основным двигателем проекта выступили «Водоканал», как представитель города, и  строительный консорциум, представленный компаниями НСС, ЮИТ, СКАНСКА и Северным Инвестиционным Банком.  
Опыт всех вовлеченных компаний (которые за рубежом уже реализовывали подобные объекты с участием государственного и частного секторов) был использован в создании самой модели проекта, он подсказывал, какая из схем имеет право на жизнь.
Для Запада такой подход, когда несколько компаний инициативно предлагают развивать проект, не уникален. Делятся финансовые риски. У каждой компании есть свой опыт, некоторые имеют его в строительстве подобных сооружений, другие наоборот — в развитии таких сложных схем. А вот для России объект такого масштаба  по такой схеме уникален.
Одобренный в мае 2002 г. Правительством Санкт-Петербурга проект Закона «О целевой программе Санкт-Петербурга «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений» предусматривает прежде всего возможность получения средств на погашение кредитов, полученных на строительство ЮЗОС.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», НСС (Швеция), СКАНСКА (Швеция), ЮИТ (Финляндия) и Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) создали в феврале 2002 г. для окончания строительства  и ввода в эксплуатацию ЮЗОС компанию ООО «Нордвод», выполняющую функцию заказчика-застройщика. Доли участников нового ООО«Нордвод»: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – 41%, НСС, ЮИТ, Сканска  – 41% и НЕФКО – 18%. После окончания строительства ЮЗОС будут проданы городу с рассрочкой платежа на 12 лет, а на «Нордвод» будет возложена обязанность погашения кредитов, полученных для завершения строительства, и процентов по ним.

УДАЧНОГО СТАРТА!
Сейчас проект находится на стадии подписания кредитных соглашений с несколькими организациями: Северный Инвестиционный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития — это первоочередные кредиторы, затем те, кто рискуют больше — субординированные кредиторы — финский и шведский государственные фонды участников проекта, т. е. строительные компании, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Кредиторы второй очереди являются обязательной составляющей для осуществления финансирования подобной модели финансирования. Объект должен быть постоянно ликвидным. Кредиты должны быть возвращены через 15 лет от  с даты их получения, включая срок строительства (29 месяцев).
На сегодняшний день все договора существуют, требования всех участников известны, юристы дорабатывают детали. Подписан важный договор-контракт «под ключ» между заказчиком и генподрядчиком, в основу которого положен FIDIC.
Одновременно с организационными
процессами сейчас активно ведется рабочее проектирование, проводится техническое обследование существующих конструкций. Генподрядчик начинает обосновываться на стройплощадке, прошел первый этап авансовых платежей, получено разрешение на производство работ.  
Все знают, как строить, но не менее важно знать, как подойти к реализации такой  крупномасштабной стройки путем создания жизнеспособной схемы организации финансирования  такого проекта.
21 марта 2003 г. состоялась официальная церемония открытия строительной площадки ЮЗОС. Символично, что это событие прошло накануне Всемирного Дня воды и Дня Балтийского моря. Среди участников церемонии были губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев,  генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ф. В. Кармазинов, представители администрации Санкт-Петербурга, генеральный директор Министерства окружающей среды Финляндии П. Ялканен, директор Министерства окружающей среды Финляндии К. Исокаллио, заместитель мэра г. Хельсинки М. Мейнандер, президенты банков и финансирующих организаций, представители иностранных компаний и средств массовой информации.
Теперь, когда состоялся старт, мы будем информировать читателей о строительстве столь важного для нашего города объекта.

СПРАВКА ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время станция «Красносельская» принимает на очистку 121,500 куб. м в сутки сточных вод Санкт-Петербурга. Ее проектная производительность составляет 70,000 куб. м в сутки, что приводит к сбросу большого количества неочищенных стоков в Финский залив. В качестве защитной меры предлагается закрытие Красносельских очистных сооружений и направление всех стоков Красносельского района и ряда стоков, поступающих с канализационных систем Центрального района, на Юго-Западные очистные сооружения (ЮЗОС). Это подразумевает, что строительство ЮЗОС должно быть завершено с учетом современных требований к очистке сбрасываемых стоков. Строительство сооружений началось в 1987 г.
В 1995 г., когда было выполнено порядка 40—50% работ, строительство приостановили из-за отсутствия финансирования.
Ввод в строй ЮЗОС позволит обрабатывать в сутки 330 куб. м неочищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы города. В результате реализации программы значительно улучшится экологическая обстановка в акватории Финского залива, появится возможность расширения жилищного строительства в юго-западной и центральной частях Санкт-Петербурга. Специалисты подсчитали, что завершение строительства ЮЗОС позволит построить 2—3 млн. кв. м жилья. Общий объем инвестиций для реализации проекта и запуска его в эксплуатацию составит
190 млн. евро.

Дата: 12.11.2003
Ирина ВАСИЛЬЕВА
"Петербургский строительный рынок" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!