1 стр. из 1
Для большого количества читателей не секрет, что на многих объектах, которые попали в план «предпраздничной» реставрации, наибольший объем работ выполнялся по реставрированию фасадов. Это и понятно. Петербургские фасады — это вообще отдельный разговор. Помимо своих исторических, архитектурных и прочих ценностей они являются еще и лицом города. И хотя как-то странно начинать готовиться к приему гостей с макияжа, в нашем городе получилось именно так. Причиной, видимо, стали сроки.
— Нормальная реставрация должна проходить в течение трех сезонов, а фасадные работы должны являться логическим завершением всего реставрационного цикла, — это мнение главного специалиста-технолога ГП НИИ «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» Сергея Шадрина. Сотрудники этого института принимают самое действенное участие в реставрационных работах.
— После тщательного натурного обследования и лабораторной проверки, которые проводят специалисты нашего института, мы определяем, чем «болен» объект, одновременно диагностируя состояние и состав материалов, из которых он был создан, а также исследуя материалы, использованные в более поздних ремонтах. Определяется, какие краски были ранее использованы и каких колеров. На основе полученных результатов приводятся те технологии реставрационных работ, которые способны вывести памятник на новый режим существования, более щадящий для состарившихся конструкций и позволяющих сохранить оригинальные материалы и сделать реставрацию более долговечной.
Далее работы ведет фирма, выигравшая тендер на реставрацию этого объекта. Но наши сотрудники продолжают вести авторский надзор за соблюдением технологии реставрационных работ и корректировку реставрационного процесса.
В НИИ «Спецпроектреставрация» настаивают, что при подготовке к окраске и окраске фасадов зданий надо максимально точно сохранять технологии. Но здесь возникает проблема: старые технологии достаточно трудоемкие. Поэтому строительные фирмы, занимающиеся реставрацией, ищут любой повод для того, чтобы упростить их. А это может сказаться на качестве работ. Есть и еще одна причина некачественной реставрации. В городе достаточно ограниченное число реставраторов высокого класса. А нехватка профессионалов вызывает появление множества фирм, работники которых не сведущи не только в реставрационном деле, но подчас и в строительном.
О том, что контроль находится на должном уровне, говорит такой факт. За все время подготовки города к празднику только у одной фирмы, занимавшейся реставрационными работами, лицензия была отозвана.
В списке объектов, на которых применялись разработанные сотрудниками НИИ «Спецпроектреставрация» технологии — Шуваловский дворец, здание Биржи, Исаакиевский собор, Мраморный дворец, дворец Белосельских-Белозерских, здание Пушкинского театра, Строгановский дворец, Андреевский собор, здание больницы Марии Магдалины и другие значимые для города памятники федерального значения. Одним из наиболее сложных памятников со штукатурной отделкой Сергей Шадрин назвал Строгановский дворец. При возвращении зданию первоначального вида реставраторы столкнулись только с архитектурными сложностями. Многие сохранившиеся элементы на фасаде дают право говорить об изменении Растрелли своего первоначального проекта непосредственно при оформлении памятника, что вызвало дополнительные трудности при приеме нужных реставрационных решений.
На многих объектах, по словам Сергея Шадрина, основные работы проводились в самое неподходящее для реставрации время — зимой. Поэтому приходилось создавать искусственный климат. Насколько это сложно, можно судить хотя бы по тому, что круглосуточная температура должна была быть +5 оС. А о морозах прошедшей зимы даже сейчас горожане вспоминают с содроганием.
Сергей Шадрин посетовал, что нынешняя реставрация памятников не является тем процессом, который бы соответствовал процессу, необходимому памятнику в полном смысле этого слова. На большинстве памятников это больше напоминает консервационно-косметический ремонт, призванный поддерживать объект в более-менее приличном состоянии.
— Наши усилия здесь направлены на раскрытие фасада, сохранение оригинальной штукатурки, если она в достаточно хорошем состоянии, восполнение утрат штукатурки близкими по характеристике материалами. Перекрашивается фасад паропроницаемыми красками, которые позволяют включиться в работу кладке, заставляют ее «дышать».
По мнению специалистов, той степени реставрационного вмешательства, которая проводится сейчас, хватит лет на пять. Подобная ситуация в истории города уже повторялась дважды. Вспомним Олимпиаду-80, когда здания так спешили привести в порядок, что в конце концов из всех сданных объектов было отреставрировано с соблюдением всех технологических этапов не более 5%. Подобное произошло и в 1994 г. и было приурочено к Играм доброй воли.
Не случилось бы так и на этот раз.
Фразеологический оборот «потемкинские деревни» давно и прочно вошел в нашу речь. И ничего плохого в этом нет. Значительно хуже, когда то, что он означает, реально входит в нашу жизнь. Праздники прошумят, и со временем впечатления о них потускнеют. Чиновничьи рапорты и доклады прозвучат и благополучно забудутся. И тогда на всеобщее обозрение вновь выплывут все «законсервированные» проблемы поистине уникальных шедевров архитектуры нашего города.
Дата: 12.11.2003
Владимир СКУПОВСКИЙ
"Петербургский строительный рынок" №4
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!