1 стр. из 1
КОШМАН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
Родился в 1944 г. в с. Мироновка Ново-Георгиевского района Кировоградской области (Украина). В 1966 г. окончил Дальневосточное военное автомобильное училище в г. Уссурийске, в 1973 г. — Военную Академию тыла и транспорта по специальности «Военный инженер путей сообщения». Служил в Сибири, на Дальнем Востоке, в Центральной России. Прошел путь от командира взвода до командира корпуса. Участвовал в ликвидации последствий аварий Чернобыльской АЭС. В 1991—1995 гг. — заместитель начальника железнодорожных войск по технической части Федерального управления железнодорожных войск при МПС РФ. В 1995—1996 гг. — заместитель директора Федеральной службы железнодорожных войск РФ, заместитель командующего Железнодорожными войсками РФ по вооружению. В 1996 г. — советник представительства полномочного представителя Президента РФ в Чеченской Республике. С апреля по ноябрь 1996 г. занимал пост председателя Правительства Чеченской Республики. С апреля по июнь 1997 г. — заместитель министра путей сообщения РФ. С июля 1997 по май 1998 гг. — руководитель Федеральной службы специального строительства России. 12 апреля 1999 г. постановлением Правительства РФ назначен статс-секретарем, заместителем министра ПС РФ. С ноября 1999 по май 2000 гг. — заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в Чеченской Республике. Награжден орденом «Красной Звезды», орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, девятью медалями. Воинское звание — генерал-полковник (1996). Заслуженный строитель. Почетный строитель России. Женат, имеет двух взрослых сыновей.
— Николай Павлович, одна из ключевых проблем реформы коммунального хозяйства — обеспечение соответствующей законодательной базы. Однако по ряду комментариев в прессе, последние законодательные инициативы Правительства были отклонены Госдумой.
— Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации», «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Я первый раз слышу, что закон отклонен Госдумой; напротив, он был успешно принят в первом чтении. И я очень надеюсь, что закон вообще будет принят. На это есть причина: реформой надо заниматься серьезно. Ведь она уже идет. Другое дело — тот факт, что в документе отсутствует ряд принципиальных позиций, которые были проработаны при его подготовке. Это — положение о поэтапном переходе к стопроцентной оплате коммунальных услуг, об отмене льгот, механизме повышения тарифов. Не попал в документ еще один из важнейших вопросов реформы — юридический механизм выселения «злостных неплательщиков». До 1 января 2005 г. сохранены все льготы на федеральном уровне. А после этой даты часть льгот будет передана регионам.
— Как бы вы охарактеризовали положение с коммунальным хозяйством Петербурга, а также крупных промышленных центров?
— Из отрицательных моментов могу отметить ситуацию в электроэнергетике — недавно у нас был серьезный разговор с руководством ОАО «Ленэнерго». Я считаю, что со стороны этой организации в вопросах выдачи технических условий допускается откровенный ведомоственный шантаж. Сегодня стоимость выполнения работ по подготовке технических условий едва ли не равняется стоимости установки собственной газотурбинной станции.
Из положительных моментов отмечу, что в Санкт-Петербурге проводятся большие работы по развитию систем водоснабжения и канализации. Можно отметить ту же ситуацию в Ставропольском крае, Москве и Подмосковье. Заслуживает внимания опыт Смоленской обл., где реализуется программа по переводу жилья и объектов соцкультбыта на индивидуальное газовое отопление. В Сафоновском районе уже 1200 квартир переведены на индивидуальное отопление, в результате чего экономия составляет 5 млн. руб. в год. За установку газового оборудования в домах люди платят только половину его стоимости, вторую — оплачивает местный бюджет. Также, в самом Смоленске, на ряде строительных объектов внедряется поквартирное отопление, вводятся в эксплуатацию крышные котельные.
— Вероятно, в аспекте коммунального хозяйства есть и отрицательные примеры работы региональных администраций?
— Да, причиной возникновения аварий систем теплоснабжения в российских регионах, а также длительных сроков устранения этих последствий является низкое качество подготовки объектов ЖКХ к работе в зимних условиях. Это характерно для Северо-Западного региона: Карелии, Архангельской и Новгородской областей, Корякского автономного округа. Есть проблема с недостаточным уровнем квалификации, халатностью обслуживающего персонала ЖКХ. Имеет место безответственность должностных лиц субъектов федерации, руководителей муниципальных образований и объектов ЖКХ. Считаю, что только безответственность руководителей, отвечающих за работу систем жизнеобеспечения, довела людей до такого положения, когда они остались без тепла и без света, что привело к социальной напряженности.
— Какие задачи в аспекте реформы коммунального хозяйства, на Ваш взгляд, должен решать Госстрой РФ?
— Сегодня задача Госстроя заключается в том, чтобы скоординировать усилия региональных администраций и коммунальных служб, провести мониторинг и в соответствии с принятым законом «шагать» по всем вопросам. Мы знаем о предельной изношенности коммунального оборудования, сетей водоснабжения, канализации. Есть огромная проблема с ветхостью жилого фонда. Одна из наших задач — формирование нормативной базы, соответствующей современным реалиям. Так, в настоящее время ряд проектных организаций подготовил Свод правил по строительству тепловых сетей бесканальной прокладки из стальных труб с современными видами теплоизоляции. Он будет использоваться в качестве нормативного документа системы нормативных документов в строительстве.
В 2003 г. мы сосредоточим усилия на повышении эффективности коммунального комплекса. Приоритет будет отдан развитию малозатратных наукоемких технологий, развитию форм и методов государственного регулирования. Большое внимание будет уделяться совершенствованию технического нормирования, сертификации и стандартизации. Также будет уделено внимание дальнейшему совершенствованию законодательной базы.
— Довольны ли Вы состоянием подготовки Петербурга к трехсотлетнему юбилею?
— Если бы я сказал, что доволен, то слукавил бы. Есть объекты, на которых работы ведутся очень хорошо. Так, приятное впечатление оставило посещение объектов в Петродворце, Константиновского дворца. Они отличаются качеством, сроками решения стоящих перед строителями задач. В положительную сторону отличаются такие значимые объекты, как Эрмитаж, Русский музей, Капелла, Филармония. Худшее положение, на мой взгляд, на объектах Министерства обороны, МВД, Министерства культуры, Российской академии наук. Мы сейчас готовим официальную информацию на имя председателя Правительства и в адрес этих федеральных министерств с конкретными предложениями по ряду объектов. Есть и такие адреса, которые требуют жесткого контроля и даже, может быть, принятия организационных мер. Это — Казанский собор, Михайловский замок, здания Военно-морской библиотеки, НИИ кардиологии, НИИ онкологии.
— В Петербурге есть один из символических объектов — восстановление места «размыва» метро. И в прошлый, и в нынешниц приезд в Петербуг вы уделяли этой проблеме большое внимание. Каково положение на этом объекте?
— На сегодня у меня сложилось такое же впечатление, что и в первую поездку: работа ведется в штатном режиме. 26 ноября работа велась на 172 звене, нынче — на 232. Часто звучат упреки в том, что на объекте была применена новая технология проходки. Но подрядчик строительства тоннелей — итальянско-шведская компания Impregilo — ведет работы в соответствии с установленными сроками, а их технология позволяет проходить в среднем 200 п. м в месяц. По той технологии, что традиционно использовалась в Советском Союзе, мы прошли бы существенно меньше — порядка 3,5 м в сутки.
Что касается возникающих проблем, то нужно понимать, насколько неоднозначно состояние грунтов и насколько сложно предугадать всевозможные проблемы. Сейчас горнопроходческий комплекс работает в самой сложной по гидрогеологическим условиям зоне участка размыва и находится в непосредственной близости от главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга. Проходчики не смогли обойти угол канализационного коллектора, который является единственным и не имеет резерва. Поэтому было принято решение внести изменения в проект и провести тоннель на безопасном удалении от коллектора. К сожалению, не удастся уложиться в сроки, которые по этому объекту поставило руководство, но к 2004 г. движение, вероятно, будет открыто. По возникшей проблеме с проходкой нового тоннеля доклады руководителя «Метростроя» и итальянских коллег, а также специалистов «Госстроя» полностью совпадают. Все же понимают, что ситуация, в которой оказались проходчики, является обычной для таких объектов, а меры, которые принимаются сейчас, должны восприниматься правильно. Я бы хотел, чтобы в СМИ поступала объективная информация, поэтому руководителю строительства поручено регулярно встречаться с представителями прессы.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №1-2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!