1 стр. из 1
МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РФ ИГОРЬ ХАНУКОВИЧ ЮСУФОВ
И. Х. Юсуфов родился 12 июня 1956 г. в г. Дербент Дагестанской АССР.
Имеет два высших образования: инженер-электрик (в 1979 г. окончил Новочеркасский политехнический институт) и экономист-международник (окончил в 1991 г. Всесоюзную академию внешней торговли).
С 1979 по 1984 гг. работал инженером в системе Мосэнерго, а с 1984 по 1987 гг. – старшим экспертом на строительстве ТЭС «Гавана» (Куба).
В 1988—1991 гг. – учеба во Всесоюзной академии внешней торговли.
С 1991 г. И.Х.Юсуфов – на государственной работе: в 1991-1992 гг. – заместитель председателя Комитета по защите экономических интересов Российской Федерации при Президенте РСФСР, 1993 г. – заместитель министра внешних экономических связей Российской Федерации, 1994—1996 гг. – на руководящей работе в системе «Росвооружение», 1996—1997 гг. – заместитель Министра промышленности Российской Федерации, 1998-1999 гг. – первый заместитель председателя, исполняющий обязанности председателя, председатель Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам, 1999—2001 гг. – генеральный директор Российского агентства по государственным резервам.
Указом Президента Российской Федерации от 16 июня 2001 г. №709 Юсуфов Игорь Ханукович назначенМинистром энергетики РФ.
Оценивая итоги прошедшего года, логично вспомнить о том, в каких условиях развивалась экономика страны в целом и отрасли ТЭК в частности, какие события и явления внутренней жизни страны и за рубежом оказали наибольшее влияние на реально достигнутые результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций ТЭК России.
Прежде всего, в прошедшем году были сделаны важные изменения в налоговом законодательстве. Введен в действие налог на добычу полезных ископаемых, снижена ставка налога на прибыль с 35 до 24 %. Однако при этом была отменена 50% льгота на инвестиционную деятельность, что сразу же сказалось на инвестиционной активности в отраслях ТЭК. Законодательно закреплены предельные ставки экспортных пошлин на нефть и принцип равного доступа производителей нефти к экспортным магистральным трубопроводам. Кроме того, были приняты изменения в налоговое и таможенное законодательство, которые вступают в действие с начала этого года, такие как законодательное закрепление предельных ставок экспортных пошлин на нефтепродукты, 45 % увеличение акцизов на нефтепродукты и перенос их взимания на АЗС.
К важным событиям 2002 года, создающим предпосылки для существенного улучшения условий экспорта российской продукции в страны Европейского союза, являющимся основным внешнеторговым партнером России, следует отнести принятое ЕС решение о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, а также начало работы по выработке концепции Общего экономического пространства.
Не менее важным следует признать и ситуацию на переговорах по вступлению России в ВТО. Переговоры по конкретным условиям присоединения страны к этой организации непосредственно затрагивают интересы предприятий ТЭК, как и процесс либерализации рынка газа в рамках реализации Европейской газовой директивы. В этой связи в качестве положительного момента следует считать то, что в течение 2002 года позиция ЕС в области либерализации газового рынка эволюционировала в сторону смягчения по вопросу о долгосрочных контрактах на поставку газа и привязки контрактных цен на газ к ценам на нефть.
В целом итоги развития нефтяного комплекса России в 2002 году должны быть оценены положительно. Российские нефтяные компании «росли» темпами, значительно превышающими темпы роста мировых лидеров нефтяной отрасли. Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти, опередив по этому показателю Саудовскую Аравию, и прочно закрепила мировое лидерство в экспорте углеводородной продукции. В последнем квартале прошлого года объем добычи нефти в России вышел на уровень 8 млн. баррелей в сутки.
Капитализация крупнейших отечественных нефтяных компаний увеличилась за 2002 год на 50 % (на основе данных РТС) с $41 до $62 млрд. Это обусловлено в основном благоприятной мировой конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, и, следовательно, улучшением финансово-производственных показателей, а также изменением стратегии российских нефтяных компаний в сторону повышения открытости и качества системы корпоративного управления с целью приведения последней в соответствие с мировыми стандартами, что позволило повысить их инвестиционную привлекательность.
Вместе с тем, уровень капитализации пока не соответствует реальному весу российского ТЭК в мировой экономике. Причина этого – нерыночный характер установления цен на газ и электроэнергию на внутреннем рынке, недостаточно высокий кредитный рейтинг и страновые риски, отражающиеся на фондовых индексах российских компаний.
В качестве негативной выделяется тенденция снижения темпа роста инвестиций в основной капитал в 2002 году. Обусловлено это тем, что мировая экономика и Россия вступали в 2002 год в условиях значительного превышения предложения нефти над спросом. Существенно снизились мировые цены на нефть (до $18 – $19 за 1 баррель), возникла неопределенность относительно дальнейшей их динамики на фоне рецессии мировой экономики.
Такое развитие событий, а также сохраняющаяся зависимость бюджета от экспортных доходов и налоговых поступлений нефтегазового комплекса обусловили необходимость активизации проводимой Минэнерго России работы по координации взаимодействия с независимыми производителями нефти и ОПЕК. Действия ОПЕК, объективно поддержанные Россией и другими независимыми производителями нефти, а также позиция Ирака, требовавшего пересмотра режима санкций и периодически прекращавшего поставки на рынок, привели к возврату цен в установленный ОПЕК коридор, а к концу года из-за забастовки в нефтяном секторе Венесуэлы и ожиданий войны США против Ирака к их росту до $30 и более за 1 баррель. Среднегодовая цена нефти Urals сложилась на уровне $23,7 за 1 баррель, что на $0,7 выше средней цены 2001 года.
Во многом благодаря этому в 2002 году продолжался устойчивый рост экономики страны. Объем ВВП по первой оценке Госкомстата России вырос по сравнению с 2001 годом на 4,3%, промышленное производство в целом – на 3,7%, в т. ч. в топливной промышленности – на 7%. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в объеме ВВП составила 25,5%, в том числе 14,1% – нефтяной комплекс, 6,9% – газовый комплекс, 3,7 % электроэнергетика и 0,7% – угольная промышленность. Превышение производства энергоресурсов над внутренним спросом, обеспеченное хорошей ресурсной базой – преимущество России, которое обусловило ей ведущее место в мире по экспорту энергоресурсов. Доля ТЭК в экспорте страны составила в 2002 году 54,4%, что выше прошлогоднего уровня.
Рост мировых цен на нефть и другие энергоресурсы положительно влиял на рост доходов экспортеров продукции, а также бюджета государства. Доля отраслей ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему России с учетом таможенных платежей в 2002 году составила 33,5%.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Вместе с тем, несмотря на столь значительные показатели, влияющие в целом на экономику России, в отраслях топливно-энергетического комплекса, и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности, сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, и действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК. Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса являются:
высокая степень износа основных фондов; в 2002 году этот показатель в целом по ТЭК превысил 50%, а в нефтепереработке – 80%;
деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы. Чрезмерная ориентация на дешевый газ и снижение доли угля. Недостаточная диверсификация структуры топливно-энергетического баланса создает угрозу энергетической безопасности;
отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня ведет к снижению экономических показателей производства энергоносителей, снижает конкурентоспособность ТЭК и увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду;
не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции в этой сфере;
приватизация существенной части собственности в ТЭК пока не обеспечила ожидаемого повышения эффективности функционирования производственных структур комплекса, что в большей мере связано с незавершенностью формирования в стране рыночной инфраструктуры и соответствующей законодательной базы, а также с неплатежами за продукцию;
высокая энергоемкость экономики, в 3—4 раза превышающая удельную энергоемкость экономик развитых стран и в 2 раза стран с сопоставимыми природными условиями;
высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния мирового энергетического рынка.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛЯХ ТЭК
Отдельно следует остановиться на вопросах ценовой политики на продукцию отраслей ТЭК. Основная задача Министерства энергетики в области ценовой политики на внутреннем рынке энергоресурсов состоит в недопущении раскручивания спирали инфляции за счет опережающего роста цен в отраслях ТЭК.
Регулируемые государством цены и тарифы на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ) в 2002 году были повышены дважды после тщательного анализа финансового состояния субъектов естественных монополий.
Цены на газ были повышены с 15 февраля на 20%, а с 1 июля еще на 15%. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, были повышены с 1 марта на 20%, а с 1 июля – еще на 2,4%.
Тарифы для конечных потребителей, регулируемые региональными энергетическими комиссиями (РЭК), в 2002 году увеличились на 27,3%.
Темпы роста цен (тарифов) на газ и электроэнергию были выше инфляции, что отчасти было обусловлено необходимостью улучшения финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий. При этом необходимо отметить, что проведенные в 2002 году фактические повышения цен на газ и электроэнергию были ниже первоначально установленного Правительством 35%-ного предельного уровня, что привело к дополнительному снижению затрат потребителей и улучшению их финансового состояния по сравнению к ожидаемым результатам. На нерегулируемых рынках нефти и нефтепродуктов политика Министерства заключается в насыщении внутреннего рынка и сдерживании на этой основе роста цен.
Анализируя динамику цен на нефтепродукты в 2002 году, можно отметить их резкий рост с конца апреля до начала июня. Это было связано с ростом цены на нефть на внешнем рынке, началом навигации на реках и ростом сезонного спроса на ГСМ. Однако, если сравнить цены на нефтепродукты в целом в 2002 году по сравнению с их уровнем в 2001 году, то их рост не превысил 15-процентного годового уровня инфляции.
С начала текущего года был повышен акциз на светлые нефтепродукты и изменен порядок его взимания, что вызвало рост цен внутреннего рынка. Цены на автобензин выросли на 5 %, цены на дизельное топливо – на 10 %. Кроме того, в этом же направлении может сработать законодательное установление таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 90% от таможенной пошлины на нефть сырую.
Это потребует более оперативной работы Министерства по мониторингу внутреннего рынка нефтепродуктов и возможного принятия соответствующих мер нетарифного регулирования.
СИТУАЦИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
Ситуация в финансовой сфере отраслей ТЭК в 2002 году характеризуется последовательным замедлением темпов роста сальдированной прибыли, а в некоторых отраслях и ее снижением. Доля прибыли отраслей ТЭК по предварительным расчетам за 2002 год от финансового результата в целом по промышленности России составила 52%. По отраслям ТЭК за год получен положительный сальдированный результат между прибылью и убытками в сумме 255 млд. рублей. Это на 25% ниже уровня прошлого года. Резкое снижение прибыли в 2002 году наблюдалось в электроэнергетике, что вызвано рядом объективных причин:
проведена по состоянию на 1 января 2002 года переоценка основных фондов электростанций. По ее итогам в 2,3 раза увеличилась сумма амортизационных отчислений, и в 2 раза вырос налог на имущество;
резко увеличились ставки платы за пользование водными объектами для ГЭС;
увеличились цены на топливо.
В течение 2002 года удельный вес убыточных организаций постоянно увеличивался, и на конец года в целом по ТЭК он составил 53,4%. Значительный рост убыточных предприятий приходится на предприятия угольной промышленности и предприятия электроэнергетики.
В течение 2002 года происходило улучшение структуры расчетов за отгруженную продукцию. Доля оплаченной продукции в объеме отгруженной продукции в промышленности ТЭК составила 90%, в том числе в электроэнергетике 95% и в нефтеперерабатывающей промышленности 91%. Расчеты за газ по данным ОАО «Газпром» составили 92%.
Высокий уровень оплаты денежными средствами в общем объеме оплаченной продукции отмечался в нефтеперерабатывающей промышленности (87%), в электроэнергетике (88%) и газовой промышленности (84,5%), что на 3 – 5 процентных пунктов выше уровня прошлого года. В газовой промышленности это превышение составило 20 процентных пунктов.
В состоянии взаимных расчетов хозяйствующих субъектов ТЭК в 2002 году произошли положительные изменения: в сфере неплатежей произошло снижение всех видов задолженностей по сравнению с началом года. Просроченная кредиторская задолженность снизилась на 16,5%, в том числе задолженность поставщикам снизилась на 17,4% и по платежам в бюджеты всех уровней – на 30%, из них в федеральный бюджет – на 40%. В целом просроченная кредиторская задолженность отраслей ТЭК составила порядка 300 млрд. рублей.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Среди приоритетных задач в работе Минэнерго РФ особо выделяется завершение работы над Энергетической стратегией страны до 2020 года. К этой работе сейчас привлечены лучшие научные силы. Другие приоритеты в деятельности Министерства – обеспечение внутреннего рынка энергоресурсами за счет создания цивилизованных рыночных отношений в этой сфере, в том числе в газовой отрасли, обеспечение справедливых цен на мировых рынках энергоресурсов, преодоление инвестиционного спада в отраслях ТЭК, активизация деятельности на рынках стран СНГ, сохранение позиций на традиционных зарубежных рынках, выход на новые рынки, прежде всего в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Важнейшая задача – обеспечение ресурсной базы в основных отраслях, прежде всего за счет разработки мер экономического стимулирования поисково-разведочных работ. В этой связи необходимо создавать равные условия для национальных и зарубежных инвесторов в области разведки и добычи углеводородов, при этом переводить месторождение на режим СРП целесообразно только в случае, если национальный инвестор отказывается на нем работать.
Дата: 12.11.2003
По материалам пресс-службы Минэнерго РФ
"Федеральный строительный рынок" №1-2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!