О мерах по совершенствованию топливной политики в электроэнергетике на период до 2015 года

1 стр. из 1

В последнее время из-за выработки ряда крупных месторождений газа в России, неподготовленности разработки новых месторождений и других причин появились существенные трудности в газообеспечении страны, в том числе электроэнергетики. В связи с этим ОАО «Газпром» выступило с предложением сократить использование природного газа. В частности, это предусматривает уменьшение поставок газа на тепловые электростанции на 30 млрд. куб. м до 2002 г., что эквивалентно недовыработке 100 млрд. кВт ч, или почти 20% сегодняшнего электропотребления в европейской части страны.
Анализ условий эксплуатации семи названных «Газпромом» федеральных электростанций, запроектированных для работы на газомазутном топливе (за исключением Новочеркасской ГРЭС), показал, что из-за недопоставок газа выработка электроэнергии на них в 1998 г. уже снизилась на 38% по отношению к 1990 г. Эти электростанции играют системообразующую роль, и их глубокая разгрузка в европейской зоне России недопустима по условиям обеспечения устойчивости режимов работы Единой энергосистемы.
Особые трудности возникнут при переводе с газа на альтернативные виды топлива ТЭС, расположенных в городах с интенсивным загрязнением атмосферы (Челябинск, Уфа, Тольятти, Ярославль, Волгоград и др.). Для ряда электростанций придется построить дорогостоящие установки по очистке дымовых газов от окислов серы и азота, провести реконструкцию котлов и золоуловителей, ремонт дымовых труб. По этим причинам необходимо исключить ТЭЦ из рассмотрения перечня электростанций, на которых предусматривается сокращение использования газа, тем более, что по многим из них были приняты директивные решения по переводу на сжигание газа.
Решение проблемы изменения структуры топливного баланса тепловых электростанций России, особенно в европейском регионе страны, усложняется также наличием ряда одновременно действующих факторов, главными из которых являются рост потребления электроэнергии, старение основных фондов электроэнергетики, недостаток инвестиционных средств.
В 1999 г. впервые за последнее десятилетие зафиксирован рост потребления электроэнергии. Объемы потребления составили 833  млрд. Вт ч, что на 3% больше, чем в 1998 г. Согласно исходному сценарию развития экономики России (форсированное проведение социально-экономических реформ, нарастающие темпы экономического роста, обеспечивающие за 1998 — 2015 гг. удвоение производства ВВП), рост потребления электрической и тепловой энергии в указанный период может составить величины, приведенные в табл. 1.
При этом учтена потребность в электроэнергии на нужды дальнейшей электрификации страны и значительные объемы сбережения энергии за счет догрузки оборудования и промышленных предприятий, структурных сдвигов в народном хозяйстве и осуществления целевых энергосберегающих мероприятий во всех отраслях экономики. Объемы сбережения электроэнергии к 2015 г. оцениваются в 21-23% от потребности, а тепла – в 33-34%. Учтены также нарастающие объемы экспорта в ближнее и дальнее зарубежье. Ресурсы основных видов топлива для электростанций РАО и АО-энерго определены в размерах, представленных в табл. 2.
При этом ресурсы газа следует рассматривать как максимальные, поэтому не исключена возможность их снижения. Потребности в топливе определены с учетом будущей структуры энергомощностей и снижения удельных расходов топлива на производство электроэнергии на 8%.
Доля газа в исходном варианте определилась как практически стабильная (61-62%) при росте доли угля с 29% в 1998 г. до 35% в 2015 г. Доля мазута, количество которого обеспечивает электростанциям только технический минимум, падает с 9% до 4%.
При расчете этой потребности учитывалось продление ресурса действующих АЭС и большая программа развития АЭС (ввод около 18 млн. кВт новых мощностей), а также программа достройки и реконструкции ГЭС. Невыполнение этих программ хотя бы частично увеличит потребность в органическом топливе, особенно в европейской части страны, где 80% электростанций работает на газе.
Принимая во внимание аргументы, приводимые специалистами ОАО «Газпром» в обоснование своей позиции, нельзя не учитывать технологические аспекты, а также условия и последствия перехода электростанций с газа на альтернативные виды топлива, основные из которых сводятся к следующему:
Переориентация электростанций на сжигание мазута вместо газа на практике столкнется с серьезными ограничениями из-за снижающихся в перспективе ресурсов жидкого топлива вследствие роста потребности народного хозяйства в светлых нефтепродуктах и повышения глубины переработки нефти.
Вытеснение природного газа за счет увеличения использования твердого топлива возможно только на электростанциях, спроектированных на сжигание каменных или бурых углей, а также торфа.
Предложенные ОАО «Газпром» сроки перевода электростанций на альтернативные газу виды топлива нереальны, т.к. работы по обследованию электростанций, разработке необходимой проектно-сметной документации для реконструкции требуют больших финансовых ресурсов и значительного времени.
Замена газа углем и мазутом вызовет резкое увеличение себестоимости электроэнергии и соответствующий рост отпускных тарифов. При снижении поставок газа на ТЭС к 2002 г. на 30 млрд. куб. м только топливная составляющая тарифов на электроэнергию повысится в 1,8 раза.
Замена газа мазутом и углем вызовет серьезные экологические последствия. Продукты сгорания мазута и угля от 10 до 50 раз токсичнее, чем продукты сгорания природного газа.
Для замены 30 млрд. куб. м газа потребуется сжигание 20 млн. т угля и 18 млн. т мазута, которое будет сопровождаться дополнительным выбросом загрязнителей в атмосферу. Сжигание мазута и угля приводит к увеличению выбросов углекислого газа, вызывающего парниковый эффект, по сравнению со сжиганием природного газа соответственно в 1,4 и 1,7 раза. Выбросы углекислоты в атмосферу при реализации предложений «Газпрома» вырастут к 2002 г. примерно на 17 млн. т/год. Именно в этот период станет возможным применять один из механизмов Киотского протокола к «Конвенции ООН по изменению климата» о продаже на мировом рынке избытков квот на выбросы парниковых газов. При складывающейся ныне цене $50 за 1 т углекислого газа ежегодная упущенная выгода для страны составит $850 млн. Необходимо отметить, что за сверхлимитные выбросы взимаются экологические платежи в 25-кратном размере, а это опять рост тарифов на электроэнергию. Не случайно, что до настоящего времени местные администрации не согласовали сооружение ни одной электростанции на угле в европейской зоне страны.
Исходя из этого, РАО «ЕЭС России» считает необходимым сохранить количество сжигаемого на ТЭС природного газа в абсолютном выражении на уровне 1990 года – примерно 180 млрд. куб. м в год. Однако, понимая необходимость оптимизации структуры топливного баланса электроэнергетики, РАО «ЕЭС России» предлагает рассмотреть следующие меры, направленные на повышение эффективности использования газа в электроэнергетике:
Повышение цен на газ до уровня, обеспечивающего стабилизацию финансового положения предприятий газовой промышленности, и соответствующей корректировки топливной составляющей в тарифах на электроэнергию. Соотношения в ценах на нефть, уголь и газ должны быть адекватны их энергетической и экологической ценности.
Освоение новых технологий генерации энергии на газовых электростанциях, которые позволяют при той же выработке электроэнергии в 1,5 раза снизить расход потребляемого газового топлива.
Освоение экологически чистых угольных технологий, которые позволяют повысить КПД твердотопливных установок до 52-54% даже при использовании низкокачественных углей.
Увеличение выработки электроэнергии на ГЭС и АЭС, для чего потребуется мобилизация значительных инвестиционных ресурсов.
Реализация ряда энергосберегающих мероприятий, в том числе повышающих эффективность использования топлива в производстве, снижающих расходы на собственные нужды электростанций, уменьшающих потери в электрических и тепловых сетях. Это может обеспечить экономию топлива в размере 60-65 млн. т у.т. за период 2000-2010 гг.
Передача электроэнергии из Сибири в центральные районы России, для чего потребуется, прежде всего, восстановить параллельную работу ОЭС Сибири с ЕЭС России, обеспечить форсированный ввод угольных ТЭС и ГЭС Сибири, усилить электрическую связь между восточной и европейской частями ЕЭС России.
Обеспечение свободного доступа к магистральным газопроводам поставщиков попутного газа, для использования которого в энергетике в настоящее время ведется необходимая организационно-технологическая подготовка.
Углубленную проработку поставленных вопросов целесообразно провести в рамках подготовки новой Энергетической стратегии России на период до 2020 г.. Конечной целью этой работы должны стать согласованные Минтопэнерго, Минатомом, Минэкономики, РАН, ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др. организациями и ведомствами предложения по формированию топливно-энергетического баланса страны на долгосрочную перспективу для представления в правительство России.

Дата: 12.11.2003
Первый заместитель председателя Правления РАО «ЕЭС России» О. В. БРИТВИН
"Федеральный строительный рынок" №1-2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!