СМУ-53. Реформа коммунального хозяйства: количество работников должно перейти в качество работы

1 стр. из 1

– Виктор Егорович, наш первый вопрос связан с очередным радостным событием Вашей компании. Недавно СМУ-53 получило «Приз эксперта» программы «Общественное признание». На Ваш взгляд, это событие – случайность или закономерность развития компании?
– Безусловно, это закономерность: мы шли к успеху не одно десятилетие. Признание приходит не само по себе. Нужно, чтобы на предприятии действовал коллектив единомышленников, чтобы рано или поздно количество работников перешло в качество работы, которое, в свою очередь, отразится на качестве жизни. Ведь цель каждого человека – обеспечить себя и семью, дать образование детям... Раньше работа строилась по принципу «даешь!», но все – не считая грамот и премий – получали по «сетке». Сегодня такая диспропорция ушла: лучше зарабатывает тот, кто хорошо работает. Приведу пример: в этом году мой заместитель вернулся с отдыха на юге, и я был приятно удивлен, когда узнал, что он встретил там несколько рабочих нашего СМУ. Когда на курорте встречаешь своих рабочих, это говорит о качестве жизни и достойном уровне компании.
– Вашей компании должна быть не понаслышке известна проблема коммунальной инфраструктуры. Каким образом преодолеть технический кризис в этой отрасли?
– Это вопрос всего общества, и последняя зима показала, что он затрагивает каждого. Мне кажется, реформа в сфере коммунального хозяйства еще не начиналась, а все, что было с ней связано – псевдореформа. Вот пример: известная бюджетная структура регулярно повышает тарифы, но сети и технологические объекты почти не обновляет. Зато роскошно отремонтированы офисы. Вокруг расцвели дочерние структуры, через которые, разумеется, идут деньги на ремонтные работы.
– «Штурмовой» переход ЖКХ к рынку предлагается сейчас многими экспертами этой области. Но не приведет ли это к развалу колоссальной системы хозяйства, и без того стоящего на «глиняных ногах»?
– Я привел бы пример Китая. Китай ведь тоже пришел к рынку под управлением командно-административной системы. В экономике этой страны до сих пор, с одной стороны, сохраняется большой государственный сегмент, с другой – многочисленные коммерческие проекты. Страна, сумев взять хорошее старое, внесла в него положительное новое. В результате не только сохранен потенциал, но и получен значительный прирост. Есть положительный пример в России – Москва не переводила полностью строительный комплекс на рыночные отношения, однако посмотрите, как активно ведется там строительство. Так же нужно подойти и к коммунальной реформе, в том числе в вопросе «приказов сверху». Нужна воля к проведению реформы, а также готовность контролировать ситуацию.
– На чем, на Ваш взгляд, надо сосредоточить усилия Госстрою – ведомству, которое призвано осуществить реформу?
– Во-первых, на контроле освоения бюджетных средств, корректности тендерных процедур, проводимых по бюджетным заказам. Также на совершенствовании законодательной и нормативной базы, подготовке кадров. Важная функция – контроль качества работы, соблюдение лицензий. Николай Кошман привел пример – Госстроем выдано порядка 5 тыс. лицензий, но ни одна не отозвана, а качество работ часто из рук вон плохое. Порядок нужно наводить путем информирования – чтобы заказчик получал «прозрачного» подрядчика. Однако контролем увлекаться опасно – контролеров и так уже в избытке. Нужно установить правила игры, которые будут прозрачны, понятны и однозначно трактуемы. Этим мы решим вопросы коррупции. Ведь на данный момент мы построили не демократическое, а бюрократически-клановое государство. Люди, которые распределяют заказы и выигрывают тендеры, уже «присосались» к системе, не допуская реальных рыночных отношений. Как разрубить этот гордиев узел? Путь реформы ЖКХ очень долгий. Предлагают реформы за «пятьсот дней» и т. п. – но нас невозможно перевоспитать за это время. Должно появиться поколение людей, которые выросли в рынке.
– Один из важнейших инженерных вопросов реформы – разумный баланс между централизованным и децентрализованным подходом к отоплению и горячему водоснабжению. На Ваш взгляд, где лежит компромисс между «гигантоманией» и крайним раздроблением централизованной системы?
– В начале XIX столетия Петербург в инженерном обеспечении зданий был самой передовой столицей мира. Как известно, автономное отопление тогда прекрасно решало проблему. Надо искать «золотую середину». Там, где плотность населения велика, где актуальны вопросы экологии, кварталы нужно отапливать централизованно. Но в новых спальных районах, тем более там, где централизованные источники удалены, вполне допустимо локальное отопление. Тогда мы решим проблему потерь на трубопроводах, на которых в феврале зеленеет трава. Говорят, что в нашем городе каждый человек потребляет порядка 300 л воды. Но это абсурд: просто большая ее часть уходит в землю. Ведется учет отпущенной, но не реально израсходованной воды. Лишь когда каждый станет платить за израсходованные тепло, газ, воду по счетчику, коммунальные службы озаботятся поиском потерь.
– Готова ли наша промышленность снабдить рынок трубной продукцией для коммунального хозяйства?
– Думаю, что при наличии спроса наладить производство можно будет быстро. Многие из наших бывших поставщиков прекратили работу, так как на трубы недостаточен спрос. Если он появится, то соответствующей продукции хватит на всех.
Сейчас уже главное не то, где произведены трубы, а их стоимость. Цена российских изделий часто не отличается от стоимости зарубежных аналогов. Наши производители иногда выставляют такую цену, что мы предпочитаем закупать трубу в Дании, Финляндии, Швеции. Впрочем, есть и положительные примеры – например, полиэтиленовые трубы казанского производства существенно дешевле, чем продукция Франции, Германии.
Отечественных производителей тоже можно понять. Например, 211 КЖБИ – прекрасный комбинат железобетонных изделий – сейчас испытывает нужду в качественных инертных материалах. Приобрести их можно, но изделия окажутся по стоимости близки к финским. Вопрос подъема отечественной стройиндустрии надо решать в комплексе – осваивать сырьевую базу, заключать долгосрочные договоры на поставку материалов. Вообще с инертными материалами сейчас серьезная проблема – щебенку иногда оказывается выгодно привезти с Урала, потому что огромные объемы областного и карельского щебня востребованы на строительстве петербургской КАД, а также в Москве.
Кстати, не надо думать, что ремонт сетей обязательно будет связан с прокладкой новых труб. Не менее перспективна санация имеющихся трубопроводов с помощью полимерных материалов. Мало того что полимерные материалы обеспечивают большую пропускную способность, их гарантийный срок работы существенно превышает соответствующие показатели имеющихся материалов. Важная задача нашей промышленности – наладить в достаточном объеме выпуск труб из перспективных материалов – пластика, стеклокомпозита. Не менее важно обеспечить качество производимой отечественной продукции. Все производители рассказывают о входном, пооперационном и прочем контроле, но при этом далеко не все обеспечивают качество: часто трубы лопаются уже в процессе монтажа.
– Каково положение в кадровом обеспечении строительного комплекса, задействованного в обслуживании ЖКХ?
– Проблема стоит очень остро. Сегодня специалистов никто не готовит. Мы, имея учебный комбинат, вынуждены сами готовить строителей и первичных организаторов-бригадиров. Сейчас нам просто необходим  альянс с ПТУ, и мы на пороге этого  решения. Строительные фирмы неизбежно начнут вкладывать деньги в подготовку своих специалистов. Что касается сотрудников инженерного звена, наша «кузница кадров» – ГАСУ, бывший ЛИСИ. С третьего-четвертого курсов приглашаем ребят на практику, присматриваемся, выбираем тех, кто хочет и может работать.
Остро стоит вопрос с кадрами в проектных организациях. Не секрет, что из строительных проектных институтов ушли молодые специалисты. Соответственно, квалификация большинства проектировщиков законсервировалась на уровне 70-80 гг. Они как раньше проектировали трубопроводы из чугуна и асбестовых труб, так и сегодня проектируют. Поэтому мы совместно с представителями датских, финских фирм – поставщиков новых технологий ездим по городу и проводим обучение проектировщиков  и заказчиков. Кстати, и заказчики зачастую не готовы грамотно сформулировать задачи для проектантов.
– Достаточна ли оснащенность строителей качественной техникой и справятся ли они с задачами обновления сетей в случае, если речь пойдет о значительных объемах работ?
– Проблема фондов стоит, но уже не так остро, как раньше. Новая техника в городе появляется. По моим данным, в прошлом году компания Caterpillar продала на Северо-Западе порядка 25 единиц техники, Hitachi – около 50 единиц. А есть еще КАМазы, БЕЛазы, Volvo. Все это свидетельствует о прорыве в обновлении фондов. Что касается нас, то мы начали покупать новые машины одними из первых, причем  прямо с заводов-производителей. Сейчас найти технику стало легче – заводы-изготовители развивают сети дистрибьюторов в регионах.
Поэтому мне кажется, что строительные фирмы, если появится задание, даже большого объема, с поставленной задачей справятся. Строители же готовы к работе. Пока еще сохранились специалисты, которые владеют навыками работы. Это же касается и самих сетей – есть потенциальные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в эти задачи. Но тут мы опять возвращаемся к проблеме жилищно-коммунальной реформы. Необходимо решить вопрос долгосрочного кредитования – гарантирования инвестиций со стороны банков, Правительства.
– Виктор Егорович, если подытожить сказанное, то получается, что единственный путь реформы коммунального хозяйства – это путь создания бизнес-среды, национальной деловой этики?
– Да. Мы в начале тяжелого пути. И будет неплохо, если сначала мы хотя бы научимся следовать десяти библейским заповедям. Хотя бы большинству из них.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №1-2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!